Доводилось ли вам петь на богослужении вместе с церковным хором? Пение всем храмом – замечательная традиция. К сожалению, в последнее время почти утерянная в России. Мы хотим познакомить вас с удивительным человеком, который всю свою жизнь посвятил духовной музыке.
Евгений Святославович Тугаринов — дирижёр, регент церковных хоров, музыкальный писатель. В 1980-е — 2000-е годы работал преподавателем в ГМУ им. Гнесиных, ПСТБИ и Московской консерватории. Свой хормейстерский опыт Евгений Святославович приобрёл, работая с замечательными хоровыми дирижёрами В.Г. Соколовым (Государственный московский хор, 1985 — 1987 год) и В.Н. Мининым (Московский камерный хор, 1989 — 1991 год). В начале 2000-х Е.С. Тугаринов, завершив преподавательскую работу в Московской консерватории и ПСТБИ (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), переехал в Лондон, приняв приглашение митрополита Сурожского Антония стать регентом Успенского кафедрального собора. А в 2014 году был приглашён старшим регентом Богоявленского кафедрального собора г. Москвы. Важной составляющей творческой жизни для Евгения Святославовича Тугаринова является художественное руководство детской хоровой студией «Царевич» при Свято-Димитровской школе. Е.С. Тугаринов – член Союза писателей России, член Правления Московского музыкального общества, автор нескольких книг, посвящённых жизни и деятельности регентов, истории церковных хоров России и Русского Зарубежья. Автор проекта «Русские регенты» — издательский и образовательный (начало реализации 2022-й год).
— Евгений Святославович, вы 13 лет руководили хором в лондонском Успенском соборе. И потом вернулись в Россию старшим регентом Богоявленского собора и создали детскую хоровую студию при Свято-Дмитровской школе. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о себе и Вашем уникальнейшем пути в музыке.
— Я родился в семье музыкантов в Москве. Пошёл в музыкальное училище. Потом поступил в Консерваторию.
— А по какому классу?
— Я окончил дирижёрско-хоровой факультет Московской консерватории им. Чайковского (класс профессора Б.М. Ляшко), а затем там же ассистентуру — стажировку (руководитель профессор В.Г. Соколов) и аспирантуру (руководитель профессор В.В. Протопопов).
То есть, в смысле образования я, наверное, прошёл все ступени, которые только возможны. Работал во взрослых хорах, в детских хорах, в военных, учебных, профессиональных, в любительских. Работал в московской Консерватории. Работал в Свято-Тихоновском Богословском Институте. В 2001 году получил приглашение на работу в Англии.
— А как случилось, что Вы получили приглашение в Англию?
— В начале 90-х в Россию начал приезжать известный человек — протоиерей Михаил Фортунато. Священник, который жил в Лондоне и работал регентом в русском соборе. Он приезжал в Россию, встречался со студентами, с преподавателями и рассказывал им о том, как поют за границей, в эмиграции. И это продолжалось достаточно много лет. В 1992 году я с ним познакомился, начал в меру сил и возможностей помогать ему в житейском плане – встречал в аэропорту, провожал в те места, куда он ехал работать, и в 1998 году протоиерей Михаил Фортунато пригласил меня как специалиста-хормейстера в Англию поработать с его хором.
— Евгений Святославович, расскажите, почему Вы остались работать в Лондоне?
— Меня пригласил приехать в Лондон митрополит Антоний Сурожский. Это человек, родившийся ещё до Первой мировой войны, ставший эмигрантом, выучившийся на врача и ставший затем священником.
А в 1948 году он переехал в Англию и стал служить сначала в храме Содружества св. Албания и св. Сергия, а затем в русском приходе Успения Божией Матери. В 1956 г. он стал епископом и постепенно начал собирать епархию, которая образовавшись, получила наименование Сурожской.
Был период, когда он выступал каждую неделю на радио BBC, на телевидении BBC и благодаря этому стал широко известен англичанам и всей Европе. А через радио «Свобода» он стал известен и в России. Неоднократно приезжал в Россию. В 1990-м году Митрополит Антоний Сурожский был одним из претендентов на патриарший престол.
Так вот, митрополит Антоний в 2000-м году пригласил меня приехать в Англию и стать регентом Успенского кафедрального собора на смену протоиерею Михаилу Фортунато. Он взял с меня обещание, что я пробуду в Англии 5 лет. И я ему пообещал.
Владыка умер через 3 года, но я остался в Англии на целых 13 лет.
А в 2014 я вернулся в Россию, потому что меня пригласили старшим регентом в Елоховский Богоявленский Кафедральный собор. И одновременно руководителем детской православной хоровой студии «Царевич», которой, как таковой, впрочем, ещё и не было на тот момент.
И вот, мы вместе с учителями Свято-Демитровской школы стали эту студию создавать. Начали делать наборы, проводить прослушивания, обучать детей различным музыкальным дисциплинам. Через некоторое время стали давать концерты, вот так всё и пошло. Сейчас этой студии 8 лет. И она уже известна в Москве, как и наша Димитровская школа.
— А в студии уже есть выпускники?
— Выпускники у нас появились, наверное, года 3-4 назад. Те, кто закончили школу, сейчас учатся в университетах. И некоторые из них могут со временем стать нашими педагогами.
— Это замечательно! И мне не терпится задать вопрос от главного редактора нашей общественно-политической газеты «ПРЕЗИДЕНТ»: «Как Вы организовали лондонцев петь русскую «Катюшу»?
— Вы знаете, может быть не именно «Катюшу», но в 2003 году при поддержке Дмитрия Хворостовского мы организовали Лондонский русский хор. Туда пришли и русские и англичане. С ними мы начали петь русскую музыку, русские песни.
— Значит «Катюша» — это легенда?
— Да, это – легенда. На Западе есть русские стереотипы – медведи, матрешки, балалайки. А в музыке — «Калинка» и «Катюша» – самые популярные наши песни. А хор такой действительно был. Он был любительский и просуществовал недолго.
— Спасибо большое, Евгений Святославович, за такую интересную беседу.