Дружественные отношения между Россией и Саудовской Аравией продолжают развиваться. Новый позитивный виток этих отношений произошёл в 2017 году с визитом в РФ наследного принца Королевства Мухаммеда бен Салмана аль Сауда. Данный приезд задал положительную направленность к двустороннему сотрудничеству, которое улучшается с каждым годом.
Сегодня Эр-Рияд и Москва выстраивают конструктивные отношения, основанные на понимании, доверии и уважении. Активно взаимодействуют с саудовским бизнесом республики Северного Кавказа, Татарстан, Башкортостан. Интерес россиян к туризму в Саудовской Аравии также растёт, популярным направлением стал Джидда. Нельзя не отметить тот факт, что Россия и Саудовская Аравия контактируют и в духовной сфере. Сегодня квота для российских паломников в хадж вернулась к допандемийным показателям — 25 000 человек.
Торгово-экономические отношения двух стран в настоящее время развиваются бурно и стремительно. Введённые против России санкции в 2022 году открыли для отечественного бизнеса новые рынки. Саудовская Аравия не стала исключением.
Продажи сельхозпродукции из России в Саудовскую Аравию в 2022 году резко увеличились. За 9 месяцев прошлого года Россия экспортировала в Королевство до 1 млн. тонн (рост в З раза). Однако не только экспорт различного рода продукция интересует инвесторов из России. Актуален и вопрос недвижимости, поскольку на фоне интенсивного экономического сотрудничества многих инвесторов интересует возможность приобретения дома или апартаментов в КСА.
Марина Захарова побеседовала с основателем и управляющим партнёром бутика элитной недвижимости «Níka Estate» Виктором Садыговым.
— Виктор, скажите, пожалуйста, что сейчас происходит на рынке элитного жилья?
— Если мы говорим исключительно про Россию, то это один фокус, и он не совсем отображает происходящее на рынках. Начало 2023 года было ознаменовано бурным ростом продаж во всех локациях, где мы присутствуем: Казань, Сочи, Москва. Причём летом, когда началась девальвация рубля, спрос на недвижимость в Москве и Сочи кратно вырос: за полгода инвесторы буквально вымыли рынок недвижимости столицы и черноморского курорта. Скупали всё: готовое и строящееся жилье, а также коммерческие площади. Не менее активно ведут себя и крупные девелоперы: они активно пополняли свой земельный банк, готовясь к реализации новых проектов.
— При таком спросе какая будет ценовая политика?
— Цены достаточно высокие, и падать они не будут. Одна из главных причин — финансовая модель, под которую создавались проекты год-два назад. Все лендлорды и девелоперы покупали землю по потолку рынка после Ковида.
Второй момент — инфляция. Себестоимость рабочих, процессов, материалов заметно выросла. Соответственно, и финансовая модель проектов, вышедших на рынок год назад, отличается в бо́льшую сторону в 2–3 раза от того, что было, например, в 2019-м.
Все остальные инструменты имеют более высокие риски либо длительный период вложения. Опять же, наступившая после Ковида эра Zoom стёрла географические границы. Почти все, кто хочет зарабатывать, смотрят только на цифры — им без разницы, где этот объект расположен.
— Расскажите, пожалуйста, много ли было продаж от Вашей компании за 2023 год?
— В этом году мы уже продали недвижимости на 350 миллионов долларов. Ежегодно «Nika Estate» увеличивает обороты примерно на 20 процентов.
— То есть Вы регулярно заключаете договоры на крупные суммы?
— Да, они проходят регулярно. Назову лишь несколько свежих примеров: квартира с одной спальней в строящемся объекте в Абу-Даби, на острове Саадият, ушла за 234 миллиона рублей (2,6 млн долларов). Спрос среди инвесторов на этот лот был такой высокий, что двое даже подрались, стоя в очереди на покупку…
— Но спрос тоже может меняться?
— Безусловно, тренды меняются, но спрос на дорогую элитную недвижимость сохраняется по всему миру. И важно отметить, что сейчас изменения на рынках происходят быстрее — они больше не статичны, как раньше. На мой взгляд, самый динамичный рынок — Дубай. Честно признаюсь, что за 20 лет, что я работаю в сфере недвижимости, я такого не встречал.
Совсем недавно в Эмиратах был бум покупок новостроек: целые ЖК сметали за минуты. Сейчас видим тренд на вторичку. Последние данные местного министерства земельного департамента показали, что 51 процент всех сделок пришелся именно на эти объекты. Важно понимать, что под вторичку тут попадает всё, что продается физлицами. Даже если дом ещё строится.
— Почему это интересно инвесторам?
— Дело в том, что последние три года рынок Дубая растет невероятными темпами: застройщики много всего продали — им ликвидность уже не нужна, они трещат по швам от денег.
Главный драйвер — беспроцентная рассрочка — немного видоизменился, потому что невыгодно при текущей инфляции раздавать деньги бесплатно. Поэтому многие застройщики стали вводить более агрессивную политику рассрочки. Инвесторы, кто ранее зашёл на этот рынок, хорошо заработали — в некоторых случаях это 50–150 процентов годовых в валюте. И для них сейчас удачный момент, чтобы выйти в кеш. А вновь пришедшим капиталам выгоднее купить с рук те объекты, что раньше сдадутся, потому что с них быстрее можно получить прибыль. По этим и многим другим причинам эксперты считают рынок недвижимости Дубая самым горячим.
Нечто аналогичное сейчас происходит в Абу-Даби.
— А как же быть с запретами на продажу недвижимости иностранцам?
— Правительство страны готовит законодательную базу, позволяющую иностранцам покупать недвижимость на территории королевства. Причем разрешение будет действовать на территории всей страны, включая локации рядом с Меккой и Мединой! Более того, несколько месяцев назад принц Саудовской Аравии разрешил в качестве эксперимента продать недвижимость иностранцам в нескольких локациях: один проект был в Эр-Рияде, второй — в Джидде.
Один из крупнейших девелоперов Саудовской Аравии в тандеме с популярным дизайнером Эли Саабом, который известен на весь мир своими уникальными свадебными платьями, спроектировал в одном из микрорайонов кластер на 183 виллы. Минимальная стоимость — от 76,5 миллиона рублей, или 850 тысяч долларов. Почти все лоты продали за месяц, 11 из них было реализовано нашим агентством недвижимости. И у нас осталось ещё несколько лотов.
Через 1,5 месяца будет ещё один проект в Джидде от того же топового девелопера, который строит во всем мире: у него есть проекты в Испании, Лондоне, Дубае, Омане.
Джидда не только современный экономический центр на побережье Красного моря, но и место, где собираются паломники, отправляющиеся в священные города мусульман — Мекку и Медину.
Все детали можем раскрыть только при личном общении с каждым заинтересованным покупателем. Но у нас готово все для тех, кто хочет инвестировать или жить в этом благодатном месте.
— Чем этот проект может заинтересовать инвесторов?
— Сдача объекта — через два года, а основная оплата — только после передачи ключей. Первоначальный взнос — 20 процентов, еще 10 процентов — через три месяца. То есть в первый год вы оплатите только 30 процентов от стоимости объекта. Мой прогноз — в первый год рост стоимости объекта будет 30 процентов. Когда власти разрешат покупать на своей территории недвижимость всем иностранцам — а это может случиться в ближайшие полгода, — прирост будет колоссальный! Планка в 100 процентов годовых в валюте на вложенные средства может быть легко преодолена.
Также, считаю, ажиотаж, который сформируется здесь, окажется выше, чем в ОАЭ, поскольку инвесторов может оказаться больше, чем предложений. Потенциал рынка в Саудовской Аравии невероятный — инвесторы вложат сюда миллиарды. И, естественно, больше всех заработают те, кто войдёт на него первым. Мы такую возможность нашим клиентам уже даём.
— Как будет развиваться инфраструктура?
— Во всей стране активно идет стройка, причем не только жилых массивов, но и развлекательной инфраструктуры. Здесь уже возвели один из самых больших парков, а также девелопер «Jeddah Economic Company» (JEC) возобновил строительство самого высокого небоскрёба в мире — башни Jeddah Tower в Джидде. Его высота превысит тысячу метров.
Нельзя забывать, что наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман намерен превратить регион на северо-западном побережье Красного моря в технологический хаб — несколько лет назад он уже представил проект линейного города будущего. На строительство мегаполиса потратят порядка 500 миллиардов долларов (45 триллионов рублей). В городе-линии не будет дорог и автомобилей, весь транспорт видится подземным и скоростным, при этом планируется, что энергия будет только из возобновляемых источников.
— Возможно ли такое, что Эр-Рияд откроет доступ, но остальные рынки просядут?
— Вряд ли. Да, тем, у кого небольшой бюджет, придется выбирать страну для инвестирования. Люди же с большими капиталами, как правило, диверсифицируют свой портфель, поскольку экономики всех стран по-разному реагируют на глобальные события. Когда «яйца» разложены по разным корзинам, риски снижаются, когда вы всё кладете в одну — у вас очень уязвимая позиция.
— Сейчас возможно ли купить недвижимость дистанционно?
— 90 процентов всех наших сделок проходит в удалённом формате, и это одна из причин, почему мы открываем офлайн-филиалы по всему миру. Такой подход позволяет предоставить клиенту экспертный взгляд на каждый объект, а не довольствоваться информацией из рекламных буклетов. Мы несём ответственность за всё, что предлагаем заказчику — он должен иметь объективную картину.
Также мы гарантируем чистоту документов и помогаем заказчикам решить все правовые и организационные вопросы: нередко требуется помощь с переводом средств из разных источников, в разных юрисдикциях. Мы всё это умеем делать.
Но всё же настоятельно рекомендуем посетить наш офис в любом из городов: там собрана вся исчерпывающая информация об объектах, а также есть сотрудники компании, которые станут вашими проводниками в мир недвижимости и помогут скалькулировать инвестиционную привлекательность любого понравившегося объекта.
— Спасибо большое за общение!
— Воистину Россия и Саудовская Аравия стали близкими партнерами! На фоне антироссийских санкций страны заметно сблизились, а отношения между ними стали заметным ориентиром для всех стран исламского мира! И это радует!