4 сентября 2024 года Президент России, после начала Восточного экономического форума 2024 и визита в Приморский край, провёл совещание по развитию энергетической и транспортной инфраструктуры Дальнего Востока.
Обсуждались вопросы для долгосрочных системных планов развития Дальнего Востока и уверенной работы предприятий, реализации инвестиционных программ, повышения качества жизни граждан макрорегиона, а также об укреплении энергетической и транспортной инфраструктуры.
Энергетика
По словам Государственного лидера, в августе 2024 года в Приморском крае произошло серьёзное технологическое нарушение в работе оборудования высокого класса напряжения – 500 киловатт. Его последствия ощутили на себе около 2 миллионов человек.
В связи с высокой жарой в южных регионах также наблюдались отключения, но, как отметил Владимир Путин, необходимо также быть готовыми к таким природным явлениям.
Для предотвращения подобных аварий уже принимаются соответствующие решения с учётом опыта Дальнего Востока и южных регионов.
В то же время, потребление электроэнергии на Дальнем Востоке растёт, что обусловлено темпами роста экономики, которые выше общероссийских. В целом в стране в 2023 году потребление электроэнергии увеличилось на 1,4%, но на Дальнем Востоке – на 3,5%. К 2030 году, ожидается рост 5%.
Президент сказал:
«А значит, с такой же опережающей, высокой динамикой необходимо наращивать объёмы генерации в дальневосточных регионах. С учётом специфики энергосистем, прогнозной потребности бизнеса, граждан в электроэнергии нужно строить станции и сети, развивать обеспечивающую инфраструктуру.
Соответствующие решения сейчас прорабатываются Правительством. В целом отмечу, что к 2030 году на Дальнем Востоке должны быть построены объекты генерации общей мощностью 2,6 гигаватта».
Тем не менее, как отметили местные журналисты газеты «ПРЕЗИДЕНТ», несмотря на развитие энергетики, малый и средний бизнес испытывают трудности в Хабаровском и Приморском краях в связи с высокими тарифами на электроэнергию.
В то же время, энергетические сооружению используют большой объём устаревшего оборудования, которое выводиться из работы и заменяться на новое. В числе приоритетных проектов – строительство Южно-Якутской ТЭС и четырёхкратное увеличение мощности Свободненской ТЭС в Амурской области.
По словам Президента, должны быть модернизированы 270 станций, работающих на дизельном топливе, в том числе в Якутии и на Камчатке. При этом, с учётом роста экономики, важно планировать на более отдалённую перспективу.
«Напомню, что по итогам прошлогоднего Восточного экономического форума было дано поручение подготовить долгосрочную программу развития электроэнергетики Дальневосточного федерального округа, рассчитанную до 2050 года. Это всё планы с большим сроком исполнения. Главное, чтобы мы вовремя всё это делали.
В её основе должна лежать Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики России. То есть где, в какие сроки появятся тепловые, атомные, гидроэлектростанции, объекты генерации на возобновляемых источниках энергии. Я, когда сказал про атомные электростанции, имел в виду, конечно, в том числе и Дальневосточный регион. Почему нет? Это перспективное направление. Если уж мы столько объектов строим за границей – сколько уже, не помню, двадцать, что ли? – и финансируем в значительной степени эти объекты, мы должны выполнять соответствующие планы увеличения атомной генерации и внутри страны».
Президент России Владимир Путин.
Логистика
Авиаперевозки
Объём авиаперевозок по дальневосточным направлениям ежегодно растёт и за 10 лет пассажиропоток увеличился в 2 раза, составив в 2023 году 10,5 миллионов человек. Из них порядка 2,4 миллионов пассажиров следовали авиарейсами между дальневосточными регионами.
В данной теме приоритетом является развитие воздушных перевозок, то есть создание новых, более удобных для граждан маршрутов. На ВЭФ-2023 в связи с этим была поставлена цель к 2030 году увеличить пассажиропоток внутренних рейсах Дальнего Востока до 4 миллионов человек в год. Для достижения цели необходимо строить и модернизировать аэродромную инфраструктуру, расширять маршрутную сеть между регионами, развивать парк воздушных судов и повышать доступность авиабилетов.
«Нам нужен региональный самолёт. Юрий Петрович Трутнев докладывал, да и я, собственно, знаю из других источников: мы откладываем и откладываем всё вправо и вправо строительство и появление этого регионального, так нужного нам самолёта».
Президент России Владимир Путин.
Президент в ходе совещания заслушал доклады о строительстве отечественных самолётов для региональной и малой авиации и обратил внимание, что новые машины должны быть конкурентоспособными и по своим техническим характеристикам, и по цене.
Автоперевозки
Укрепление логистики и экономики Дальнего Востока во многом зависит от состояния автомобильной дорожной сети. За последнее время в регионе построен крупный мостовой переход через реку Зея в Амурской области и строится мост через Лену в районе Якутска, поскольку это перестаёт быть тупиковым направлением. Не менее 85% дорог агломераций и не менее 50% дорог регионального значения должны быть в нормативном состоянии до конца 2024 года.
Морские перевозки
«Мощное конкурентное преимущество Дальнего Востока – это близость к международным логистическим маршрутам, включённость в глобальную систему движения товарных потоков. Поэтому все наши планы по развитию транспортных коридоров на Дальнем Востоке должны быть увязаны и с проектами по освоению Северного морского пути. Мы часто, если не постоянно, об этом говорим».
Президент России Владимир Путин.
Важную роль для выхода России на внешние рынки играют дальневосточные морские порты, обеспечивающие четверть грузооборота всех российских портов. Данный показатель продолжает расти. В связи с этим необходима модернизация и строительство причалов, а также других объектов портовой инфраструктуры, чем уже занимаются региональные власти вместе с предпринимателями. При этом важно расширить подъездные пути и к морским портам, наращивать провозные возможности железных дорог. Однако, как отмечают некоторые рыболовные хозяйства и транспортные компании Хабаровского и Приморского краёв, необходимо также иметь новые доки для обслуживания и ремонта речных и морских судов, поскольку их отсутствие вынуждает корабли уходить на ремонт в Китай и Японию, что обходится им даже дешевле, чем переход в другие российские порты.
Железнодорожные перевозки
«Мы планомерно, на постоянной основе «расшиваем» узкие места БАМа и Транссиба. По итогам текущего года их провозная способность должна увеличиться до 180 миллионов тонн.
В этом году стартовал третий этап модернизации Восточного полигона железных дорог. Он предусматривает рост провозной способности до 270 миллионов тонн по итогам 2032 года, а также более эффективное распределение грузопотоков к портам Приморского транспортного узла Ванино и Советская Гавань».
Президент России Владимир Путин.