Нелегалы из азиатских республик заполонили столицу саммита АТЭС
Рейс «Москва–Владивосток». В самолете – преимущественно узбеки. Картина повторяется изо дня в день. Народ пачками везут на стройки саммита АТЭС. Проблемы начинаются дальше.
Весь глобус – на одном острове.
На полуострове Саперном, где разворачивается главная стройка предстоящего саммита, без вороха разрешений мышь не проскочит. На каждом ведущем туда проселке – шлагбаум, досмотр багажа, проверка документов. Фото– и видеосъемка строжайше запрещена. Только колючей проволоки не хватает.
Глобальные строительные работы на Русском начались ровно год назад. Объем выполнен колоссальный. Железобетонные каркасы будущего федерального университета высятся там, где недавно стояла тайга. Темпы и еще раз темпы! Этому здесь подчинено все. Московские министры во главе с вице-премьером Шуваловым ездят на Русский так часто, что уже перезнакомились с местными жителями. Но непосредственно к строителям высокое московское начальство не пускают. Неприглядная картина.
При закладке первого камня на объектах будущего АТЭСа руководители разных рангов клялись, что здесь найдет применение исключительно отечественная рабсила. Для Приморья это особенно актуально: безработица лютует. Случилось все наоборот. Подавляющая масса строителей – узбеки. Есть чилийцы, турки, мексиканцы, тайцы, филлипинцы, индонезийцы, вьетнамцы, северные корейцы и китайцы – куда в Приморье без них!
Настоящий Вавилон. Немудрено, что в такой массе народа полно нелегалов-гастарбайтеров, которые и создают на острове главные проблемы. По неофициальным данным, их тысячи.
– Не отрицаем, есть иностранные граждане без документов, – говорит Людмила Хван, кадровик компании «Крокус», генерального подрядчика глобальной стройки. – По нашим подсчетам, это примерно 40 процентов от поступающей к нам рабочей силы. Наша задача – их выявить и оформить по всем правилам.
Но когда в декабре прошлого года бригаду узбекских «копателей» в очередной раз «кинули» на зарплату, они едва не взяли штурмом штаб-квартиру «Крокуса». Конфликт удалось погасить.
Трудно найти русского, согласного за 12 тысяч рублей с утра до ночи лопатой землю кидать да камни ворочать…
Сколько нелегалов-гастарбайтеров сегодня гастролируют на стройках саммита, не знает никто, поскольку ситуация неконтролируемая.
– Официально на острове Русском около тысячи работающих, – считает председатель общественно-консультативного совета УФМС РФ Сергей Пушкарев. – Де-факто же уйма народа, нигде не учтенного. Весь кавардак заложен в законодательстве, квота для ближнего зарубежья не нужна, виза тоже.
Факт массового использования нелегалов косвенно, но убедительно подтверждает статистика. Мэрия Владивостока констатирует, что вопреки всем надеждам роста налогов в бюджет города за счет тысяч прибывших «рабочих рук» не произошло.
Мы – не рабы?
Понятно, гастарбайтеры – жертвы обстоятельств. Никто бы не поехал в холодное, неласковое Приморье из солнечных среднеазиатских республик, будь там работа. Предел мечтаний для приезжих – зарплата в 20 тысяч рублей. Однако соглашаются и на 15, и даже на 10 тысяч. По словам Зокирджона Мусоева, президента региональной общественной организации, объединяющей среднеазиатское землячество, на скромную «десятку» в Узбекистане и Таджикистане можно месяц семью содержать.
– Откуда тогда берутся нелегалы? – переспрашивает Зокирджон. – Приезжие плохо ориентируются в местных порядках, а часто даже не знают русского языка – как им вступать в трудовые отношения? Только через земляка-посредника. И они становятся легкой добычей мошенников. Ко мне постоянно обращаются земляки, – вздыхает общественник. – В прошлом году пришли, жалуются, что проработали полгода, у них забрали паспорта и ни копейки не заплатили. Я начал разбираться, жили рабочие на каком-то складе, в маленьких комнатушках по двадцать–тридцать человек, полная антисанитария. Оттуда их каждый день возили по городу на различные работы. .
Можно представить, какие деньги на всем этом делаются. Тем, кто греет на ситуации руки, плевать, что будет с Владивостоком, когда число выброшенных на улицу узбеков и лиц иных обманутых на стройках саммита национальностей достигнет критической массы. Уже сегодня примеров хватает.
– Каждое второе преступление средней тяжести совершается приезжими из стран СНГ, – говорит собеседник в погонах. – Масса нарушений в части подделки документов – фальшивые техосмотры, водительские удостоверения, а ведь многие работают таксистами и водителями, возят горожан. Много преступлений, связанных с покушением на имущество граждан. Есть случаи изнасилования.
– Завозят рабочих в Приморье организованно, а вывозить никто не вывозит, – говорит заместитель начальника МОБ УВД по Владивостоку Аркадий Воротынцев. – Вот они и «зависают» здесь. В городе даже нет спецприемника, не говоря о спецподразделении при УФМС. Вот по всей России есть, а у нас нет, закрыли. Боюсь, к саммиту АТЭС у нас весь город будет в узбеках.
Как справиться с ситуацией?
– Необходимо ввести изменения в законодательство, – полагает эксперт по миграции Сергей Пушкарев. – Если уж мы так любим ближнее азиатское зарубежье, пусть они едут к нам в безвизовом порядке, но обязательно по приглашениям юридических либо физических лиц, тогда хоть будет с кого спросить за их пребывание здесь.
Знать бы кому это надо (кроме самих узбеков и горожан)? Работодателю, имеющему с нелегалов барыш, иметь бесправного гастарбайтера, работающего за похлебку и даже не требующего помывки, – мечта! Когда приморского губернатора Дарькина благословляли на новый срок, он говорил о притоке населения в край, которое с гордостью и восхищением скажет: «Нам здесь жить!». Сдается, что очень скоро этот лозунг в Приморье будет звучать в основном на узбекском, туркменском и бог знает еще каком языке, но не на русском.
Лада ГЛЫБИНА