Военная операция на Украине с первых же дней выявила, что лучшими людьми России являются совсем не та «элита», которой нас десятилетиями приучали гордиться с телеэкранов и из всех рупоров пропаганды. Настоящими героями оказались совсем простые, неприметные, косноязычные и никак не гламурные сельские рабочие парни и девчонки. Они показали всей стране чудеса настоящего героизма, неподдельную и неподкупную преданность Родине. Они по первому зову страны отдавали свои жизни, жертвовали своим здоровьем и благополучием своих семей.
Прилипшую ко всем рычагам власти платную богему это раздражало. Это как-то не укладывалось в рыночный уклад делового оборота властвующих в сласть «элит», где главным мерилом является деньга и нажива.
Тогда, весной 2022 я высказал простую идею: хватит делать лидеров на торгах должностями и в балаганных аукционах нано-лидеров. Ищите лидеров среди участников СВО, в отличие от платных конкурсантов, они уже бесплатно доказали свои качества патриотизма и верности Родине. В правящих кругах военных и гражданских министерств и ведомств эта моя идея была воспринята с нескрываемым раздражением.
Зажравшиеся ставленники финансово-промышленных мафиозных групп, клановых корпораций и остальные базарные проходимцы, прилипшие к начальственным привилегиям и блатным должностям, тогда и мысли не допускали о возможности своей замены.
Но время шло, кровь войны текла, и простая идея взяла верх через два года войны. Глава государства в послании Федеральному собранию воспроизвел идею привлечения на государственные и муниципальные должности участников и ветеранов СВО. Не раз замечено, что мои хорошие юридические идеи рано или поздно всё же доходят до начальства и даже становятся строками их речей и посланий. Мои соратники не дадут соврать.
Однако, провозглашение идеи с самой высокой трибуны не гарантирует её успех. Беда в том, что вся богемно-элитная жижа, которая заполнила собой все кадровые ниши и щели, далеко не всегда воспринимает патриотические идеи. Она восприняла эту президентскую идею внешне с глубоким пониманием, но практически – в штыки. Дело в том, что эта идея в корне противоречит кадровым интересам богемы, живущей и барствующей с уверенностью, что так будет вечно, что только она за плату будет назначать на все важные и мало-мальски заметные должности только своих родичей, партнеров, партнерш и клановых выкормышей, и только тех, кто правильно оплатил назначение. Кадровый бизнес в стране с рыночной экономикой другим быть не может, я узнавал. Да и вы видите, что происходят посадки конкретных зажравшихся генералов и прочих баев, ханов и бонз.
Для того, чтобы свести на нет любую здравую идею, противоречащую интересам прозападных и наших собственных доморощенных кланов и элит, традиционно используются следующие бюрократические приёмы:
1. «Замылить» – размыть смысл в юридическом документе – написать указ, в котором идея вскользь подразумевается, но всё остается как было и даже хуже. Так и случилось, когда из уст Президента идея кадровых преференций для участников СВО прозвучала, как тут же ему подали на подпись Указ «о кадровом резерве» № 61, 2024 г. В нём даже и намёка нет на то, что бы какие-то там ветераны-участники обладали преимуществами при назначении на должности управленцев. Видимо действующие управленцы не допускают и мысли, что их сладкие места могут достаться ветеранам. Некоторые, кто похитрее из важных лиц кадровой номенклатуры, на всякий случай обзавелись справками о командировке в зону СВО; хотя это лишнее, в действующих законах нет никаких преференций на этот счёт, и вряд ли появятся.
2. «Заиграть» – устроить шумиху, показуху или развлекательные пустопорожние шоу с участием ветеранов СВО. Как например, посиделки в президентской академии (с глупейшей аббревиатурой РАНХиГС) с участием участников, где им какие-то мутные шоумены демонстрируют «лучшие практики управленцев». Или, например, устроить круиз на ледоколе в Арктику для участников СВО по кадровой программе «Время героев». Или какие-нибудь телевизионные посиделки в спортзалах и танцевальных клубах, где всерьез обсуждаются вопросы лидерства, но никто никаких обязательств по трудоустройству ветеранов СВО на себя не берет. Нет для этого правовых оснований, так игры, да и всё.
3. «Вытравить» – уничтожить физически материальную основу кадрового продвижения на государственные должности действительно достойных людей, доказавших в бою свою преданность Родине. Должности, особенно высокооплачиваемые и коррупциоёмкие – это вообще неприкасаемая для простых людей субстанция. Число этих должностей физически ограничено. Вот, например, должность министра, число этих должностей сколько бы вы думали? Примерно около двух тысяч, если считать с региональными министрами губерний и республик. Неужели хоть на одной из этих должностей может появиться простой ветеран СВО? Конечно же нет. А есть еще должности депутатов, членов советов директоров корпораций, банкиров, меценатов, фондовых управителей, биржевиков… Никто, никого на этих должностях не ждёт. Более того, любого, кто покусится на эти должности физически или морально устранят на дальних подступах. Вытравлено кадровое поле. Довольствуйтесь теми, кто есть. Таким образом, нет никакой материальной основы для того, чтобы обеспечить обновление кадров страны за счет верных России сыновей и дочерей.
Это только первая тройка отмазок от идеи, у нашей либерально-базарной номенклатуры полным-полно и других самых изысканных приёмов доведения любой здравой идеи до нужного результата.
Но всё же отчаиваться не нужно. Лично я верю в правоту идеи обновления кадрового потенциала страны за счет настоящих воинов и героев страны. И очень даже рад политической установке нашего президента:
«Они и должны выходить на ведущие позиции и в системе образования и воспитания молодёжи, и в общественных объединениях, в госкомпаниях, бизнесе, в государственном и муниципальном управлении, возглавлять регионы, предприятия в конечном итоге, самые крупные отечественные проекты.»
Теперь о том, как вижу достижение этой цели:
1. Подбор кадров. Среди ветеранов достаточно людей с высшим и наивысшим образованием, опытом руководящей, профессиональной и ответственной работы. Поэтому должна существовать межведомственная система сканирования, оценки и отбора людей уже готовых исполнять обязанности по конкретной государственной должности. Регистр «людей и должностей» должен кем-то вестись. Сейчас этого нет. Никакие ныне здравствующие важные кадровики не знают сколько в стране государственных и негосударственных должностей, где нужен ум, воля и патриотизм воинов. Нет в стране никакого кадрового учета. Нет баланса рынка труда. Нет кадрового учета ветеранов боевых действий. Нет реальной заботы о тех воинах, кто, потеряв руку или ногу, здоровье… мог бы получить достойную работу по силам. А значит такую систему нужно создавать. Дело не хитрое, знакомое по опыту послевоенного восстановления СССР.
2. Подготовка кадров. Можно быть отважным пулеметчиком или артиллеристом, или десантником, но в политике, науке, управлении хозяйством, войсками или промышленностью и пр., ничего не смыслить. Демобилизация, выход на военную пенсию, высвобождает тысячи людей. И среди них государство обязано выявить и применить способных к обучению, профориентации и получению самой высокой квалификации. А значит должна существовать система, когда любому бывшему участнику войны должна быть предложена не одна, а целый набор возможностей того, куда ему пойти и как применить свой потенциал. Это огромная работа, но ею всерьез никто не занимается. Нет такой цели у рыночно-либеральных начальств. А придётся. Дело в том, что все реальные участники боев – это израненные и искалеченные душей и телом люди. Они видели кровь и смерть в лицо. Не каждому дано сохранить психологическую-человеческую устойчивость после этого. Их реабилитация – возвращение к мирной жизни с пользой – это задача всех властей страны. Хотелось бы, чтобы это простая идея дошла до дела.
3. Расстановка кадров. Сегодня нет никакой кадровой службы, которая бы обеспечивала кадровые полномочия Президента. Мне возразят коллеги, мол, а как же управление, помощники, администрация. Однако у них нет всей полноты функций. Даже по оценке достоверности свойств и характеров личности кандидатов. У штатных управленцев нет прав расстановки кадров. Только фиксация пустых бумаг. Личность никого не интересует, а уж об изменчивости любой личности вообще никто ничего не прогнозирует (иначе знали бы, чего ждать от вчера ещё «элитных», а ныне опущенных и арестованных генералов). По сути, кадровые полномочия главы государства растащили по карманам: думцы себе, губернаторы себе… сенаторы, газо-нефтяники, банкиры, муниципалы, принципалы и бенефициары… все всё себе. У президента, увы, нет аппарата, чтобы упорядочить весь этот кадровый хаос. Нет государственного органа, который хотя бы знал сколько вообще существует незанятых и освобождаемых должностей, а тем более механизма влиять на все назначения, выстраивать рациональную кадровую политику в масштабах всего перечня должностей и профессий. Значит нужно его создавать. Но здесь тоже есть подвох: многие думают, что, создав какую-нибудь главную контору над министрами и капиталистами можно решить проблему. Совсем нет, нужна качественная система. Создать систему – это значит управлять разными её элементами и частями как одним целым – управлять мудро, беспристрастно, неподкупно и рационально.
Децентрализованная, управляемая и беспристрастная система расстановки, перестановки и ротации кадров – такой хотелось бы видеть систему кадров – человековековедения и человеколюбленья, трудоустройства ветеранов – лучших людей России.
Материал предоставил:
Госправовед — д.ю.н., профессор, ветеран И.Н. Глебов.