Запуск первого искусственного спутника Земли, полёт собаки-космонавта, многолетняя программа космонавтов-испытателей, первый полёт в космос, а позже — первый человек в открытом космосе… Космические достижения периода СССР не имеют границ. К их числу относится и выдающаяся программа «Энергия — Буран», которая на пике своего развития была приостановлена, как оказалось, навсегда. Что случилось с первым советским космическим челноком, и почему проект закрыли?
Несмотря на успешное развитие ракетостроения в 60-70-е годы в СССР, всё ещё решался ряд вопросов с отставанием от стран-соперников, в частности – США. Ситуацию усугубляла ядерная угроза, из-за которой Брежнев Леонид Ильич дал распоряжение о подготовке комплекса альтернативных мер для обеспечения гарантированной безопасности СССР. Так, в 1974 году была запущена программа «Энергия – Буран», разработкой и реализацией которой занялись Глушко Валентин Петрович и Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич. Изначально предполагалось создание прототипа, отечественного аналога программы США «Спейс шаттл» (Space Shuttle) — многоразовой транспортной космической системы (МТКС).
Главными конструкторами МТКС «Энергия — Буран» были Семёнов Юрий Павлович, ответственный за создание космического корабля системы «Буран», и Губанов Борис Иванович, ответственный за создание ракетного комплекса «Энергия», который должен был вывести челнок на орбиту.
«Буран» имел грузоподъёмность в 30 тонн и должен был использоваться для перевозки экипажей космических станций и грузов, возвращения на Землю старых космических аппаратов и вывода на орбиту новых спутников, а также предполагалось военное применение.
Группа из восьми лётчиков-испытателей набиралась в 1977 году в Лётно-исследовательском институте имени М. М. Громова. Как уже писало наше издание, работа испытателей крайне опасная и сверхтрудная. Ещё до формирования группы двое кандидатов погибли в авариях в ходе испытаний истребителей МиГ и в ходе программы испытатели погибали, но на других проектах. В программе «Энергия — Буран» состоялось 24 испытательных полёта в режиме самолёта на макете «Бурана» для отработки его пилотирования и тестирования основных систем.
Проект развивался стремительно, но 12 апреля 1981 года был запущен первый в мире американский пилотируемый многоразовый корабль «Колумбия», что опередило планы СССР по запуску первого подобного космического корабля. Все понимали, что новый проект должен превосходить американский в разы. Тогда в развитие программы «Энергия – Буран» были внесены серьёзные корректировки.
С 1985 по 1988 годы главой ракетно-космической отрасли Советского Союза являлся Бакланов Олег Дмитриевич, который лично курировал государственную программу по созданию МТКС «Энергия — Буран».
«Энергия — Буран» на космодроме «Байконур» Запуск корабля «Энергия — Буран» на космодроме «Байконур»
Исторический полёт «Бурана» и «Энергии» мог состояться уже 29 октября 1988 года, но автоматика отменила запуск за 51 секунду до старта, поскольку обнаружила неисправность в одной из систем.
И вот, 15 ноября 1988 года, вопреки всем неполадкам, на «Байконуре» состоялся долгожданный запуск. «Энергия» покинула космодром, а уже через 15 секунд «Буран» отделился от блока и продолжил полёт самостоятельно.
Полёт происходил в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения и длился 205 минут. Корабль совершил 2 оборота вокруг Земли, хотя был способен находиться до 30 суток на орбите, а затем начал снижение и вновь появился в облаках. Посадка также проходила автоматически и её успех зависел от работы бортового компьютера и наземных систем навигации.
При взлёте и посадке «Буран» сопровождался истребителем МиГ-25, который мог сбить космический корабль в случае возникновения экстренной ситуации.
Во время посадки челнок заставил многих усомниться в себе и даже поставить под вопрос успех всего проекта. При приближении к взлётно-посадочной полосе на высоте 11 километров «Буран» резко отклонился от запланированного курса и выполнил вираж влево. Связь с кораблём была потеряна и он ушёл из зоны видимости наземных систем. В итоге, заходя на посадку с северной стороны, он обогнул ВПП и сел с южного направления, против ветра.
Действия бортового компьютера были настолько неожиданными, что сотрудники центра управления плётом решили, что автоматика вышла из строя и даже предлагали взорвать корабль, используя предустановленные в нём заряды.
Но позже выяснилось, что причиной манёвра стала информация о сильном ветре, поступившая на бортовой компьютер с наземных станций. Автоматика корабля учла её и оперативно поменяла траекторию на более безопасную. Таким образом лишь подтверждая эффективность разработки советских конструкторов.
Посадка прошла гораздо мягче, чем ожидалось, так как ВПП была специально доработана для «Бурана» и имела идеально ровную поверхность, к тому же челнок значительно потерял скорость. Даже тормозные парашюты, рассчитанные на срабатывание при первом касании колёсного шасси и полосы, сработали только через 10 секунд, когда корабль уже сбавлял скорость на полосе. Так «Буран» стал первым в истории орбитальным кораблём, успешно выполнившим приземление в автоматическом режиме.
Безусловно, этот полёт вызвал триумф, после которого в Европе заговорили о возможности полётов на Марс, однако СССР не мог позволить себе таких финансовых вложений, все деньги были потрачены на реализацию данной программы. По разным оценкам, на проект было затрачено от 14 до 17 миллиардов советских рублей. Поэтому «Буран» был доставлен в монтажно-испытательный корпус-112, а на его поддержание выделены деньги. Дальнейшее развитие программы было отложено до «лучших времён». Официально программа была закрыта в 1993 году, после развала Советского Союза.
Однако утром 12 мая 2002 года произошла трагедия – во время реконструкции крыши МИК-112 обрушилась конструкция монтажного корпуса. Великий проект остался под завалами, так и не написав полноценную главу в истории космоса.
МИК-112 после крушения МИК-112 после крушения МИК-112 после крушения
Опыт и технические наработки данной программы до сих пор используются в космической и авиационной промышленности России. Ведутся разработки моделей кораблей, рассчитанных не только на рейсы «Земля — Космос — Земля», но и на дальние космические перелёты.