Севастополь всегда был богат историческими достопримечательностями и событиями. Недавно здесь произошло важное мероприятие – открытие Нового Херсонеса, археологического парка, который обещает привлечь множество любителей истории и туристов со всего мира.
Херсонес, или Херсонес Таврический, расположен на юго-западном побережье Крыма и является одним из самых значимых археологических памятников на постсоветском пространстве. Основанный в VI веке до нашей эры греческими переселенцами из Гераклеи Понтийской, Херсонес стал важным политическим, экономическим и культурным центром региона. С течением времени он перешёл под контроль Византии. В 10 веке Херсонес посетил Князь Владимир, принял там Крещение, породнившись с Византийскими императорами. Именно отсюда берёт своё начало Христианизация Руси.
Новый Херсонес – это не просто реконструкция древнего поселения, а полноценный археологический и исторический центр притяжения, созданный по поручению главы государства Путина Владимира Владимировича с целью популяризации истории и культуры. Открытие парка стало возможным благодаря совместным усилиям местных властей, историков и археологов, которым удалось в кратчайшие сроки воссоздать уникальное пространство для исследований и отдыха.
Журналисты газеты «ПРЕЗИДЕНТ» пообщались с одним из участников реконструкции Нового Херсонеса, который готовил предметный план экспозиции в Музее Крыма и Новороссии — Давыдовым Ильёй Валерьевичем, руководителем Севастопольской Региональной Общественной Организации Сохранения Исторического Наследия «Гренадёр».
— Илья, как Вы попали в проект?
— Мне позвонили ребята реконструкторы, которые уже там работали, и попросили подключиться в качестве субподрядчика, сказали: «Мы в тебя верим, ты всё успеешь, у тебя 2,5 недели и нам надо 2 телеги, 2 арбы, 20 бочек, грабли, детскую игрушку. Всё надо сделать и успеть». По 12 часов в сутки работали, было трудно, но интересно, а я прокачался теперь и в «телегостроении».
— Как это, когда на твоих глазах возрождается история? Когда ты творишь её собственными руками?
— Всегда приятно поучаствовать в грандиозном, масштабном проекте, который гремит на всю страну и ты понимаешь, что вложил частичку себя для того, чтобы он появился. Что люди будут приходить в это место и увидят плоды твоих трудов. Так как мы всё-таки клуб исторической реконструкции, то создавая реквизит, в первую очередь исходили из его правдоподобия и исторически достоверных моделей.
— К каким источникам Вы обращались для воссоздания атрибутов?
— Гравюры того исторического периода, где были зарисовки телег, литографии и археологические находки того времени, опыт коллег, которые изучали этот вопрос до меня.
— Какими реконструкционными проектами ещё занимается клуб «Гренадёр»?
— Мы ведём региональный проект, он называется «Южный щит России». Изначально он начался с инициативы неравнодушных реконструкторов, поисковиков и страйкболистов.
Мы проводили субботники по уборке береговых батарей. Первым нашим объектом был форт «Южный» в Балаклаве. Первый субботник у нас, если не ошибаюсь, прошёл ещё в 2020-м году. Нас тогда собралось порядка 15-ти человек. Весь инвентарь для уборки: перчатки, мешки — купили за свой счёт. Потом ещё несколько раз проводили субботники на форте «Северный», а потом создали проект, назвав его «Южный Щит России».
Отдали на конкурс Росмолодёжи и, собственно, победили. На полученные средства мы закупили всё необходимое качественное оборудование: лопаты, грабли, секаторы, сделали информационные щиты по этим объектам. Провели научные исследования в плане отрисовки этих береговых батарей. Не было информации как точно они выглядели, приходилось воссоздавать их облик в полевых условиях. Измеряли, зарисовывали, потом дизайнер всё это переносил в электронный вид и отрисовывал в 3Д-модели. Каждая из береговых батарей имеет свой уникальный архитектурный проект.
Помимо общей отрисовки мы еще и описывали береговые орудия, сделали своего рода игровой элемент — на всех щитах у нас есть QR-код, при наведении на него телефона можно представить как выглядело вооружение береговой обороны Севастополя более ста лет назад. Помимо этого мы ещё сделали сайт проекта, который постоянно пополняется. Наша цель — популяризация молодежного исторического туризма.
— Как происходит привлечение новых участников в проект?
— Те субботники, которые мы проводили и в которых участвовали школьники и студенты, заканчивались увлекательными экскурсиями.
Мы рассказывали ребятам, что это за исторический объект и насколько он важен, какие подвиги совершали защитники этих мест. Я считаю, что это помогало проникнуться духом этого места, многие из этих добровольных помощников становились постоянными участниками наших мероприятий.
— Каким Вы видите развитие проекта?
— Хотелось бы объединить все ныне заброшенные береговые батареи в единый туристический маршрут. Сейчас в нём присутствуют 5 объектов, которые мы объединили раннее, в этом году у нас по плану ещё 4 объекта. Надеюсь, что на базе этих береговых батарей будут открываться различные центры поисковой направленности, реконструкторского и музейно-выставочного пространства.
— С какими организациями Вы сотрудничаете, кто-нибудь Вам помогает?
— Мы сотрудничаем с РСО (российские студенческие отряды), мы друг у друга в мероприятиях участвуем.
В Балаклаве Мостотрест к нам присоединился, это организация, которая строила Крымский мост и сейчас строит Балаклавскую Яхтенную Марину, они выделяли своих рабочих, участвовали в субботниках на самых тяжелых работах: где-то камни вытаскивали тяжелые, где-то глыбы скальные осыпали в траншеи. Ещё мы взаимодействуем с Управлением по делам молодёжи, они нам помогают как и в информационном аспекте, так и с волонтёрской деятельностью.
— Ваши работы регламентированы?
— Мы постоянно взаимодействуем с СевНаследием, чтобы не навредить объекту консультируемся с ними перед субботниками, иногда они сами в них участвуют. Недавно мы выявили новый культурный объект, это 19-ая береговая батарея — даже на учёте не стояла, так как долгое время находилась на территории воинской части. Сейчас мы планируем поставить её на учёт. Очень интересный объект, там сохранились даже двери царского периода.
— Как руководителю, каким бы хотелось видеть «Южный Щит» на финише?
— После включения всех береговых батарей Севастополя в наш проект, хотелось бы передать его на баланс властей города — у них намного больше ресурсов, чем у нас. В свою очередь, мы бы оформили опеку над одной из береговых батареей и развивали бы её в формате историко-культурного пространства, проводили бы там различные исторические квесты, обучающие фестивали, мастер-классы для школьников и студентов.
В развитии проекта «Южный Щит России» можно вообще выйти и за пределы Крыма, в Кронштадте и во Владивостоке тоже есть фортификации, идентичные системам береговых батарей, их можно назвать — Балтийский щит России и Дальневосточный щит России, но это в планах. Для этого, конечно, нужно, чтобы подключились правительственные структуры.
— Есть ли у Вас другие направления работы?
— Да, вторым направлением является проект «Севастопольские рассказы». Мы ведём его в рамках реконструкции периода Крымской войны. Название позаимствовали у Льва Николаевича Толстого, который в этих событиях непосредственно участвовал. Этот проект мы ведем с 2019-го года, за это время было проведено 5 исторических фестивалей, снято 8 документальных фильмов про форму и снаряжение солдат периода Крымской войны и периода Великой Отечественной Войны. С прошлого года произошло расширение проекта в сторону ВОВ. Разработаны исторические квесты по двум этим тематикам, сейчас готовим виртуальную экскурсию по бастионам корабельной стороны Севастополя.
— А каковы краткосрочные цели?
— Очень хочется, чтобы посещение береговых батарей было включено в программу «Больше, чем путешествия». Это федеральная программа, направленная на патриотическое воспитание молодёжи и реализуется при поддержке Росмолодежи.
— Илья, пользуясь нашей беседой, к кому конкретно Вы хотите обратиться, на чью поддержку рассчитываете?
— Хочу обратить внимание и заручиться поддержкой Главы Республики Крым, губернатора Севастополя, Министерства Образования, Министерства культуры и Минэкономразвития России.