Как и старая образовательная политика
В России на фоне споров о необходимости ЕГЭ идет подсчет их результатов. В Министерстве образования даже припугнули коррумпированных госслужащих и учителей, мол, 100-балльные экзамены чуть ли не вручную, под лупой перепроверят. Но это же тесты, а не сочинения и не решения теорем, которые действительно можно было перепроверить спустя хоть год, хоть десятки лет. Поэтому угрозы, как и итоги – лукавые, а вот урон для развития страны – реальный. По мнению специалистов Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО), единый государственный экзамен наносит вред экономическому развитию страны. Система ЕГЭ понижает интеллектуальный уровень работников, что опасно серьезными проблемами для предприятий и национального хозяйства России.
– Особенно в экономический кризис проявился низкий уровень компетенции основного персонала российских компаний. А именно слабость образования, низкая способность менеджмента и технических кадров к творческому мышлению. До кризиса господствовало представление, что стране прежде всего нужны специалисты узкого профиля, не обладающие «посторонними» знаниями, – комментирует Борис Кагарлицкий, директор ИГСО. – Спору нет, выход России из экономического тупика возможен при стимулировании внутреннего спроса, технологическом перевооружении индустрии. Но для этого необходимы изменения в системе управления и организации производства. Это требует подготовки огромного числа профессионалов нового качества. Место узкого специалиста предстоит занять работнику, обладающему многосторонними знаниями. Здесь тренинги, организуемые крупными предприятиями, не помогут. Потому что слабость интеллектуально-психологической подготовки сотрудников «не закрыть» дефицитом неких навыков. К сожалению, пока система образования продолжает готовить слабых специалистов.
Тестовый характер ЕГЭ окончательно переориентирует российское образование с предоставления знаний и навыков самостоятельного обучения на зазубривание «правильных экзаменационных ответов». Внедряемое в вузах компьютерное тестирование работает на тот же результат, довершая дело ЕГЭ.
– В результате хороший специалист выпускается не благодаря тестовой машине, а вопреки ей, – подчеркивает Анна Очкина, руководитель Центра социального анализа ИГСО. – Для повышения качества подготовки трудовых кадров требуется смена всей национальной образовательной политики.
Хотя под давлением кризиса некоторые компании начали привлекать более грамотные кадры, одновременно стараясь рационализировать свою работу.
Однако перемены еще не затронули замены узких специалистов с низким уровнем мотивации на автономных профессионалов широкого профиля. Напротив, грамотные кадры продолжают терроризироваться «процессным контролем» со стороны менеджмента, не понимающего конкретной специфики работы.
Реформа системы образования развивается в докризисном русле. Это противоречит задаче дальнейшего экономического развития России.
Михаил ИЛЬИН