«Мы все с вами выступаем за формирование нового многополярного миропорядка, который был бы подлинно сбалансированным и учитывал суверенные интересы максимально широкого круга государств, открывал бы возможности для реализации различных моделей развития, помогая сохранять многообразие национальных культур и традиций.»
Из выступления Президента России Владимира Путина перед участниками десятого, юбилейного Парламентского форума БРИКС.
БРИКС – НАЧАЛО
Первые четырёхсторонние встречи, от которых отсчитывается история БРИКС, произошли по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина сначала в июне 2006 года, во время Петербургского экономического форума, а затем во время сессии Генассамблеи ООН 20 сентября 2006 года. В них участвовали министры России, Китая, Бразилии, Индии. Были намечены первые контуры многоуровневого сотрудничества.
Правительства стран БРИКС начали экономические или политические реформы, чтобы позволить своим странам стать частью мировой экономической системы. Чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, эти страны сделали (каждая в разной степени) упор на образовании, иностранных инвестициях, внутреннем потреблении и внутреннем предпринимательстве.
БРИКС (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) — межгосударственное объединение, союз пяти государств: Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР. Организация (содружество государств) была основана в июне 2006 года, в рамках Петербургского экономического форума с участием министров экономики Бразилии, России, Индии, Китая.
В основу двусторонних отношений между странами БРИКС было положено невмешательство, равенство и взаимная выгода. Помимо саммитов, встречи проходят на уровне глав МИД, министров финансов и других ведомств. С 2009 года правительства стран БРИКС ежегодно встречаются на официальных саммитах.До принятия новых стран-членов общая площадь стран БРИКС составляла 39 746 220 кв.км., а общая численность населения оценивается примерно в 3,26 млрд человек, что составляет около 26,7% мировой поверхности суши и 41,5% мирового населения. В таблице и диаграмме ниже представлены данные по численности населения стран БРИКС по состоянию на 31 декабря 2023 года.

Страна | Место среди стран БРИКСпо численности населения в 2023 году | Численность населения млн.чел. |
Индия | 1 | 1428,60 |
Китайская Народная Республика | 2 | 1411,00 |
Бразилия | 3 | 217,64 |
Российская Федерация | 4 | 146,42 |
ЮАР | 5 | 60,86 |
Всего | 3264,52 |
Четыре из пяти членов входят в десятку крупнейших государств мира по численности населения, по площади и ВВП, за исключением ЮАР, которая занимает двадцать четвёртое место по площади, и тридцать второе — по ВВП. Все члены БРИКС характеризуются как крупные страны с высокими темпами развития. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них как мощной и развивающейся собственной экономики, так и большого количества важных для мировой экономики ресурсов:
- Китай — 1-я экономика мира по ВВП (по ППС) и 1-й в мире экспортёр («мировая фабрика»), обладатель одного из крупнейших в мире валютных резервов, одна из двух стран в мире с населением более 1 млрд человек;
- Индия — 3-я экономика мира по ВВП (по ППС), дешёвые интеллектуальные ресурсы, крупнейшее в мире население;
- Россия — 5-я экономика мира по ВВП (по ППС), крупнейшие запасы минеральных ресурсов, имеет крупнейшую в мире территорию, одна из двух крупнейших в мире ядерных держав;
- Бразилия — 8-я экономика мира по ВВП (по ППС), богата сельскохозяйственной продукцией;
- Южно-Африканская Республика — 32-я экономика мира по ВВП (по ППС), разнообразные природные ресурсы и уникальное географическое положение.
Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран блока и большие запасы разнообразных природных ресурсов создают большой потенциал для экономического роста, который некоторые из стран блока (Китай, Индия) в последние годы активно реализуют.
Сокращённое название БРИКС (BRICS) было впервые предложено Джимом О’Нилом в ноябре 2001 года в аналитической записке банка «Goldman Sachs» Building Better Global Economic BRICs (Строим лучшую мировую экономику). Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово bricks — «кирпичи», таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики.
Тезис БРИКС, на основе статьи 2003 года «Мечтая о БРИК: Путь к 2050», предполагает, что члены организации изменили свои политические системы, чтобы войти в систему глобальной экономики. Таким образом, у БРИКС есть потенциал сформировать сильный экономический блок — наподобие государств «Большой семёрки».
Планируется создание пула валютных резервов, как альтернатива Международному валютному фонду (МВФ).
Структура вливания средств странами БРИКС в пул валютных резервов стран БРИКС:
- Китай — 21 млрд $
- Россия — 38 млрд $
- Бразилия — 18 млрд $
- Индия — 18 млрд $
- ЮАР — 5 млрд $
По созданию Банка развития стран БРИКС в июле 2014 года был подписан договор, а в июле 2015 года он вступил в силу. Максимальный капитал банка БРИКС составит 100 млрд $.
17 июня 2015 года министры финансов и руководители Центробанков стран БРИКС начали консультации о создании многосторонней финансовой системы, аналогичной SWIFT. В марте 2019 было анонсировано создание собственной платежной системы BRICS Pay, которая будет работать на территории пяти государств.
30 мая 2023 года президент банка БРИКС Дилма Руссеф на ежегодном заседании в Шанхае заявила о возможном расширении состава участников организации. По сообщению Financial Times, Саудовская Аравия рассматривала возможность присоединения к банку, что увеличит финансовые возможности кредитной организации. Русеф заявила, что банк будет финансировать больше проектов в местной валюте, чтобы укрепить внутренние рынки и защитить своих заёмщиков от риска колебаний валютных курсов и снизить негативное влияние международных банков, в которых доминируют западные страны.
Страны БРИКС подписали соглашение о взаимодействии в области инноваций, определено ряд направлений, в частности, фармакология и биотехнологии, по которым возможно создать совместные предприятия при поддержке банков развития.
Налаживание политических взаимосвязей в рамках БРИК началось в сентябре 2006 года, когда вовремя 61-й сессии ООН в Нью-Йорке состоялась встреча министров иностранных дел четырёх стран. В дальнейшем произошло ещё три встречи, включая полноформатную встречу в Екатеринбурге 16 июня 2009 года.
В политических и экспертных кругах уже шла дискуссия по расширению формата БРИКС до БРИКС+. Под ней понимается структура, которая дополнила бы сотрудничество между пятью основными членами за счет более широкого круга, сформированного каждым из её членов в рамках соответствующих региональных интеграционных блоков и организаций.
В 2017 году «ноу-хау» китайского председательства стало развитие формата «аутрич» с привлечением внерегиональных игроков — крупнейших стран Азии, Африки, Латинской Америки, многие из которых до этого момента не входили в сферу влияния председательствующей страны.
Чего только стоит беспрецедентное количество стран, всего 28, приглашенных к участию в Форуме политических партий, мозговых центров и гражданских организаций стран БРИКС, который состоялся в июне 2017 года в китайском городе Фучжоу. Среди тех, кого Китай пригласил к диалогу в формате БРИКС+, были представители Индонезии, Малайзии, Филиппин, Камбоджи, Египта, Нигерии, Эфиопии, Кении, Аргентины, Чили, Мексики и другие. Часть этих стран благодаря своему региональному влиянию, экономическому потенциалу, размеру территории и численности населения по праву претендует на то, чтобы надолго войти в ареал деятельности БРИКС.
В августе 2023 года в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся XV саммит БРИКС одного из крупнейших экономических объединений мира под говорящим названием «БРИКС и Африка: партнерство во имя взаимного ускорения роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности».

По заявлению южноафриканских чиновников, в преддверии саммита более 40 стран выразили заинтересованность в присоединении к БРИКС, около 20 из них официально обратились с просьбой о приёме. Среди таких стран тогда называли Аргентину, Саудовскую Аравию, Объединённые Арабские Эмираты, Венесуэлу, Иран и ряд африканских стран.
03 апреля 2023 года Президент РФ Владимир Путин подписал указ о проведении встречи глав государства БРИКС в 2024 году в Казани. Одновременно с этим было утверждено положение об оргкомитете саммита, а также о его председателе. На этот пост Владимир Путин назначил своего помощника Юрия Ушакова.
Проведение XVI саммита БРИКС назначено на октябрь 2024 года в России, в г. Казань.
Достижения БРИКС+ к началу XVI саммита
- БРИКС достигли соглашения о руководящих принципах, стандартах и критериях расширения объединения;
- после принятия новых государств на объединение БРИКС приходится более 46% мирового населения;
- включение новых членов в БРИКС укрепило объединение и создаёт новые возможности и силы для развития объединения, а также укрепляет веру многих стран в возможность многостороннего миропорядка, при взаимодействии с развивающимися странами и активном расширении международного сотрудничества;
- страны БРИКС подтверждают необходимость использования альтернативных платёжных систем в целях повышения стабильности мировой финансовой системы;
- особое внимание уделяется важным вопросам по созданию единой расчётной единицы и использованию национальных валют в торговле между странами;
- с вступлением новых членов с 1 января 2024 года БРИКС открывает новую главу в своей истории;
- намечены перспективы экономического взаимодействия в объединении Нового банка развития БРИКС;
- лидерами БРИКС отмечена важность поэтапного и равномерного развития в мире;
- БРИКС – объединение стран, предоставляющее участникам возможность решений важнейших вопросов, при этом «учитывающий экономический, географический и политический плюрализм XXI века».
16-й саммит БРИКС+ (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, ) открывается 22 октября 2024 года и станет важной вехой в истории международного сотрудничества этих теперь уже десяти крупнейших развивающихся стран. Этот саммит будет проходить на фоне глобальных вызовов и нестабильности мировой экономики, что сделало его одной из самых обсуждаемых международных встреч года.
Основной темой саммита стала экономическая кооперация между странами БРИКС+. Страны-члены будут обсуждать углубление торгово-экономических связей, развитие инфраструктуры и цифровых технологий, а также возможное расширение организации за счет привлечения новых участников. Кроме того, ключевыми вопросами повестки дня будут укрепление стратегического партнерства, поддержка многосторонности и международной безопасности.
Одним из центральных аспектов 16-го саммита стран-членов БРИКС+ станет обсуждение роли БРИКС+ в глобальной политике, а также их усилий по реформированию международных институтов, таких как ООН и Международный валютный фонд (МВФ), чтобы сделать их более инклюзивными для стран глобального Юга.

В преддверии открытия саммита стран БРИКС+ Президент России Владимир Путин выступил перед участниками десятого, юбилейного Парламентского форума БРИКС+ и на встрече в формате «БРИКС плюс/аутрич», в которой участвовали не только лидеры стран «пятерки», но и лидеры государств-кандидатов на вступление в объединение.
Российский лидер в своих выступлениях отметил, что БРИКС ни с кем не соревнуется и никому себя не противопоставляет. «Но очевидно также и то, что у этого объективного процесса — процесса создания нового миропорядка — все-таки есть непримиримые противники, стремящиеся этот процесс затормозить, сдержать становление новых самостоятельных центров развития и влияния в мире», — констатировал он.
«Я уверен, что вы внесете весомый вклад в решение вопросов социально-экономического развития стран БРИКС, в повышение благосостояния наших народов. И конечно, сделаете все возможное для снижения международной напряженности для формирования более справедливого, демократичного, многополярного и многостороннего миропорядка».
Президент России Путин Владимир Владимирович.
Становление нового мироустройства, отличного от модели колониализма, процесс сложный и даже болезненный, считает Владимир Путин. Потому что коллективный Запад, действуя вопреки исторической логике и нередко даже во вред долгосрочным интересам собственных народов, пытается зафиксировать некий порядок на своих правилах.
«Эти правила никто не видел, никто не обсуждал и никто никогда не принимал. Такие правила пишутся и корректируются каждый раз заново, под каждую ситуацию в интересах тех, кто считает себя исключительным. И присвоил себе право диктовать свою волю другим. Прямо в лучших традициях классического колониализма».
Президент России Путин Владимир Владимирович.
Какие страны входят в БРИКС
В момент создания организация называлась БРИК — по первым буквам четырех стран-основательниц. В 2010 году к блоку присоединилась ЮАР, а в 2024 году БРИКС разросся еще больше. В состав международного содружества теперь входят:
Бразилия; Россия; Индия; Китай: Южно-Африканская Республика; Египет; Иран; ОАЭ; Саудовская Аравия; Эфиопия.
Кандидатом на вступление в структуру также была Аргентина, но к власти в южноамериканской стране пришла в 2023 году новая команда во главе с либертарианцем Хавьером Милеем. Последний отказался от уже согласованного решения.
На долю содружества теперь приходится треть от общемировой суши: здесь проживает более 45% всего населения планеты и хранится около 45% запасов нефти. Десять стран производят около 30% мирового ВВП и хранят в своих банках более 17% мировых запасов золота.
Координация работы межнациональной организации по очереди переходит к организующей ежегодный саммит стране. С января 2024 года эту эстафету приняла Россия. Под председательством РФ в БРИКС провели десятки важных мероприятий.
Кандидаты на вступление в Объединение
Учитывая постоянный рост влияния БРИКС на мировой арене, все больше стран хотят присоединиться к объединению. Но организация и так недавно увеличилась в два раза, поэтому сейчас вынуждена взять паузу по этому направлению.
Страны «десятки» приняли решение наладить отношения с уже имеющимися членами БРИКС, прежде чем заняться принятием новых. При этом разрабатывается новая категория стран-партнеров: впоследствии она может стать предварительной ступенью перед полноправным членством в организации.
Полный список стран, заявивших о желании присоединиться к объединению, выглядит так:
Алжир; Азербайджан; Боливия; Бангладеш; Белоруссия; Бахрейн; Вьетнам; Гондурас; Венесуэла; Зимбабве; Индонезия; Куба; Кувейт; Марокко; Никарагуа; Нигерия; Пакистан; Экваториальная Гвинея; Сенегал; Сирия; Турция; Уганда; Чад; Шри-Ланка; Эритрея; Южный Судан.
Кроме того, в июне 2024 года официальные письма о намерении вступить в БРИКС направили также представители Таиланда и Малайзии. Их кандидатуры рассмотрят профильные структуры организации.
Эксперты стран БРИКС обсудили актуальные вопросы антикоррупционного образования и просвещения
Напомним, что ранее 1 декабря 2020 в режиме видеоконференции состоялся экспертный «круглый стол» БРИКС на котором были рассмотрены актуальные вопросы антикоррупционного образования и просвещения. Мероприятие инициировано российским председательством в БРИКС в соответствии с приоритетами его работы на антикоррупционном направлении в 2020 г.
Программа мероприятия была посвящена передовой практике и общим вызовам БРИКС в трех смежных сферах: антикоррупционное просвещение населения, антикоррупционное образование в вузах и дополнительное профессиональное образование для практиков и заинтересованных категорий должностных лиц.
В числе участников — ведущие эксперты в области противодействия коррупции, преподаватели профильных дисциплин крупнейших вузов, сотрудники компетентных ведомств, представители частного сектора и гражданского общества из стран БРИКС, Управления ООН по наркотикам и преступности и Международной антикоррупционной академии.
Общие трудности и возможности по укреплению взаимодействия БРИКС, выявленные в ходе дискуссии, были отражены в тематическом стратегическом документе российского председательства в Антикоррупционной рабочей группе БРИКС (АКГ). Итоги мероприятия также были учтены для реализации нескольких запланированных АКГ БРИКС образовательных и обучающих проектов.Также в предверии открытия 16-го саммита БРИКС была проведена 6-я встреча руководителей прокурорских служб государств БРИКС на тему «Современные цифровые решения на страже закона: опыт прокурорских служб государств БРИКС» под девизом «Укрепление многосторонности в целях справедливого глобального развития и безопасности». По итогам встречи был принят Итоговый документ о совместной реализации мероприятий в 2024-2025 годах «признавая необходимость принятия мер для координации усилий международного сообщества в борьбе с трансграничной преступностью, коррупционными преступлениями, а также в возврате активов, полученных преступным путем, и доходов от транснациональных преступлений».

Коррупция – к глубокому сожалению, неотъемлемая составляющая каждого из государств. При этом коррупционная составляющая существует независимо от строя, формы правления, размеров валового внутреннего продукта и иных характеристик. Одна из ключевых задач каждого из государств – эти снижение её уровня. Только через снижение уровня коррупции можно считать, что государство интенсивно и экстенсивно развивается.
Также противодействие коррупции приобретает наибольшую значимость в наше время из-за стремительного научного прогресса во всех сферах жизнедеятельности. С учётом повышения уровня информатизации и производительности труда снижается себестоимость производимой продукции, что в свою очередь стимулирует недобросовестных и недобропорядочных граждан использовать свои возможности влияний на кооперацию с целью дополнительного личного обогащения через присвоение высвобождаемых материальных выгод.
В тех странах, где их правительства не уделяют должное внимание антикоррупционным мерам, мы можем наблюдать деградацию экономики, населения и потенциал последующего распада государства как такового. Каждая страна разрабатывает собственные стратегии борьбы с коррупцией, и их методы могут отличаться в зависимости от внутренних факторов и организации.
Противодействие коррупции в последние годы стала одной из ключевых составляющих. Антикоррупционные меры – это одна из основных повесток Организации Объединённых Наций (ООН). Ежегодно ООН организует Международные дни по борьбе с коррупцией 9 декабря с 2003 года.
10 января 2022 опубликован доклад об использовании новых технологий в борьбе с коррупцией Программа развития ООН (United Nations Development Programme – UNDP) представила свое исследование «Новые технологии для устойчивого развития: перспективы использования для обеспечения добросовестности, доверия и борьбы с коррупцией» (New Technologies for Sustainable Development: Perspectives on Integrity, Trust and Anti-Corruption). Как отмечают авторы документа, цифровые технологии имеют широкие перспективы использования в сфере противодействия коррупции. При этом условно область можно выделить два направления:
1) использование непосредственно для предупреждения и противодействия коррупционным практикам за счет выявления, анализа, расследования, прогнозирования и мониторинга коррупционных нарушений;
2) использование для косвенного влияния на коррупцию посредством продвижения принципов эффективности, подотчетности и прозрачности в деятельности государственных институтов. В то же время развитие новых технологий и цифровых решений создает и новые угрозы и уязвимости, в том числе коррупционной направленности.
В частности, цифровые технологии могут использоваться для отмывания денег, мошенничества и киберпреступности, их применение требует соблюдения баланса между регулированием и инновациями, решения этических дилемм, связанных с необходимостью соблюдения прав человека, и т.д. В своем докладе авторы рассматривают возможности и риски использования для целей противодействия коррупции таких цифровых технологий, как искусственный интеллект (далее – ИИ), машинное и глубокое обучение, блокчейн и иные технологии распределенных баз данных и анализ больших данных.
Скорректирован ряд актов в сфере противодействия коррупции
При этом необходимо понимать, что объективной картины исследования коррупции пока не может дать самая совершенная методология, так как коррупция это латентное явление, которое всегда было и есть, и в тоже самое время на разных континентах и в разных странах в современное понятие коррупции закладываются разные смыслы и подходы. Коррупционные рейтинги являются «одним из краеугольных камней, делающих возможным существование соответствующего “западного” дискурса о коррупции и придающих ему ауру объективности и научной обоснованности», утверждения типа «мировые рейтинги коррупции отражают реальное положение вещей» — ни что иное, как миф: «Хотя сторонники данной методики объясняют, что индекс отражает лишь мнение экспертов об уровне коррупции в той или иной стране, есть основания предполагать, что на эти заявления мало кто обращает внимание. В результате индексы воспринимаются именно как объективные показатели коррупции. Между тем даже самый известный и «авторитетный» из этих индексов — CPI «Transperency International» (признана Минюстом РФ нежелательной на территории РФ) — является не более чем индексом восприятия коррупции (ИВК). Создается впечатление, что как разработчики, так и потребители индексов исходят из предположения о существовании прямой связи между уровнем озабоченности людей проблемами коррупции и реальным положением дел с коррупцией в стране.
Необходимо обратить внимание на объективные сложности при измерении коррупции — в частности, на неполноту информации о реальном положении дел в той или иной стране. В качестве яркого примера можно привести Исландию, которая на протяжении ряда лет занимала довольно высокие места в антикоррупционном рейтинге, с 1-го по 6-е место, с 1998 г – по 2007 г. Однако во время экономического кризиса 2008 — 2009 гг., когда финансовая система страны оказалась на гране краха, были вскрыты тесные связи между политической и финансовой элитой государства. Это оказало существенное влияние на понижении рейтинга Исландии в индексе восприятия коррупции, до 14-го места в 2016 г. Этот пример демонстрирует, насколько несовершенен индекс.
Также необходимо учитывать, что в связи с существующим различным толкованием явления коррупции в разных странах и высоким уровнем субъективности методов исследования лидирующие позиции страны в рейтинге отнюдь не означают, что в ней отсутствует коррупция. Так, несмотря на стабильно занимаемое Данией в течение последних лет 1 или 2 место в рейтинге, в 2018 году в стране разгорелся скандал, связанный с выявлением масштабного отмывания доходов через эстонское подразделение крупнейшего банка Дании – Danske Bank.
Ещё один пример из практики противодействия коррупции, в США впервые в 2023 году принят план реализации Национальной стратегии по противодействию коррупции (U.S. Strategy on Countering Corruption Implementation Plan). Национальная стратегия по противодействию коррупции (United States Strategy on Countering Corruption, далее – Стратегия) была представлена еще в декабре 2021 года, а в сентябре 2023 года Государственный департамент США опубликовал план по ее реализации. Соответствующий план содержит перечень задач на 2023-2025 годы, направленных на достижение основных целей Стратегии.
В Российской Федерации Национальный план противодействия коррупции — системный документ программного характера, направленный на борьбу с коррупцией и её предупреждение, утверждаемый Президентом РФ сроком на два года. Впервые утверждён Президентом РФ 31 июля 2008 г. Выпускался 7 раз — в 2008, 2010, 2012, 2014, 2016, 2018, 2021 г. Действующим на данный момент является Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утвержденный Президентом РФ В.В. Путиным Указом №470 от 16 августа 2021 г., в соответствии с которым также создана рабочую группа президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции по мониторингу реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, для рассмотрения ежегодно докладов рабочей группы о реализации за отчетный период мероприятий, предусмотренных Национальным планом.
Коррупция в Китае безоговорочно практически побеждена, но количество «посадок» продолжает расти. После упорных усилий последних 10 лет в антикоррупционной борьбе достигнута безоговорочная победа, а успехи этой борьбы всесторонне закреплены, — заявил председатель КНР Си Цзиньпин на пленарном заседании Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины 8 января 2024 года, — информирует агентство «Синьхуа». При этом китайский лидер отметил, что ситуация в данной сфере остается серьезной и сложной.
«Мы должны отчетливо осознавать новую ситуацию и новые тенденции в антикоррупционной борьбе, иметь четкое представление о питательной среде и условиях возникновения коррупции».
Из выступления Председателя КНР Си Цзиньпин на пленарном заседании Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины 8 января 2024 года.
Ранее Евразийская Антикоррупционная Академия Наук (ЕААН) публиковала «Международный антикоррупционный рейтинг» в «Общественно-политической газете «ПРЕЗИДЕНТ».
Подобных исследований ранее в такой плоскости не проводилось. Были исследования в виде международного рейтинга Индекса восприятия коррупции Международной неправительственной организацией Transparency International (*)-признана иностранным агентом в РФ), но они являются исключительно субъективными, не отражают объективную реальность и преследуют корпоративные цели. Но многие годы он брался за основу и использовался как доминанта при учёте международного антикоррупционного рейтинга.
Объективность предлагаемого антикоррупционного рейтинга основывается на базе научного багажа и многолетних исследований члена-корреспондента РАО И.В. Годунова, который занимается антикоррупционным образованием и просвещением более 25 лет, с 1998 года. Основными научными трудами за этот период являются:
- докторская диссертация «Транснациональная организованная преступность в России: пути и формы противодействия» (2002 год.);
- авторский учебник противодействия коррупции (2014-2021 годы);
- «Коррупция: Большой энциклопедический словарь» (2018-2022 годы);
- «Энциклопедия противодействия организованной преступности» (2004-2007 годы);
- «Энциклопедия противодействия терроризму» (2005-2006 годы);
- «Энциклопедия противодействия коррупции» (2010 год);
- «Организованная преступность от рассвета до заката» (монография, 2008-2012 годы);
- «Международная коррупция от А до Я» (2014 год).
- Государство и право: безопасность и противодействие коррупции / под ред. И.К. Ларионова, В.В. Шкляра, М.А. Гуреевой. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2020
- Противодействие коррупции» (приложение к учебнику 8-е издание, переработанное и дополненное) Москва Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» 2023
- Противодействие коррупции: учебник. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2024
- Научно-практическое издание «Коррупция: Большой энциклопедический словарь» М.: ИТК «Дашков и Ко», 2024.
Учитывая, что коррупция – это социальный, многофункциональный процесс, то возникают сложности с определением и унификацией критериев её объективной оценки. С 2002 года членом-корреспондентом РАО И.В. Годуновым, совместно, с группой учёных разрабатывался Международный антикоррупционный рейтинг, строящийся на максимально объективных оценках.
Основными составляющими Международного антикоррупционного рейтинга ЕААН являются следующие критерии:
- Демократичность выборов органов власти, независимая и справедливая избирательная система;
- Совершенство антикоррупционного законодательства, наличие антикоррупционного образования и просвещения;
- Не допустимость не правомерного использования должностными лицами своих служебных положений, в том числе в личных целях;
- Предоставление предусмотренных законом преимуществ при поступлении на государственную службу и дальнейший рост;
- Невозможность дарение подарков и оказание неслужебных услуг должностным лицам, за исключением протокольных мероприятий;
- Отсутствие нецелевого использования бюджетных средств;
- Целевое использование пожертвований религиозных конфессий, благотворительных фондов и международных организаций (МВФ, МАГАТЭ и другие);
- Деятельность институтов гражданских обществ, физических и юридических лиц по выявлению и устранению причин коррупционной деятельности, по минимизации последствий коррупционных правонарушений;
- Поддержка органов власти населением государства;
- Прозрачная система государственных закупок (специальные счета, тендеры и т.п.);
- Проведение постоянного мониторинга работы по противодействию коррупции;
- Проведение внутреннего аудита в организациях, всех форм собственности, в том числе и по проведению мероприятий предусмотренных действующим законодательством в сфере противодействия коррупции;
- Совершенство системы единых государственных образовательных стандартов;
- Экологическая безопасность;
- Безопасность труда, сертификация рабочих мест;
- Миграционная безопасность.
На основе научного багажа, многолетних исследований члена-корреспондента РАО И.В. Годунова ранее проводились и проводятся в настоящее время исследования, выраженные в следующих диаграммах и таблицах:
Анализ ответов на вопрос: «Как часто Вы сталкиваетесь в своей деятельности с проявлениями коррупции?»

Анализ ответов на вопрос: «Что по Вашему мнению является основной предпосылкой распространения коррупции в России?» (не более 3-х ответов)

Анализ ответов на вопрос: «Современная коррупция оказывает ли влияние на ведение Ваших проектов?»

Анализ ответов на вопрос: «Какие действия будут Вами предприняты в случае коррупционных проявлений в отношении Вашей организации?»

Анализ ответов на вопрос: «По Вашему мнению, повлияли ли санкции недружественных стран на уровень коррупции в стране?»

Руководствуясь стратегической, трудновыполнимой и необходимой для всего мирового сообщества задачей, ЕААН подготовила наиболее объективный международный антикоррупционный рейтинг. Главными целями и задачами которого являются: в процессе длительных исследований по каждой стране выявить наиболее коррумпированные сферы и институты; факторы, порождающие коррупцию; разработать практические меры по нейтрализации этих факторов и минимизации масштабов коррупции.
Сначала были проведены исследования, и они нашли своё отражение в выступлениях 09.12.2022 года на II Международном научном форуме противодействия коррупции, посвященному Международному дню борьбы с коррупцией ООН, 20-тилетие которого будет отмечалось в 2023 году, а также на XXVII Международном форуме Международной академии связи (МАС) (14.04.2023 года); в Майской проектной программе по математике и теоретической информатике Образовательного центра «Сириус» (01-24 мая 2023 года, г. Сочи); и опубликованы в Международном научно-публицистическом журналах «Антикоррупционное образование и просвещение» 2023, № 1(2), 2(3), 2024, № 1(3).
Как можно заметить из вышесказанного, Международный Антикоррупционный рейтинг ЕААН включает больше показателей и их уровень объективности выше.
«Мы обогнали ФРГ и заняли пятое место в мире Китай, США, Индия, Япония, Россия. В Европе — номер 1. Вроде бы нас со всех сторон душат, давят, а по объёму экономики в целом — первые в Европе! Рост ВВП России по итогам 2024 года будет больше 4%. По паритету покупательской способности Россия обогнала страны Европы».
Из выступления Президента РФ В.В. Путин на встрече с представители бизнеса из разных регионов ДФО 11 января 2024.
На основании ранее опубликованного «Международного антикоррупционного рейтинга» был подготовлен «Антикоррупционный рейтинг БРИКС+», который приводится ниже.
Страны БРИКС+ | Антикорруп-ционный рейтинг БРИКС+ | Международный антикор-рупционный рейтинг ЕААН | РейтингTransparencyInternational CPI 2023 год *) | Место в мире по объёму ВВП данные ВБ за 2023 год |
Китайская Народная Республика | 1 | 3 | 76 | 1 |
Российская Федерация | 2 | 4 | 141 | 4 |
ОАЭ | 3 | 22 | 26 | 38 |
Саудовская Аравия | 4 | 41 | 53 | 18 |
ЮАР | 5 | 45 | 83 | 33 |
Индия | 6 | 56 | 93 | 3 |
Иран | 7 | 59 | 149 | 22 |
Египет | 8 | 62 | 104 | 18 |
Бразилия | 9 | 64 | 108 | 8 |
Эфиопия | 10 | 77 | 98 | 56 |
Антикоррупционный рейтинг БРИКС+ для стран, принятых в члены БРИКС и подавших заявки на вступление в БРИКС публикуются с момента становления их полноправными членами объединения.
Далее в таблице предоставлены страны БРИКС и страны, вновь принятые в члены БРИКС по величине валового внутреннего продукта, рассчитанного Мировым банком по паритету покупательной способности (ВВП по ППС) в текущих ценах на 2023 год.
Страны БРИКС+ | Место в мире по объёму ВВП по ППС данные ВБза 2023 год | Объём ВВП по ППС, млрд. $ | Процент от мирового ВВП, % |
Китайская Народная Республика | 1 | 34644 | 18,76 |
Индия | 3 | 14537 | 7,87 |
Российская Федерация | 4 | 6452 | 3,49 |
Бразилия | 7 | 4455 | 2,41 |
Египет | 17 | 2121 | 1,15 |
Саудовская Аравия | 18 | 2032 | 1,10 |
Иран | 23 | 1598 | 0,87 |
ЮАР | 33 | 957 | 0,52 |
ОАЭ | 38 | 798 | 0,43 |
Эфиопия | 56 | 393 | 0,21 |
Всего | 67987 | 36,81 |
После расширения за счёт приема новых стран, объём ВВП по ППС стран БРИКС+ равен 67987 млрд. долл. США, что составляет 36,81% от доли мирового ВВП. По оценкам экспертов, это существенно превышает долю «Большой семёрки».
Как видно из сравнительного анализа критерии оценки международной неправительственной организацией Transparency International ( *)-признана Минюстом РФ нежелательной на территории РФ) носят политический и необъективный характер, что позволяет их использовать в личных целях. Таким образом, мы с Вами можем наблюдать яркий пример злоупотребления полномочиями.
Вместе с тем необходимо отметить в подтверждение вышесказанного, что в опубликованной статье «Пора положить конец безнаказанности за коррупцию. Несправедливость и проблемы на вершине рейтинга». По мнению Председателя Transparency International Франсуа Валериан:
«Глобальная тенденция ослабления систем правосудия приводит к снижению ответственности государственных служащих, что способствует процветанию коррупции.
Там, где коррупция является нормой, уязвимые люди имеют ограниченный доступ к правосудию, в то время как богатые и влиятельные захватывают целые системы правосудия в ущерб общему благу.
Страны, занимающие высокие позиции в рейтинге CPI, сами сталкиваются с проблемой безнаказанности, даже если это не отражается на их показателях. Во многих случаях трансграничной коррупции замешаны компании из стран с высокими показателями, которые прибегают к взяточничеству при ведении бизнеса за рубежом. В других случаях замешаны профессионалы, которые продают секретную информацию или иным образом способствуют коррупции иностранных должностных лиц. И всё же страны с высокими показателями часто не преследуют виновных в транснациональной коррупции и тех, кто им помогает».
Это можно наблюдать применительно к рейтингу России: международная неправительственная организация Transperency International (признана Минюстом РФ нежелательной на территории РФ) все годы оценивала РФ как экстра коррумпированное государство и присвоило ей в 2023 году аж 141 место, обосновав это субъективными оценками, тем самым нарушив принцип непредвзятости оценок. Так же этот рейтинг не учитывает те обстоятельства, что Президентом РФ В.В. Путиным предпринимаются беспрецедентные меры по совершенствованию антикоррупционного законодательства и ведётся планомерная работа по развитию и укреплению действующих принципов повседневного антикоррупционного противодействия в Российской Федерации.
В свою очередь Международный рейтинг члена-корреспондента РАО И.В. Годунова демонстрирует свою непредвзятость и независимость, что позволяет сделать вывод, что РФ является правовым антикоррупционным государством и соответствует 4-му месту в общем рейтинге, что справедливо и заслужено.
Подтверждением 4-го, а не 141-го, места в международном антикоррупционном рейтинге России, являются и то обстоятельство, что под руководством Президента РФ В.В. Путина на протяжении длительного времени целенаправленно и постоянно проводятся мероприятия, направленные на организацию борьбы с коррупцией, а также определена и активно проводится программа по внедрению во все сферы деятельности общества Российской Федерации основ антикоррупционного просвещения и образования.
Автор Международного Антикоррупционного рейтинга ЕААН член-корреспондент РАО И.В. Годунов, разделяя и поддерживая мнение, что «универсальной таблетки и рецептов против коррупции не существует», считает, понимая, что есть много стран (Сингапур, Китайская Народная Республика, Российская Федерация и другие страны) сумевших добиться впечатляющих успехов в антикоррупционной деятельности (их опыт достоин уважения, изучения и практического применения), что создание подобного рейтинга и проведённые исследования являются лишь малой частью улучшения позиций государства Российского на мировой арене, сплочённости населяющих её народов и последующего экономического роста.
Автор статьи считает, что БРИКС во всех его составах, в том числе БРИКС+, является основой для динамичного развития и роста мировой экономики на базе антикоррупционных принципов. Тревога автора о росте коррупционных явлений вполне понятна, так как если в самом ближайшем будущем совместными усилиями стран ими не будет поставлен надёжный и поистине эффективный антикоррупционный заслон, то через несколько лет данная проблема обернётся для современного общества национальной трагедией.
Первоочередная задача любого государства заключается в том, чтобы адекватно оценить угрозы, которые несёт эта проблема, выработать согласованную политику, наметить конкретные мероприятия по её решению. На сегодняшний день одной из основных задач стран БРИКС является воспитание подрастающего поколения с активной жизненной позицией на основе традиционных духовно-нравственных, патриотических ценностей, в том числе и антикоррупционного образования, и просвещения.
Нельзя не согласиться, что причины возникновения коррупционных составляющих, отмеченных автором, как внутренние, так и внешние, ещё раз подтверждают, что важное место в противодействия коррупции должно занимать антикоррупционное образование и просвещение!
«За тысячелетия существования коррупции победить её ни одному вождю, диктатору, самодержцу, царю, королю, императору, государю, монарху, генеральному секретарю, премьер-министру, главе государства или президенту не удалось до сих пор!?»
Член-корреспондент РАО И.В. Годунов.