Россия – страна примера. У нас личный и умело преподнесенный положительный опыт вызывает, проверено на практике, целую волну последователей.
Посмотрите, с каким интересом воспринимает молодежь появление на татами премьер-министра Владимира Путина в соответствующей экипировке. Каждый проведенный им на людях бросок – это и показательный прием против охватившей молодежь лени, апатии. Знаю, что опубликованные снимки премьера на ковре вызывают не меньший, а гораздо больший интерес, чем его так называемые официозные фото. Вот она – настоящая привлекаловка и завлекаловка для молодых, в лучшем случае уткнувшихся в компьютер, в худшем – ширяющихся где-то по подвалам. Конечно, нельзя говорить, что появление Путина в борцовском кимоно или во всю гребущего (и умело) на регате президента страны Дмитрия Медведева сразу решают проблему некоторого нездоровья нации или тут же побуждает хиловатых представителей молодого поколения бежать в фитнес-центр, записываться в спортивные секции.
Нет, давайте признаем, что нет. Но определенная работа в мозгах молодых все же происходит. Чужой пример заставляет по крайней мере задуматься. Если идолы и столпы нации, добравшиеся до самых до политических и социальных высот, занимаются спортом, то, может, стоит попробовать и мне. Только попробовать, а там посмотрим.
И для меня лично физкультурно-спортивные увлечения президента ли, премьера – это и пример Фэйр Плей, проявленной в жутком временном дефиците, обусловленном небывалой занятостью двух ключевых руководителей державы. Они оба воспринимаются единомышленниками по нашему общему с ними и с вами спортивному сообществу как близкие, понятные партнеры, вносящие такую же, как я и тот парень, лепту в привлечение нации к физической культуре, к привлекательности вполне достижимого (это же видно) спортивного результата. Фэйр Плей. То есть справедливая игра, ведется по единым для всех правилам.
На мой взгляд, Фэйр Плей, несмотря на разнообразнейшие профессиональные формы существования нашего сложного российского сообщества, является тем целым, что могло бы в определенной степени сплотить всю нацию. Если хотите, в какой-то мере даже превратиться в национальную идею, в поисках которой потрачено столько времени и усилий. Тут и занятия физической культурой, что служит для оздоровления молодых. И отказ от применения любых форм насилия в отношении спортивного соперника, а значит, при определенном продвижении идеи справедливой игры и реального оппонента в часто возникающей жизненной ситуации. Это и помощь тому же опять-таки спортивному конкуренту, которая может переноситься и совсем не на стадионную, а сугубо житейскую арену. Добавьте сюда добровольный отказ от использования преимуществ и привилегий, не являющихся плодом собственных победных усилий, а пришедших благодаря чужим неудачам, промахам или неблагоприятному – для кого-то – стечению обстоятельств.
Да, мы в определенной степени делаем кальку со спортивной стороны Фэйр Плей в нашу неотрегулированную обыденность. И что из того? Что мешает нам использовать чистые и не замаранные примеры справедливой игры в нашей полной противоречиями жизни? И здесь пресса, любая – пишущая или электронная – может, так и хочется написать «должна», внести собственный вклад в продвижение идей Фэйр Плей. Когда в конце переломных 1980-х мы вместе с профессором Владимировм Родиченко пытались, как тогда еще говорилось, пропагандировать идеи справедливой игры в России, давалось это с превеликим трудом. Поверьте, усилия не пропали даром. Сейчас нас уже не засыпают искренними вопросами типа «А зачем?». Иногда мои коллеги-журналисты даже подсказывают примеры Фэйр Плей, что вдвойне приятно. Во-первых, появились сами примеры, следовательно, и творцы Фэйр Плей. Во-вторых, усилия этих благородных людей соответствующим образом оцениваются теми, кто пару десятилетий назад не имел об этом ни малейшего представления.
Официально Фэйр Плей берет начало с Белых Олимпийских ?игр-64 в Инсбруке. Тогда итальянский бобслеист Эугенио Монти отдал часть своего боба английскому отнюдь не другу, а сопернику. Монти занял второе место, но стал первым лауреатом Фэйр Плей. Тогда и родился девиз – «Это больше, чем золото». Сегодня примеры благородства собирает по всему свету Международный комитет Фэйр Плей, основанный в 1965 году великим французским теннисистом Жаном Боратра. Создан такой Комитет под председательством почетного вице-президента ОКР Родиченко и у нас. Это мы выдвинули на один из почетных призов Фэйр Плей олимпийскую чемпионку, батутистку Ирину Караваеву. На чемпионате мира судьи ошиблись и вывели победительницу Сиднея на первое место. Ира заметила это и сама отдала «золото» своей постоянной сопернице из Германии.
Каждый год Российский комитет Фэйр Плей получает немало сообщений о проявлениях справедливой игры. Наиболее ярко проявившие себя спортсмены, физкультурники, спортивные организаторы и журналисты награждаются почетными дипломами. А самые яркие и заметные случаи проявления Фэйр Плей ежегодно отмечаются Международным комитетом, возглавляемым известным венгерским фехтовальщиком Ене Камути.
Я не наивный писатель, умиляющийся проявлению Фэйр Плей. Но в мире и у нас в России есть и будет немало примеров спортивного благородства. Задача прессы – превратить их во всеобщее достояние. И тогда мы сможем с чистой совестью сказать: и мы внесли свой небольшой вклад в привлечение молодежи к чистому, незапятнанному, здоровому образу жизни.
Пока же я беру на себя смелость и личные финансовые обязательства предложить новой федерации совместно с газетой «Президент» учредить «Приз справедливый игры». Его мы сможем ежегодно вручать физкультурнику, который наиболее ярко ее продемонстрировал.
НАШЕ ДОСЬЕ
ДОЛГОПОЛОВ Николай Михайлович
– заместитель главного редактора «Российской газеты», вице-президент Международной ассоциации спортивной прессы (АИПС), член Международного комитета Фэйр Плей. Дважды входил в Совет по физической культуре и спорту при президенте РФ. Ему, первому в новой России, был вручен в 1992 году диплом Международного комитета Фэйр Плей за продвижение в прессе идей справедливой игры.
Николай ДОЛГОПОЛОВ, президент Федерации спортивных журналистов России (ФСЖР)