2023 год проходит под знаком Африки и в Санкт-Петербурге в июле состоится второй Саммит «Россия-Африка». Следует отметить значимую дату — в этом году в феврале исполнилось 125 лет с момента установления официальных дипломатических отношений между Россией и Эфиопией.
Большинство людей в нашем обществе многого не знает об Эфиопии и единственная ассоциация у обычного человека при её упоминании — это Ганнибал, прадед А.С. Пушкина. При этом Эфиопия на самом деле имеет богатую историю, культуру и свою объединяющую роль в Африке — в Аддис-Абебе находится штаб-квартира Африканского Союза.
По этой далёкой стране путешествовал русский поэт Н.С. Гумилёв и у него собралась большая коллекция предметов африканской культуры, которая теперь представлена в Кунсткамере в Санкт-Петербурге.
Несмотря на сильные культурные различия, духовному сближению наших стран способствовала православная религия. Не вдаваясь глубоко в богословские отличительные черты, Эфиопия тоже в большинстве своем православная страна, только с богословской традицией 5-го века, так называемой дохалкидонской. Тем не менее, православное христианство — это и есть главный мотив для сближения.
Интерес стран друг к другу возник еще задолго до установления дипотношений. Пётр Первый в последние годы своего правления хотел отправить в Эфиопию посольство или экспедицию. Но его намерению не суждено было исполниться.
В 1898 году несколько факторов позволили наконец двум державам официально установить дипотношения:
- Всё больше росло влияние России после победы над Турцией в 1878 году на Ближнем Востоке и в Северо-Восточной Африке.
- У России была вынужденная необходимость противостоять английскому влиянию в Африке.
- Глубокий интерес со стороны русской православной церкви в лице архимандрита Порфирия Успенского — глава русской православной духовной миссии в Святой земле. В 1866 году он представил в правительственные структуры план по сближению двух стран в статье «Участие России в судьбе Абиссинии».
- Деятельность врачей из Российского общества Красного Креста, которые помогали раненым после итало-эфиопской войны.
- Русские путешественники, побывавшие в Эфиопии, предлагали российскому правительству сблизиться с этой страной.
- С эфиопской стороны предпринимались неоднократные попытки установить отношения.
Ещё одной причиной установления официальных дипотношений следует считать статью С.Д. Молчанова, полковника Генштаба, опубликованную в 1896 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» под заголовком «Значение Абиссинии». Он писал:
«С первого взгляда может показаться, что у России в Африке нет никаких интересов: колоний нам не надо, так как Сибири хватит на многие годы, — торговые отношения заводить, когда у нас Азия под боком, да еще при косности нашего купечества, является просто праздным занятием…
Не таким представляется вопрос, если посмотреть на него с точки зрения более широкой, — не одних лишь земельных приобретений и торговых выгод. Наш исконный враг — всегда и везде — Англия простерла свою хищную руку над Африкой… Эфиопская империя лежит на дороге от Каира до Капштадта. Следовательно, Эфиопская империя по самой природе вещей — непримиримый враг Англии и наша естественная союзница. Союз с Эфиопией, подобно французско-русскому союзу, — политическая необходимость, а потому Россия призвана, по мере сил и возможностей, поддерживать Эфиопскую империю».
17 февраля 1898 года началась официальная история дипломатических отношений России и Эфиопии. Дипломат П.М. Власов со своей непростой задачей — оправдать оказанную ему честь Николаем II быть политическим советником, но при этом не поссориться с представительствами европейских держав — успешно справился. За добрую службу Негус-негести (Император) Эфиопии Менелик II наградил Власова орденом «Эфиопской звезды».
К сожалению, дипотношения прерывались на длительный период из-за революций в России с 1917 года и были возобновлены только в 1943 году по инициативе Эфиопии. Эфиопская монархия тяжело пережила известие о расстреле царской семьи дружественного себе по монархическому духу государства. Тем не менее, Эфиопия — одна из немногих стран в мире и единственная в Африке, с кем у России такая продолжительная история двусторонних отношений без навязывания друг другу условий и поиска собственной выгоды.
Во время выступления Императора Хайле Селассие I на заседании Лиги Наций в 1936 году, когда фашистская Италия уже оккупировала Эфиопию, СССР — одна из немногих стран, которые выступили в поддержку Эфиопии. Лига Наций не защитила африканскую страну. Англичане, номинально союзники Эфиопии на тот момент, помогли освободиться от итальянской оккупации только в 1941 году, когда сами британцы уже определились, с какой стороны баррикад они находятся.
Эфиопия оставалась монархией до 1975 года, за это время Император Хайле Селассие I несколько раз приезжал в Советский Союз и каждый раз с разным результатом и всегда происходили различные казусы.
В один из визитов Император наградил председателя Президиума Верховного Совета СССР высшим орденом Эфиопии. Надо было ответить симметрично, но орден Труда или Красного Знамени вручить монарху было бы парадоксально. Тогда Хайле Селассие был пожалован орден Суворова первой степени как участнику борьбы с фашизмом.
К идеологическим казусам можно отнести случай, когда атеистичные Советские власти пригласили Патриарха православной церкви для налаживания взаимодействия с глубоко верующим эфиопским народом.
Для нашей церкви это тоже в какой-то мере оказалось спасением, поскольку в данном случае церковь помогла сыграть важную роль во внешней политике Советского Союза, а вместе с этим и семинарии с академиями были использованы для приёма эфиопских студентов. Среди них был абба Хабте Селассие, который учился в Ленинграде, и позднее стал начальником Отдела внешних связей Эфиопской православной церкви. Был открыт набор африканских студентов в РУДН, на амхарском языке (один из языков Эфиопии) начало свою работу Радио Москвы, русскую литературу начали переводить на амхарский язык и она стала очень популярной в Эфиопии.
После свержения эфиопской монархии, СССР также с удовольствием поддерживал и социалистическое строительство, которое на практике вылилось, в том числе, в борьбу с повстанцами и в поддержу Эфиопии в войне с соседним Сомали. Это совсем малоизвестная страница нашей совместной истории, потому что в то время Советский Союз, в лице своих военных советников, присутствовал там неофициально, а подтверждающие документы даже если и были, то тщательно уничтожались или держались в секрете. Однако участие в данных военных операциях приняли около 11000 военнослужащих СССР.
Как и с другими странами африканского континента, вся внешняя политика нашего государства в том направлении закончилась с распадом Советского Союза. Говорят, что было не до Африки. Понадобилось больше 30 лет, чтобы вернуться к прежнему уровню активных отношений с Эфиопией.
Всплеск интереса в целом к Африке пришёлся на 2019 год, когда прошёл первый Саммит «Россия-Африка». Интерес этот, правда, был обусловлен вынужденной необходимостью, потому что Президент развернул внешнюю политику в сторону Африки, а потому и правительству, и бизнесу приходится выстраивать свои планы в соответствии с обозначенным курсом.
Следует отметить, что религиозное взаимодействие всегда происходило и происходит в авангарде основных событий. Еще в 2013 году, по приглашению Патриарха Кирилла, в Россию впервые приехал Патриарх-Католикос Эфиопии Абуна Матфий «для восстановления исторической дружбы между Россией и Аббисинией». С тех пор РПЦ учредила африканский экзархат, который будет заниматься в том числе Эфиопией и, возможно, откроет там свою миссию, которой до сих пор никогда не было.
Одним из последних межцерковных достижений, которые теперь удивительным образом становятся ценностной основой для дальнейшего и светского диалога, является меморандум, подписанный в рамках регулярной религиозной Комиссии между РПЦ и Эфиопской православной церковью. Кроме прочих пунктов, касающихся развития взаимодействия, один стоит подчеркнуть особо — это совместное отстаивание традиционных нравственных основ в современном обществе и противодействие натиску либеральной морали.
Можно назвать много элементов, где и как Россия поддерживает Эфиопию на высоком уровне и наоборот. Нельзя не упомянуть, что в Аддис-Абебе много лет работает Русский культурный центр имени А.С. Пушкина, а ещё с 1947 года без перерыва работает зарубежный госпиталь Российского Красного Креста.
На менее официальных уровнях, как и в конце 19-го века, интерес многоплановый — современный туризм по маршрутами Николая Гумилева или офицера Русской Императорской армии Антония Булатовича. Легендарный путешественник и священник Фёдор (Феодор) Конюхов в наше время преодолел более 1200 километров по Эфиопии, став ярким примером народной дипломатии современных дней. Перед началом путешествия, Конюхова принял президент страны Гырма Уольде-Гиоргис Лука и благословил эфиопский патриарх в присутствии многотысячной публики.
Как и 125 лет назад, существуют негативные факторы, из-за которых у отечественных предпринимателей не велик интерес к Эфиопии. К этим постоянным факторам добавились и современные обстоятельства внешней политики.
Тем не менее, товарооборот между Россией и Эфиопией постоянно увеличивается. Эфиопия в основном импортирует российские минеральные удобрения и зерновые культуры, а на экспорт поставляет агропромышленную продукцию, в том числе экзотические фрукты, кофе, кожу и шкуры.
С 2018 года «Эфиопские авиалинии», несмотря на коронавирусные ограничения, заслужили звание лучшей африканской авиакомпании и открыли прямые рейсы между Москвой и Аддис-Абебой.
«Центр общественной дипломатии» тоже вносит свой небольшой, но искренний вклад в развитие и укрепление отношений между двумя странами. Он уже несколько лет ведёт последовательную работу на сближение двух народов посредством организации мероприятий, таких как «Дни дружбы между народами России и Эфиопии», «Дни Пушкина в Посольстве Эфиопии», а также взаимодействует с эфиопской диаспорой и ассоциацией эфиопских студентов.
В выставочных проектах одним из постоянных участников является российско-эфиопский художник Ацбеха Негга Тесфае из Санкт-Петербурга, который удостоился чести принимать участие в росписи храма Христа Спасителя. Возможно, что когда-нибудь его роль в русской живописи будут оценивать также как роль Пушкина в русской словесности, рассуждая о том, что российская земля щедра на открытие и пестование талантов, даже если они из глубокой Африки.
Центр пишет статьи о двустороннем сотрудничестве, а главное — о людях, которые делают это сотрудничество возможным. Эти публикации можно прочесть в эфиопской Ethiopian Herald и на сайте Российского Совета по международным делам.
Удивительно, что за 125 лет до сегодняшних дней никто из режиссеров не обратился к теме русских в Эфиопии, потому что судьба любого человека в истории отношений двух стран — это готовый сценарий к приключенческому фильму.
Материал предоставила:
Татьяна Жоливе