Видимо, это уже становится своеобразной традицией, что в адрес редакции нашей газеты «ПРЕЗИДЕНТ» систематически в последнее время поступают материалы о деятельности некоторых личностей, принимавших самое активное участие в экономическом и социальном развале России в 90-е и начале 2000-х годов. И от которых руководство нашей страны медленно, но уверенно, избавлялось все последущие годы. Избавлялось не без труда и не без определённых проблем. Испытывая порой при этом активное сопротивление со стороны, так называемой, «либеральной общественности» и представителей определённого государственного лобби, воспитанного и выращенного в период господства в России группировки гайдаровских «младореформаторов». Продолжающих до сих пор осуществлять свои попытки навязать свою идеологию нашему государству во время проведения своих ставших уже традиционными ежегодных «Гайдаровских форумов».
Одним из таких последышей «младореформаторской» группировки, безусловно, является достаточно странный «экономист» и «политик» Иван Стариков. О котором мы сегодня и начнём рассказ нашим читателям.
Чтобы понять всю остроту ситуации, о которой мы постараемся поведать нашему читателю, хотим лишь слегка напомнить тот административно-политический жизненный путь, который проделал данный персонаж.
На заре своей карьеры Иван Стариков был простым агрономом. Затем – директором сельскохозяйственного акционерного предприятия. После чего – на так называемой «демократической волне» пулей влетел в 1993-м году в Государственную Думу, где сразу же занял пост зампреда Комитета по аграрным вопросам. Но, в 1995 году — очень захотел стать губернатором Новосибирской области. И выборы эти, конечно же, проиграл.
Однако, огорчаться не стал. Потому что тут же был назначен на пост заместителя министра экономики России.
А какова была эта самая «экономическая политика» в данный период, мы думаем, дорогой наш читатель, ты очень хорошо помнишь. И одним из главных её проводников как раз и был господин Стариков! Вплоть до 2000 года, когда данное «министерство» было фактически ликвидировано и реорганизовано (уже при новом президенте России Владимире Путине) в «Министерство экономического развития и торговли».
Затем были долгие административные и политические шатания и шараханья. Которые сначала привели его в «Союз Правых Сил» (СПС), а затем – и в штаб по выдвижению в депутаты Государственной Думы России Михаила Ходорковского.
Но, почувствовав, что с Ходорковским он быстро «вылетит в трубу», господин Стариков уже в 2005 году перекидывается на другого «кандидата» — Михаила Касьянова. А в 2012 году идёт ещё дальше. И становится доверенным лицом Михаила Прохорова на выборах президента России. И даже пытается войти в так называемый «Координационный Совет Оппозиции»…
Подобного рода «политические телодвижения» говорят лишь о том, что Иван Стариков всегда, везде и во все времена пытался найти некую «золотую жилку», которую мог бы использовать для решения своих собственных, видимо, известных лишь одному ему целей и задач. Но, при этом, совершенно очевидно одно. Ни одна из данных целей и задач никогда не совпадала с задачами реального возрождения Государства Российского.
Тем не менее, постоянно, используя свои многочисленные наработанные в процессе своей весьма «многогранной политической деятельности» контакты, он умел находить для себя весьма удобные, доходные и «тёплые» места под нашим государственным небом.
Так произошло и в 2020-м году.
Совершенно неожиданно для всех в феврале 2020 года Иван Стариков вдруг стал «ведущим экологом» России и был назначен на должность директора Федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ) «ВНИИ Экологии».
Такая должность подразумевала наличие научных регалий и опыт работы в природоохранной сфере, которых у соискателя не имелось. Также был серьезный скепсис со стороны ученых из РАН и отраслевых специалистов. Но их критику тогда отвергли: мол, за него просят люди с громкими именами.
И подобного рода «назначение» не прошло для столь значимого научного учреждения бесследно. Тем более, что институт являлся старейшей природоохранной научной организацией. Вёл свою историю он с 1952 года, а с 1979 по 2016 год назывался ВНИИприроды.
В результате назначения на должность директором туда Ивана Старикова фактически произошла кардинальная смена курса его развития в сторону коммерциализации деятельности, растранжиривания имущества и бюджетных средств.
Сначала все шло вроде бы хорошо. Стариков быстро подружился с доверенным человеком вице-премьера по аграрным вопросам Алексея Гордеева – Владимиром Логиновым, который курировал в Министерстве природных ресурсов России мусорную реформу. Были большие планы по освоению многомиллиардного бюджета федерального проекта «Чистая страна» (главная цель – рекультивация почти 200 мусорных свалок в черте российских городов). Даже запустили на базе ВНИИ «Экология» проектный офис этого масштабного проекта. Министерство выделило первые деньги, но Стариков не поделил, видимо, что-то с министерским начальством и проектный офис вместе с большими деньгами из института отозвали.
Потом институт в результате «инициативной деятельности» Старикова получил деньги на подготовку стратегии по расширенной ответственности производителей (РОП) в части переработки упаковки от товаров. Однако концепция РОП получилась настолько сырой, что против нее взбунтовался бизнес. Более того, из-за этой непрофессиональной поделки возник конфликт между Минэкологии и Минпромторгом.
Концепция эта была заказана у сторонних лиц при участии бывшей Советником по внебюджетной деятельности директора ВНИИ Пыжовой Т.В.
Осенью 2020 года произошел целый ряд резонансных экологических событий, где профильному федеральному министерству потребовалась экспертная помощь: противостояние общественности и Башкирской содовой компании из-за горы Куштау, утечка грязных стоков в Усолье-Сибирском и массовая гибель морской фауны у берегов Камчатки. И, к удивлению руководства ведомства, ни по одному из указанных событий во ВНИИ «Экология» не нашлось ни компетентных специалистов, ни содержательных предложений касательно плана действий.
Провал министерства по научно-экспертному сопровождению экологических инцидентов был вызван полным крахом в профильной научной организации – ВНИИ «Экология» и полной профессиональной беспомощностью его директора.
Такое положение дел поразило министра Дмитрия Кобылкина, и он назначил куратора ВНИИ «Экология» в лице своего доверенного человека – замминистра Елены Пановой. Проведенная Министерской комиссией проверка деятельности подведомственной организации привела ее в состояние шока. Свои выводы Елена Панова озвучила в ходе конференции с министром экологии Дмитрием Кобылкиным и Иваном Стариковым.
Выяснилось, что в результате бурной деятельности господина Старикова в штате института научных сотрудников осталось всего 28 % от общего штата (да и трудятся они в основном на 25 % от ставки).
А 72 % – это обслуживающий и руководящий персонал: секретари, помощники, советники, в основном приближенные директора. Было зафиксировано много нарушений трудового и антикоррупционного законодательства.
Назначенный в феврале 2020 года директором ФГБУ «ВНИИ Экология» МПР РФ Стариков И.В. не провел инвентаризацию и приемку дел, деловой и финансовой документации, уволив всю финансовую службу: не отчитавшегося главного бухгалтера и заместителя по экономике, бухгалтеров, выплатив на основании единолично принятого решения необоснованно завышенные выходные пособия.
Кроме этого, выплатил 100 тыс. руб. необоснованную премию начальнику юридического отдела некоему гражданину Горину, находящемуся под следствием и, как выяснилось, — в федеральном розыске под своей предыдущей фамилией.
В нарушение установленного распорядительными документами Министерства порядка были без какого-либо согласования были приняты на работу главный бухгалтер, заместители и советники директора. Совокупный фонд оплаты труда приближенных Старикова И.В. составил примерно 14,7 млн. руб.
«Штатное расписание» Института использовалось последышем «младореформаторов» Иваном Стариковым для приема на работу знакомых, не имеющих вообще никакого отношения к деятельности данного учреждения лиц. При этом, им осуществлялись выплаты в разы превышающие выплаты сотрудникам, выполняющим темы государственного задания. Также, им был принят на работу в Учреждение некий Петрищев И.В. — протеже Логинова В., уволенного из Минприроды РФ.
И вот что характерно. Средства, заработанные подразделениями и сотрудниками Института по внебюджетным договорам, были растрачены на цели, не имеющие отношения к предметам договоров. А возникшие задолженности по оплате Учреждение покрывало за счет средств бюджетных ассигнований. Что спровоцировало цепь неплатежей и нарастание задолженностей перед сотрудниками и нецелевое расходование бюджетных средств.
Аналогичная ситуация сложилась и с нецелевой растратой средств, поступивших на доплату научным сотрудникам Института в соответствии с Указом Президента о поддержке отечественной науки. Государственным заданием на 2020 год было установлено 46 тем научных работ на сумму более 110 млн рублей. В том числе — почти 34 миллиона рублей целевых средств — на повышение оплаты труда научных сотрудников в соответствие с майским Указом Президента о поддержке науки. Из этих почти 34 млн. руб. целевых президентских рублей за 10 месяцев 2020 года было выплачено по назначению лишь 12,5 млн. рублей. И то, второй транш — всего в размере 5,3 млн. руб. был произведен только после проверки Минприроды РФ. А всего по состоянию на 1 ноября 2020 сумма задолженности по невыплатам научным сотрудникам Учреждения (с учетом налогов) составил 42 млн рублей.
Самовольное нецелевое расходование бюджетных и внебюджетных денежных средств Учреждения, а также отсутствие необходимой квалификации работников административного и хозяйственного блока привели Учреждение к многомиллионным кредиторским задолженностям по социально защищенным статьям расходов, которые обременили бюджет Российской Федерации в лице Минприроды России.
На должность главного бухгалтера в Учреждение директором Стариковым И.В. была принята некая мадам Щербакова А.О., не обладающая достаточной квалификацией. Которая осуществляла ведение финансовой деятельности без оформления подписи в органах федерального казначейства. Стариков, конечно же, был информирован о действиях главного бухгалтера, но мер по наведению порядка им принято так и не было.
Финансовые платежи в данном бюджетном учреждении были умышленно организованы таким образом, что за все время работы главным бухгалтером мадам Щербаковой платежи в казначействе осуществлялись с грубейшими нарушениями. Потому что вместо подписи главного бухгалтера документы оформлялись электронной подписью ненадлежащего лица — научного руководителя учреждения Соловьянова А.А., что нарушает действующее гражданское законодательство и требования Минфина России.
Более того, в нарушение Федерального Закона «О бухгалтерском учете», директором Стариковым И.В. умышленно в течение 10 месяцев не была оформлена подпись главного бухгалтера на финансовых документах. Что подтверждает умысел и намерения в осуществлении им незаконных финансовых действий. В подтверждение есть скрин официальной программы «1С» учреждения, где видны фактические подписанты документов. А 2 ноября 2020 года мадам Щербакова неожиданно уволилась с ведома директора без передачи дел, что полностью противоречит требованиям Минфина к приему и увольнению главных бухгалтеров.
Кроме того, по прямому личному указанию директора Старикова И.В. вводились новые должности административно-управленческого персонала в «штатное расписание» Учреждения. Без подписания соответствующих приказов, и получения необходимых согласований Учредителя, чего требует Устав Учреждения. И это позволило бесконтрольно использовать денежные средства федерального бюджета на заработные платы административно-управленческого персонала и привело к постоянному возрастанию задолженности по заработной плате научным работникам Института.
Сумма задолженности по содержанию имущественного комплекса Усадьбы «Знаменское-Садки», являющегося памятником истории и архитектуры, охранные обязательства которого лежат на Учреждении, тоже составила на 1 ноября 2020 года более 25 млн рублей.
При этом, систематически не выполняя обязательства перед бюджетом, директором Института противозаконным способом были заключены, минуя контрактную службу Учреждения, договоры на выполнение архитектурных и иных необязательных изысканий на сумму более 3 млн рублей. Исполнителем по договору выступила некая госпожа Семенова В.В. — близкая знакомая директора Старикова И.В. Получив оформленные ненадлежащим способом финансовые обязательства Учреждения и авансовые платежи, Семенова В.В. до сих пор настойчиво требует от Учреждения полного расчета. А в качестве аргумента прилагаются распечатанные картинки из Интернета, выдаваемые за результаты работы.
В настоящее время материалы направлены в лабораторию судебной строительной экспертизы на предмет установления соответствия состава и качества принятых директором материалов установленным нормам и требованиям.
В ходе внутреннего документального аудита по итогам проверки были также обнаружены оригиналы документов, подтверждающие право оперативного управления всем имущественным комплексом усадьбы «Знаменские Садки» и 8 охранных обязательств. Тогда как директором Стариковым И.В. и заместителем директора Кашиным С.В. официально заявлялось об их отсутствии двум комиссиям Министерства. Данные действия, как нам думается, были явно направлены на введение в заблуждение МПР как Учредителя об имущественном состоянии института и выведение из управления Институтом имущественного комплекса и, особенно, — столь значимого земельного участка.
По состоянию на 1 декабря 2020 года была проведена проверка внебюджетной деятельности Института. Средства, которые поступали по договорам от выполнения научными работниками различных научных исследований на средства сторонних заказчиков, были использованы директором Стариковым на иные ненадлежащие цели, не связанные с содержанием работ по договорам.
Работы по договорам были выполнены, средства на счета Учреждения были получены, труд научных работников — не оплачен. Средства — произвольно растрачены в интересах директора и управленческой надстройки, не имевших отношения к выполнению договоров. Сумма задолженности перед исполнителями составляет более 2 млн рублей.
Стариков И.В. не оплачивал задолженность Учреждения по налогу на добавленную стоимость в размере 224 тыс. руб. Данные денежные средства были попросту перечислены его знакомым. Оплата задолженности НДС произошла только после того, как этот вопрос подняла Заместитель Министра Панова Е.В.
Необходимо отметить, что в трудовом договоре с директором Учреждения Иваном Стариковым была закреплена его персональная ответственность перед Министерством за кредитные задолженности Учреждения, выплату заработанной платы сотрудникам и финансовую дисциплину.
Однако, отчеты по выполнению государственных заданий директора совершенно не интересовали, оплата научных сотрудников была установлена им в 3-5 раз ниже, чем у раздутого штата личной обслуги Старикова. Заказываемые научные работы прикладного характера, фактически выполнялись сторонними учеными, не имеющими никакого отношения к ВНИИ Экология.
«По факту научный институт перестал быть научным», – констатировала Панова.
Он стал рекламным офисом новоиспеченного «эколога», использующего государственное учреждение и бюджетные средства в своих личных интересах и по своему усмотрению.
Сам Стариков сегодня явно огорчен, что его уволила уходящая команда Дмитрия Кобылкина, чтобы помешать оформлению и продаже объектов недвижимости и земли, на которой стоит историческая усадьба «Знаменское-Садки» князей Трубецких, где сейчас располагается ВНИИ «Экология» на особо охраняемой природной территории, а также помешать растрате средств на реставрационные работы. Что позволило бы нечистому на руку чиновнику «освоить миллиарды долларов».
Потому что Иван Стариков уже начал собирать дань со своих постоянных гостей, которым регулярно устраивал экскурсии по территории Учреждения, через Автономную некоммерческую организацию «Координационный совет в сфере обращения с органическими отходами», в которой он и ООО «РИИР Инвест» являются учредителями.
Однако, экспертное сообщество надеется, что новый министр природных ресурсов России Александр Козлов не поддастся на возможные уговоры лоббистов последыша «младореформаторов» Ивана Старикова и не позволит этому весьма опытному политическому авантюристу использовать природоохранную систему в качестве инструмента наживы и личной рекламы. Поскольку природоохранной системе вреда от гиперактивного псевдоэколога очевидно больше, чем обещаемой им пользы.
Как рассказывают близкие знакомые Ивана Старикова, у него два новых «прожекта» в голове. Первый – это создание политической партии под названием «Экологика».
Партия эта намерена эксплуатировать тему защиты окружающей среды в своих утилитарных целях и попасть в Государственную Думу России на фоне проблем с мусорной реформой. Этакий новый тип «экологических паразитов».
«Экологическая повестка, и мусорная реформа в частности, стала главным триггером массовых протестов. Если власть что-то не предпримет, мы будем иметь охваченную протестами страну аккурат к выборам в Госдуму в 2021 году», – заявил Стариков при создании данной партии. И это будет уже отнюдь не первая (и, как мы полагаем, — не последняя) политическая платформа, на которую он пытается впрыгнуть, пытаясь всеми силами оказаться во власти.
Второй, прожект – это либеральная партия «Новые люди», которая проявила себя на региональных выборах в этом году. «Либерал» со стажем Стариков теперь решил встроиться в новый партийный проект и избраться в Госдуму от Новосибирской области в этом году. Но, видимо, он так ещё и не понял, что «либерал»-то он уже находящийся в достаточно преклонном возрасте. И не самый эффективный.
Судя по его деятельности в НИИ, вороватый менеджер вряд ли сможет предстать перед избирателем в качестве нового лица. Так же, как и получить доверие экологической общественности и нового главы министерства природных ресурсов и экологии России.
В настоящее время господин Стариков начал судебный процесс против Минприроды за признание незаконности своего увольнения, несмотря на зафиксированные министерской комиссией факты нецелевого расходования бюджетных средств, растраты заработанных сотрудниками денежных средств по внебюджетной деятельности, по которым необходимо проведение расследования соответствующих правоохранительных органов.
Да и в целом ситуация вокруг ВНИИ «Экология» требует сегодня серьёзного вмешательства со стороны власти.
Поэтому общественность ожидает должной реакции на описанные факты и события от курирующего вице-премьера, Генеральной прокуратуры и Минприроды России в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Но, самое главное – мы надеемся на то, что наконец-то всякого рода последыши «младореформаторов» 90-х годов навсегда покинут политическое и административное поле Государства Российского с тем, чтобы оно смогло развиваться в нормальном цивилизованном и национально ориентированном русле.
Без политических провокаций и без крупномасштабного мошенничества!
Что же касается истории и судьбы господина Старикова и его, так называемых, «прожектов», то наша газета к ним ещё вернётся в своих будущих публикациях. И подробно расскажет нашим читателям о тех возможных очередных политических махинациях, которые замышляют сегодня (в преддверии предстоящих осенью 2021 года парламентских выборов) некоторые уже обанкротившиеся политические деятели «гайдаровской эпохи».
Поскольку «деятели», подобные Ивану Старикову, весьма красиво публично рассуждающие о спасении российской экологии, скорее всего будут всегда и везде работать на создание атмосферы экологического бедствия…
А этого допустить нельзя! Ни при каких обстоятельствах!
Сергей Комков