ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА ТЕГЕРАНА БРОСАЕТ ВЫЗОВ МИРОВОМУ СООБЩЕСТВУ
Совет Безопасности ООН принял четвертую по счету резолюцию, вводящую санкции против Ирана. Причина – его ядерная программа не дает убедительных доказательств того, что она предназначена исключительно для мирных целей.
Международный кризис вокруг иранской ядерной программы продолжается уже несколько лет. Суть его в том, что в Иране интенсивно идет процесс обогащения урана, из которого можно произвести атомную бомбу. Постоянно ускользая от контроля МАГАТЭ, иногда прямо его обманывая, не давая необходимой информации, иранцы сумели добиться того, что на заводе в Натанзе работает уже около 8 тыс. центрифуг, производящих обогащение урана, и президент Махмуд Ахмадинежад обещал довести их число до 54 тыс. В прошлом году иностранные разведки обнаружили, что тайком был построен еще один завод по обогащению урана возле города Кум.
Ирану не обязательно действительно произвести атомную бомбу и иметь ее в руках, достаточно остановиться в одном шаге от ее создания. Ясно, что тегеранские властители, уже несколько лет играющие с мировым сообществом в кошки-мышки, намерены осуществлять свою программу до конца: либо до создания бомбы, либо до достижения «состояния пятиминутной готовности», когда остается сделать один шаг – и бомба будет произведена.
Чем это грозило миру? Ни для России, ни для Западной Европы и Америки появление ядерного Ирана катастрофой бы не было. Правда, после этого Договор о нераспространении можно было бы выбросить в мусорную корзину, но и это для человечества все же не смертельно. Тяжелым ударом это стало бы для государств Ближнего Востока, которые, конечно, стали бы всерьез думать о собственных ядерных программах. Но единственная страна, для которой превращение Ирана в ядерную державу является вопросом жизни и смерти, – это Израиль. Сознавать, что находящаяся неподалеку страна, руководители которой заявляют о необходимости стереть Израиль с карты мира, вскоре получит атомную бомбу, и ничего не сделать для того, чтобы этот кошмар предотвратить, – это для населения еврейского государства непереносимо. И рано или поздно Израиль мог бы нанести превентивный удар по иранским ядерным объектам, даже понимая, что это не решение проблемы, а лишь отсрочка. Поэтому можно утверждать, что в центре кризиса, развернувшегося вокруг иранской ядерной программы, лежит именно стремление мирового сообщества предотвратить такой ход событий, который мог бы привести к неизбежности израильского удара по Ирану. Это вызвало бы войну уже не только ближневосточного масштаба с непредсказуемыми последствиями для мировой экономики.
Первые три резолюции СБ ООН требовали от Ирана прекратить эксперименты с ураном. Никакого результата. Стало понятно, что для иранских лидеров обогащение урана стало своего рода национальной идеей, они не могут от этого отказаться, дабы не выглядеть «слабаками». И тогда мировое сообщество пошло навстречу Ирану, сняв в прошлом году требование о прекращении обогащения урана и предложив вариант выхода из кризиса, позволявший Тегерану «сохранить лицо».
Иранцам было сказано: «Вы работаете по созданию лишь мирного атома? Так вот, давайте будем доводить ваш низкообогащенный (около 4%) уран до 20%, но делать это в России. А превратить его в урановые стержни, необходимые для загрузки вашего единственного реактора, работающего для производства медицинских препаратов, поможет Франция. И вы получите на блюдечке как раз тот уран, который может быть использован лишь в мирных целях». Казалось бы, что может быть лучше? Пострадало ли бы иранское руководство? Нет, ведь оно в состоянии изобразить свое согласие на обогащение урана на чужой земле не как уступку Западу, а как триумф своей политики превращения Ирана в ядерную державу.
И тем не менее иранские правители отклонили как первоначальное российское, так и второе, совместное предложение, причем под смехотворным предлогом. По словам спикера иранского парламента Лариджани, Запад намеревался, дескать, просто украсть у Ирана его запасы урана. А Россия, следовательно, готова была помочь кучке международных мошенников бессовестно надуть Иран. Разумеется, никто не мог поверить в то, что Медведев и Путин пляшут под американскую дудку, но, видимо, более умного предлога у Тегерана не нашлось. Но вот в последний момент появился вариант использования страны нейтральной, не проамериканской и не пророссийской – Турции, которую Иран вряд ли может подозревать в злонамеренных кознях. Турция согласилась, понимая, что такой «подвиг» увеличит ее шансы на вступление в Евросоюз. Бразилия нужна для придания всей схеме большего международного веса. Иран должен был вывезти 1,2 тонны низкообогащенного урана, но при этом у него остается еще 800 кг такого урана. Это две трети того, что нужно для обогащения до 90%, а из урана такого рода уже можно произвести бомбу.
Между тем иранцы, как хвастливо заявил сам Ахмадинежад, уже самостоятельно доводят обогащение урана до 20%; отсюда до 90% дойти легче, чем с 4 до 20%. Вот и разгадка того, почему «шестерка» оказалась неудовлетворенной турецко-бразильской схемой. Ведь пока на чужой земле обогащалась бы одна часть урана, другую у себя обогащали бы иранцы; не успеешь оглянуться – и вот уже уран, готовый для создания бомбы. Иначе говоря – уловка, оттяжка времени. И пришлось пойти, в том числе и России, скрепя сердце, на введение новых, более жестких санкций в надежде, что на этот раз Тегеран, может быть, образумится и поймет, что в его же интересах лучше согласиться на условия, предложенные мировым сообществом.
В соответствии с новой резолюцией Ирану нельзя продавать шесть видов вооружений, в том числе боевые самолеты, танки, ракеты. Ирану запрещается разрабатывать ракеты, способные доставлять ядерное оружие, делать инвестиции в урановые шахты, строить новые установки по обогащению урана. 40 иранских компаний, в основном контролируемых Корпусом стражей исламской революции, подпадают под санкции. Не рекомендуется иметь дело с рядом иранских банков. Нельзя открывать в странах–членах ООН отделений и дочерних компаний тех иранских банков, которые подозреваются в участии в ядерной программе. Запрещается заправлять топливом иранские суда, если есть информация о перевозке ими запрещенных товаров. В определенных случаях разрешен даже международный досмотр иранских судов. Но, пожалуй, важнее всего то, что введение новых санкций отбивает охоту у иностранных вкладчиков вкладывать средства в иранскую экономику, вообще создает климат недоверия в отношении Ирана – страны, которая остро нуждается в импортной технологии и притоке иностранных капиталов.
Первая реакция Тегерана – такая, которой и следовало ожидать: иранское руководство с возмущением и презрением отвергло резолюцию Совбеза. Возможно, иранцы откажутся сотрудничать с ООН, разорвут отношения с МАГАТЭ. Значит ли это, что все напрасно, что Россия, например, зря пошла на несомненное ухудшение своих отношений с Ираном или, как полагают некоторые обозреватели, позволила Западу «втянуть себя» в бесполезное дело? Рано еще об этом судить. Несомненно одно: раз Россия и Китай, годами делавшие все, чтобы уберечь Иран от жесткого давления извне, решили проголосовать за санкции – значит, для этого были веские причины. Всякому терпению приходит конец. Смешно думать, что Запад каким-то образом «переиграл» или «подставил» Россию. Нечего и опасаться какой-то «мести» со стороны Ирана. Понятно, что Иран, даже не говоря о строящейся АЭС в Бушере, зависит от России в несравненно большей степени, чем Россия от него. Остаются прочные основы для сохранения сотрудничества между обеими странами. Другое дело, что вряд ли было бы правильным поставлять Ирану ракеты С-300, хотя формально они являются оборонительным оружием и не подпадают под действие санкций. Получив такие ракеты, Иран ощутил бы себя в полной безопасности, его небо было бы прикрыто, у тегеранских властителей появилось бы осознание своей безнаказанности и они спокойно продолжали бы свой марш к бомбе. И вот тогда Израиль, невзирая на эти ракеты, скорее всего нанес бы удар с катастрофическими последствиями для всего мира.
Это, разумеется, не означает, что иранские ядерные объекты следует разбомбить – сама мысль об этом абсолютно неприемлема. Но, как скажут некоторые, возможно, угроза военного удара необходима для того, чтобы отрезвить иранских правителей, которые, как теперь ясно, не поддаются никакому дипломатическому и экономическому воздействию.
Георгий МИРСКИЙ, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН