Евгений Ковтун – основатель явления «Сильные фигуры», российский правовед и публицист в интервью нашему изданию подробно рассказал о тонкостях организации мероприятий, идейном вдохновении, страсти к спорту и жажде создать нечто масштабное.
Явление «Сильные фигуры» имеет большой потенциал для развития и его закрытый характер создает атмосферу уникальности и эксклюзивности, что, безусловно, привлекает внимание и участников, и партнеров, и спонсоров.
– С чего всё началось?
— Наша небольшая команда сформировалась с самого начала, когда мы только задумывали и развивали бренд «Сильные фигуры». Для нас было важно, чтобы каждый член команды имел свою четкую специализацию и понимал, какова его роль в общем деле.
– У Вас такая команда сформировалась в самом начале, как только Вы начали развивать этот бренд?
— Нет, втроём. Софьи Великой тогда не было, она появилась чуть попозже, 3-4 года назад. А втроём мы, конечно, с самого первого дня начали все это делать вместе.
– Сколько времени придумывали название «Сильные фигуры»?
— Оно родилось самостоятельно. Более того, когда мы его придумали, у нас в голове было всего два вида спорта, которые мы хотели продвигать. Это были гольф и шахматы, и они нашли своё отражение в символике фестиваля.
«Сильные фигуры» как явления»
– «Сильные фигуры» очень интригующее название для меня и для наших читателей, расскажите подробнее о проекте.
— У нас получилось очень удачное название: оно отражает то, что происходит на мероприятиях, характеризует людей, которые участвуют на них или присутствуют в качестве гостей. «Сильные фигуры», как явление, имеет очень большой потенциал, но нам, объективно, пока не хватает времени и рук, чтобы создать нечто большое, масштабное.
Изначально мы сделали ставку на любительский спорт, но сразу же добавили туда профессионалов и придумали форматы, при которых любитель и профессионал могли бы формировать команду и играть против точно таких же команд. С самого начала мы понимали, что рассчитывать только на один или два вида спорта – это не совсем правильно, так как у участников есть разные интересы. Поэтому постепенно стали добавлять другие виды спорта, учитывая увлечения известных людей, которые приходят на наши турниры. Так, кроме гольфа и шахмат, у нас появились бильярд, теннис и даже тэг-регби. Всё это позволило нам разнообразить форматы мероприятий и сделать их более привлекательными для широкой аудитории.
Нашему проекту в этом году уже шесть лет. Обращаясь к истории, отмечу, что гольф в советское время в стране отсутствовал и в целом мало кому был интересен. Наш первый турнир прошел в 2019 году в Московском городском гольф-клубе, самом первом гольф-клубе страны, и тогда появилась наша первая реклама: город дал нам пять рекламных мест, и мы отрекламировали турнир на билбордах недалеко от гольф-клуба. И вот мы повесили первые пять плакатов, где было написано «Сильные фигуры» – турнир по гольфу в Московском городском гольф-клубе. Понятно, что наш турнир был закрыт, и на него было не попасть «с улицы», но всё равно все отметили, что неожиданно в Москве на рекламных поверхностях появилось слово «гольф». Мне такое развитие истории понравилось, и я решил эту историю не просто продолжать, а в неё сильно «окунуться». За это время появилось много знакомых в этой сфере, часть из них стали нашими партнёрами, спонсорами. Взяли в бартер нашу рекламу. На сегодняшний день имеем широкий охват рекламы «Сильные фигуры» по стране. Нашу рекламу можно было встретить во всех московских аэропортах, в поездах, на улице, в кафе и ресторанах. Сначала мы плотно рекламировали наш логотип, далее решили перейти к нашим амбассадорам и членам команды. В этом году у нас была Софья Великая везде, где только можно, в рекламе участвовал олимпийский чемпион по гребле – Максим Опалев, актриса – Анастасия Стежко. Очень многие люди видели нашу рекламу. И конечно, всем участникам и гостям турнира приятно, видеть наш логотип в центре Москвы. А те, кто видят это в первый раз, интересуются, думают, что это такое – красивое название – что в себе несёт? Была задача привлечь внимание публики и у нас это получилось. Я считаю, что мы очень узнаваемый проект. Про нас очень многие знают. Да и про гольф многие узнали, кстати.
Почему история наших турниров «закрытая» и на турнир по гольфу просто так не попасть? Здесь, правда, есть ограничения. История создания «Сильных фигур» делалась по образу и подобию клубной системы, так популярной в прошлых веках в Англии. Стандартный английский клуб выглядел примерно следующим образом. Это всегда была закрытая тусовка по интересам, кто-то виски пил, кто-то сигары курил, кто-то политические события обсуждал и т.д. Попасть в такой клуб можно было только по рекомендациям членов этого клуба. Ни за какие деньги. Просто так нельзя было прийти и сказать: «Я буду сюда ходить». Нет. Вас должны были привести, за вас должны были поручиться. После этого совет клуба рассматривал рекомендации, обсуждал и потом уже выносил решение. Когда мы создавали клуб «Сильные фигуры», была примерно такая же история. Если кто-то хочет прийти к нам поиграть, мы хотели бы, чтобы этот человек был нам всем известен. Это не открытый турнир, где каждый может поиграть в гольф. Здесь нельзя пойти заплатить какие-то деньги в кассу и сказать: «Я хочу и буду играть». Нет. Мероприятие достаточно камерное, закрытое. Гости тоже в основном связаны с «Сильными фигурами». Это партнёры, спонсоры, друзья, коллеги. И совершенно точно нельзя приехать и сказать: «Я буду у вас играть». Да, есть турниры, которые мы делаем открытыми. Например, у нас детские турниры по шахматам, могут все желающие играть. А вот турниры по гольфу, бильярду, теннису, тэг-регби мы всегда собираем участников самостоятельно. Это очень важная наша особенность. То есть спорт любительский, безусловно, но на определённых наших условиях, играть могут не все. Ну и отдельно ещё добавлю, что смотреть зрителем любительский турнир по гольфу, это то ещё зрелище, поверьте. Иногда это просто опасно. Так что пока без зрителей.
«Мы за то, чтобы развивать любительский спорт»
– А как получится создать из этого проекта нечто масштабное, если он продолжит быть закрытым и участников Вы сами подбираете?
— До сегодняшнего дня было так: известный любитель, условно увлекающийся теннисом или гольфом, играет вместе с профессиональным теннисистом и гольфистом в паре. И обеим сторонам это интересно. Это очень здорово, таким образов формируются турниры профессионалов-любителей. Они популярны во всём мире, в разных видах спорта. Кроме детских турниров по шахматам. Долгое время так и хотели в этой истории оставаться. Но появился запрос на то, что бренд стал узнаваемым, бренд стал интересным. Думаем сейчас о том, чтобы на определенных условиях предоставлять свой бренд под спортивные мероприятия, так что, возможно, количество видов спорта у нас увеличится со временем. В нашей истории мы всегда хотели, чтобы у нас был турнир по гольфу, который был бы самым известным в стране. Вот эту историю мы себе хотим навсегда оставить.
А в остальном мы всегда готовы рассмотреть любые предложения. Повторюсь, бренд известный, спортивный, с очень красивым названием, с узнаваемым логотипом, с огромным количеством олимпийских чемпионов, которые у нас побывали за всё время. Мы собственно ради этого и развивались, чтобы рано или поздно кто-то пришел и сказал: «давайте мы сделаем тоже, давайте вместе». Поэтому нам абсолютно не жалко наших затрат, всё только во благо любительского спорта.
Это некоммерческая история для нас, абсолютно некоммерческая. Но мы за то, чтобы развивать любительский спорт. И в сегодняшней ситуации в мире, когда российский профессиональный спорт, отлучен от большинства видов спорта, почему бы ни развивать любительский? В любительский спорт у нас играют почти все. И в футбол, и в хоккей, и во все остальные виды спорта.
Огромное количество совершенно разных турниров проходит по стране. И федеральных, и локальных, и местных. Большое желание, чтобы через несколько лет количество видов спорта, которые мы проводим внутри «Сильных фигур» увеличилось. Два года назад мы провели турнир по гольфу, на котором у нас было 25 стран-представителей из дружественных государств, а в этом году наши мероприятия посетили спортсмены из 32 стран! В настоящее время в профессиональном спорте это невозможно, да и в любительском это тяжело. Вот на турнире по гольфу, на котором Вы были, у нас был представитель, наш приятель из Узбекистана, который просто сел на самолет, прилетел, поиграл и после турнира улетел обратно.
– Как строится процесс подготовки Ваших мероприятий?
— Мы думали, что будем делать один, максимум два турнира в год, а сейчас проводим их по пять-шесть. Это непростая история, тяжёлая, так как каждое мероприятие мы стараемся очень хорошо освещать в прессе, а для того, чтобы пресса его осветила, надо придумывать что-то особенное и нестандартное. Вот как, например, получилось на закрытии этого сезона, когда мы делали событие вместе с Олимпийскими чемпионами 80-го года, привезли Олимпийского мишку, выпустили в его, правда, улететь, ему не дали. Это всё очень непросто. Самое главное, что непросто – это то, что гольф всегда играется на свежем воздухе, если погода плохая, мероприятию конец. А мы наши мероприятия утверждаем заранее, ещё в декабре-феврале, утверждаем даты, и ни повлиять на погоду никак не можем, ни перенести его. Можем только не провести вовсе, что для нас неприемлемо. Поэтому каждый раз мы с приближением нашего турнира большую часть времени, конечно, переживаем за погоду. Во всём остальном никаких проблем никогда не бывает. А при дожде обычно мы всё равно все проводим, однако гостям это приносит определённый дискомфорт, и многие, конечно, просто могут не приехать в этом случае.
«Гольф – это игра, в которой есть возможность играть по-разному. И шуточно, и на результат, и как угодно»
– Каждое мероприятие создаёте по-новому сценарию?
— Да, у нас всегда по-разному, каждый формат мы всегда придумываем заново. У нас есть индивидуальные турниры, парные, есть, когда профессионалы играют с любителем. В этот раз, так как поле небольшое, мы придумали формат, что у нас по четыре человека в одной команде играли. Это не всегда носит мегаспортивный характер. Это больше так, чтобы все остались в хорошем настроении, но спортивную составляющую никто не отменяет, просто играть немного легче. Гольф – это игра, в которой есть возможность играть по-разному. И шуточно, и на результат, и как угодно.
– Какие планы на следующий год?
— В следующем году точно будем делать как минимум два турнира по гольфу, шахматный турнир, проведём турнир по тэг-регби. Для меня за шесть лет это уже некий образ жизни. Потому что у нас очень много всего, что связано с «Сильными фигурами». Не только реклама. У нас есть свой мерч, своя одежда, значки. Всё как в том самом английском клубе: чтобы джентльмены собирались, им всем было приятно, когда внутри этого клуба было то, что нельзя получить вне его стен. Поэтому мы стараемся, чтобы у нас было что-то своё, что нас бы выделяло из общей гольф-тусовки, из каких-то спортивных событий. И опять же, у нас очень красивые ролики всегда выходят после каждого турнира. Всем это очень нравится смотреть, хорошие воспоминания остаются. В общем, я бы сказал, что это уже как образ жизни.
– Это такой успешный продукт Вашей жизни, можно так назвать?
— Некоммерческий, да. Очень хороший некоммерческий продукт. Он мной придуман и хорошо реализован нашим оргкомитетом. Вот я бы так сказал.
– Вы автор этого продукта?
— Да, это правда, я его сам придумал, но воплощаю в жизнь, конечно же, не один.
– Расскажите еще о каких-нибудь продуктах своей жизни, что было до «Сильных фигур»?
– До «Сильных фигур» я занимался в основном публицистической деятельностью, писал, да и сейчас пишу исторические книги, в основном по истории Советского Союза. Это касается лотерей, игр и игральных карт. У меня издана уже очень большая серия книг. До этого я ещё в юности занимался фехтованием, отсюда и дружба с Софьей Великой. Увлечений достаточно много. Хочу сказать, что ещё в «Сильных фигурах» у нас есть своя музыка, мы снимаем свои клипы. У нас очень нестандартный бренд. Ну и, если заметили, почти все гости уходят с наших мероприятий с какими-то большими либо небольшими подарками, и большая часть из них с нашим логотипом. Задача такая, чтобы на нашем мероприятии была особенная аура, на которое всегда хотелось бы вернуться.
«Гольф – вид спорта, который позволяет развить в себе очень много качеств»
– Сколько требуется тренировок в неделю, чтобы стать профессиональным гольфистом?
— Это требует очень много времени, некоторые тренируются практически каждый день. Для любителей, конечно, меньше, но раза три в неделю надо, иначе тело и голова забывают движения. А в целом, гольф – вид спорта, который позволяет развить в себе очень много качеств. Вы можете находиться как наедине с природой и со спортом, так и в хорошей компании. Вы можете соревноваться, как в турнирах, так и просто гулять с клюшками, не особо расстраиваясь по поводу неудачных ударов. Это вид спорта, который очень многое позволяет и прощает. Для этого, единственное, нужно очень много свободного времени. У меня его не так много, поэтому я играю не так часто. Когда в старости оно у меня появится, совершенно точно буду проводить за гольфом времени гораздо больше. Наши участники, большей частью, постоянные, но всё равно на каждый турнир мы приглашаем новых людей. Пытаемся сделать так, чтобы это было не просто «нам некому играть, приходите». Чтобы это было приглашение, которое все ждут. В нашем турнире все хотят сыграть. Поэтому мы всегда особо выбираем, кого мы пригласим. Каждый год у нас всегда есть новые лица. Могут быть и простые абсолютно ребята, гольфисты. Могут быть известные лица. Могут быть и из других стран.
– Новые лица Вашего клуба обязательно должны быть играющими или новички?
— Новичком в турнире быть тяжело. У него должен быть гандикап, он должен прилично играть в гольф. В определённых форматах допустимы послабления, но не настолько чтобы новичок мог сыграть. Вот среди олимпийских чемпионов турниры проводим, они все новички, но там турнир имеет условно спортивную составляющую, больше связанную со знакомством с гольфом.
– Игра в гольф очень эмоциональная.
— Эмоциональная – 100%. Это очень большой выброс и всплеск эмоций. Уходит энергия, которая тебе не нужна, и наоборот, заряжаешься тем, что тебе так необходимо.
– Это один из вариантов «спустить пар»?
— Да. В гольфе это делается лучше всего. А если ещё и удары удачные, так хорошее настроение на весь вечер обеспечено.
– То, что я успела со стороны понаблюдать, и какое к Вам отношение у людей вокруг, и как Вы всё держите под таким четким контролем достойно как минимум уважения.
– Вы видели хорошее мероприятие. Но начиналось тоже по-другому. Сейчас мы до какого-то уровня дошли. Это мероприятие было действительно особенное. Мне самому очень понравилось. Ничего не могу сказать. Хорошее мероприятие.
– Да, и Олимпийских чемпионов с Олимпиады-80 пригласили.
— Пригласили, но привезти было тяжелее гораздо, не все приехали. Всё-таки ехать далеко, да и возраст не для дальних поездок.
«Если богатые люди, имеющие всё в своей жизни, выбирают среди всех видов спорта именно гольф, наверное уж точно, в этом есть какой-то смысл»
– Скажите какие-то пожелание для наших читателей?
— К гольфу в нашей стране отношение в основном достаточно скверное и плохое, потому что сознание рядового гражданина говорит, что гольф – это что-то из буржуазного какого-то мира, американские миллионеры там играют, им нечего делать. Я всем советую хоть один раз попробовать. Уж один-два раза это обойдется в совсем небольшие деньги, но попробовать и прочувствовать, что это такое. Гольф не такой дорогой, как хоккей или парусный спорт, вполне сопоставим по деньгам с обычным видом спорта. И он позволяет найти в себе и раскрыть много хороших качеств, о которых, возможно, вы и не знаете ещё.
Гольф – это одна из самых порядочных игр. Есть правила, и все должны следовать правилам, написанным несколько сот лет назад. Ты можешь нарушать, ты можешь неправильно считать очки, ты можешь мячики подкидывать. За десять лет игры с людьми, с самыми разными людьми, я видел и такие случаи, и видел случаи, когда человек играл абсолютно честно, хотя была возможность улучшить свою игру за счёт чего-то. И это тоже во многом говорит о людях и о желании с ними иметь какие-то отношения. Поэтому я очень всем рекомендую попробовать. Тем более, что в Москве, в центре столицы, есть прекрасным городской гольф-клуб, где любой человек может приехать и взять один-два урока, взять экскурсию, проехать за полчаса всё поле, ему всё покажут, ему дадут клюшки в руки, сфотографируют красиво. И он просто поймет, есть или нет в этом смысл.
Я, например, никогда не играл в хоккей, но от этого не говорю, что хоккей – это тяжелый и травматичный вид спорта. Нет, это прекрасный вид спорта, который вот такой, какой он есть. У гольфа тоже есть очень много позитива. Ну и если, давайте уж скажем совсем честно, если богатые люди, имеющие все в своей жизни, выбирают среди всех видов спорта именно гольф, наверное, уж точно, в этом есть какой-то смысл.
– Гольф, к сожалению, действительно часто воспринимается как игра для богатых и успешных людей, но это не лишает его ценности для широкой аудитории. Благодарю Вас за очень интересный разговор о гольфе и его значении как в контексте спорта, так и в жизни людей. Желаю масштабного развития Вашему проекту!