Каспийское море является крупнейшим на планете замкнутым водоёмом, то есть не имеющим выхода в открытый океан, и при этом на его побережье расположены несколько государств. Тем не менее, оно имеет огромное экономическое и политическое значение.
Строительство водного канала из Каспия в Персидский залив обсуждалось Россией и Ираном как грандиозный проект. Предполагалось, что по окончанию постройки такой канал будет кратчайшим выходом в Индийский океан в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы. Он даже составил бы конкуренцию Суэцкому и Новому Суэцкому каналам.
История проекта
Идея создания альтернативного водного пути появилась еще в Российской Империи при Петре I. Но планирование и реализация проекта постоянно откладывались из-за его технической сложности, влияния геополитических факторов, войн и серьезной экономической нагрузки.
Конкретные предложения о постройке канала были выдвинуты инженерами Российской Империи в 1889-1892 годах. Начиная с 1890-х годов взаимоотношения России и Ирана во многом опирались на постройку судоходного канала: Каспийское море — Персидский залив. Уже тогда проявлялось стремление не использовать турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, поскольку Германия, Англия, Франция и Австро-Венгрия отклонили предложения 1878 года о размещении вдоль побережья проливов российских военных баз. Но при этом, более половины внешнеторгового оборота Российской Империи осуществлялось путем через эти два пролива, а Турецкие интервенты через них осуществляли вторжения в Чёрное море.
Совместная российско-иранская комиссия по сооружению канала, созданная в конце XIX века, начала работу в 1904 году. Но стороны не смогли договориться о статусе проекта и самого канала после завершения работ. Россия настаивала на принципе экстерриториальности, по аналогии с Суэцким и Панамским каналами, принадлежавшими в тот период соответственно Великобритании и США. В свою очередь Иран желал для канала статус кондоминиума, то есть паритетного совместного управления. Однако этот вариант не принимали в Санкт-Петербурге, поскольку не было уверенности в том, что Иран сохранит свои пророссийские настроения в будущем. В то же время, экстерриториальность позволяла обеспечивать военно-политическую безопасность маршрута.
После падения Российской Империи, в РСФСР проект практически не продвигался. К тому же, после оказания военно-технической и экономической помощи Турции в противостоянии с Антантой и Грецией в 1919-1923 годах, Анкара в сентябре 1924-го гарантировала, что Босфор и Дарданеллы никогда не будут использоваться в ущерб интересам СССР, а значит не было нужды беспокоиться за альтернативный морской маршрут.
Во время Второй мировой войны масштабнейшие события на советско-германском фронте, угроза нападения Турции на СССР и приближение войск Оси к Суэцкому каналу в 1942 году вынуждали полностью прекратить работы по проекту. Однако в то же время, СССР и Иран охарактеризовали проект как обоюдовыгодный. Он был на столько важен, что вопрос о соединении Каспийского моря и Персидского залива поднимался 30 ноября 1943 г. в Тегеране на переговорах И.В. Сталина с М.Р. Пехлеви.
Резкое ухудшение советско-турецких отношений в 1945-1953 годах способствовало реанимации проекта «Каспий — Персидский залив», но попытки СССР параллельно присоединить к своим территориям Иранский Азербайджан к Азербайджанской ССР привели к усилению влияния на Тегеран Вашингтона и Лондона, которые в разное время уже всячески мешали реализации проекта.
С середины 50-х годов XX века Иранские власти решили вести политику паритетного сотрудничества как с США, так и с СССР. В июне-июле 1956 г. состоялся официальный визит правительственной делегации во главе с Шахиншахом в СССР, в результате чего был подписан ряд экономических соглашений. Но несмотря на то, что тема судоходного канала обсуждалась, в итоге в договоры и официальные заявления соответствующие пункты включены не были.
К этому времени США стали крупнейшим покупателем иранской нефти и поставщиками военной техники, а Турция в 60-х начала снижать тарифы на транзит советских грузов через Босфор и Дарданеллы. Эти два фактора вновь снизили привлекательность проекта. Окончательно остановить его пришлось из-за внутриполитического конфликта в конце 70-х в Иране.
Первые реальные шаги к реализации проекта
В 1962 году была создана советско-иранская комиссия по проработке вопросов строительства судоходного канала: Каспийское море — Персидский залив. Расширялась экономическая, правовая и технологическую основа для будущего строительства. Изучались различные риски, в том числе экологические. В ходе переговоров между СССР и Ираном в дополнение к существующим соглашениям были подписаны «Программа экономического и научно-технического сотрудничества» на 15 лет и меморандум «О взаимном поощрении капитальных вложений».
Всего за 60-70 годы в Иране с помощью СССР было построено свыше 60 промышленных, энергетических и транспортных объектов, в том числе один из крупнейших в регионе Исфаганский металлургический комбинат и примыкающая к Азербайджанской ССР почти 500-километровая магистраль Трансиранского газопровода.
Власти США, Британии и турции настаивали на том, чтобы основной экспортный поток иранского газа перекачивался через Турцию, но Москва и Тегеран в 1972-1973 годах твёрдо договорились о транзите в Европу через СССР на ближайшие 20 лет. Эти поставки должны были начаться с 1976 года, но уже упомянутое ухудшение внутриполитической обстановки и последующие революции в Иране привели к консервации проекта.
В то же время магистраль Каспий — Персидский залив, необходимая СССР и Ирану, наталкивалась на все более активное противодействие все больше набиравшего силу НАТО.
Лишь в середине 90-х годов, уже после развала СССР, возобновились встречи России и Ирана по теме проекта. В 1998 году была создана совместная экспертная группа, через год правительство исламской республики официально одобрило доработанное ТЭО. Тогда же была достигнута договоренность об изучении иранскими специалистами российского опыта гидротехнического строительства.
Однако введённые европейскими странами и США санкции против Ирана снова заморозили стройку! Доходило до того, что все компании и страны, которые оказывали какую-либо помощь в реализации этого проекта, тоже могли попасть под жесточайшие санкции, вплоть до ликвидации компаний.
В ходе совещаний российско-иранской комиссии по торговле и научно-техническому сотрудничеству в начале 2000-х представители Тегерана предложили несколько вариантов оплаты технологического содействия комиссии сооружению канала, а также строительства в РФ грузовых и вспомогательных судов, востребованных на водном пути «река-море». Это казалось перспективным направлением, поскольку даже в наши дни остаётся спрос на такие суда. Однако дело так с места и не сдвинулось.
В 2016 году к вопросу вернулись вновь и проект активно обсуждался на уровне глав государств. Также вновь обострились отношения России с Турцией, что лишь подогревало интерес к проектам вокруг Каспийского моря. В процессе обсуждений были выбраны два потенциальных маршрута по территории Ирана, ведущие в разные заливы.
Восточный маршрут вёл в Оманский залив и был протяжённостью в 1100 км. Западный вёл в Персидский залив и был протяжённостью в 700 км, из-за чего и был более предпочтителен.
Актуальность проекта в наши дни
На сегодняшний день идея соединить Каспийское море и Персидский залив кажется весьма амбициозной, но актуальной как никогда. Иран избавляется от влияния других стран, становится экономически и политически сильной державой, а Россия нуждается в укреплении собственных позиций.
Сегодня проект занимает высокую позицию в перечне стратегических приоритетов для Тегерана. Он обеспечит не только выход России в Индийский океан, но и всем странам у побережья Каспийского моря. Для транспортировки грузов этот водный путь вдвое короче традиционного маршрута через Турцию, а к тому же не подвержен её влиянию, равно как и влиянию стран НАТО.
Общая протяженность судоходного пути составит около 700 километров, в том числе по фарватерам рек северо-западного (прикаспийского) и юго-западного Ирана, включая пограничное с Ираком международное русло Шатт-эль-Араб, порядка 450 километров.
Канал целиком проходящий по территории Ирана способен обеспечить кратчайший выход в бассейн Индийского океана из северной Атлантики, Балтийского, Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов. В каком-то смысле, такая магистраль соединит арктические воды с водами Индийского океана.
Этот маршрут необходим не только как транспортный коридор, но и для обеспечения опресненной водой центральных засушливых районов материка.
Технические и экологические риски
Строительство канала большой длины потребует соответствующих больших затрат финансов, труда и времени. При этом стройка будет идти по крайне сложной местности, например через горный хребет Альборз на севере Ирана. Кроме того, потребуется переселить множество людей от мест прокладки канала и выплатить им значительные компенсации.
После строительства канал нужно заполнить огромным количеством воды, по некоторым оценкам, примерно равным 10% объема реки Волги. Особое значение также имеет структура воды и разница высот над уровнем мирового океана. Например, Суэцкий и Новый Суэцкий каналы более удобны для движения кораблей, поскольку они безшлюзовые, потому что Средиземное и Красное моря находятся на одном уровне. В свою очередь Каспийское море находится на 27-29 метров ниже уровня мирового океана, а значит канал от него до Персидского залива должен иметь целую систему гидротехнических сооружений, которые будут контролировать уровень воды и не допускать наводнения.
Длинный канал по иранской территории может стать причиной не только орошения сухих земель, но и наводнений. Правильно сконструированные гидротехнические сооружения, как уже было отмечено, могут их предотвратить. Но вероятно, что установки такого масштаба как: шлюзы, дополнительные каналы, водохранилища — приведут к ухудшению сейсмической обстановки в регионе и учащению землетрясений в Иране.
Специалисты в области экологии считают, что на столько колоссальное вмешательство в естественный ход вещей повлечет и изменения, которые снизят количество влажных ветров, питающих водоемы Среднего востока, что усилит засушливость климата. Это чревато необратимыми последствиями для местной природы.
В зоне риска находятся не только населённые пункты, но и аграрная и нефтедобывающая промышленность, транспортная индустрия и туризм.
Вывод
Геополитическая обстановка в современном мире подталкивает Иран и Россию к более тщательному изучению и реализации проекта по созданию судоходного канала из Каспийского моря в Персидский залив. Очевидна и исключительная выгода от реализации такого стратегического проекта. Однако, проект до сих пор не реализован и некоторые специалисты считают, что этого не произойдет в обозримом будущем.