Номинированный на российскую национальную театральную премию «Золотая маска» спектакль Дагестанского государственного театра кукол «Алые паруса» показали на сцене театрального центра им. Всеволода Мейерхольда. Взыскательная столичная публика по достоинству оценила изящное творение махачкалинских кукольников, не скупясь на аплодисменты и овации.
Этот масштабный по замыслу и воплощению проект реализован Дагестанским театром кукол к своему 75-летию в ноябре 2016 года. Художественный руководитель проекта – заслуженный деятель искусств РФ Аминат Яхьяева.
Одноимённая повесть Александра Грина, взятая за основу, адаптирована драматургом Сергеем Плотовым в исключительно романтическую, адресованную юным зрителям от 10 лет, историю с лёгким оттенком грусти, без акцента на социальные мотивы. Постановку и оформление спектакля осуществил известный режиссёр и художник, двукратный обладатель премии «Золотая маска» Виктор Никоненко.
Эта профессиональная премия, напомним, учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ и присуждается за творческие достижения в области театрального искусства. 24-й фестиваль «Золотая маска» проходит в Москве с февраля и завершится 15 апреля торжественной церемонией вручения премии на Новой сцене Большого театра.
Спектакль «Алые паруса» выдвинут на «Золотую маску» сразу в двух номинациях «Куклы/Спектакль» и «Куклы/Работа художника».
В центре романтической истории – судьба девушки Ассоль, которая в раннем детстве при трагических обстоятельствах теряет мать. Растит её отец-вдовец. Ассоль с детских лет живёт заветной мечтой: однажды по волнам лазурного моря к ней приплывёт прекрасный принц на корабле с алыми парусами и увезёт её в страну счастья и любви.
А тем временем на другом берегу жизни, в знатном семействе подрастает мальчик по имени Грэй, который и богат и родовит, но жить по примеру своих именитых предков не хочет: этот пресыщенный мир ему скучен, он мечтает об ином. Грэй с утонченным восприятием жизни очень одинок и никем не понят. Так же, как и Ассоль, он тяготится действительностью, в которой вынужден жить.
Но судьба распорядились мудро, дав шанс Ассоли и Грэю встретиться и соединиться раз и навсегда, отправиться в новую счастливую жизнь на корабле под алыми парусами, олицетворяющими торжество Веры, Надежды и Любви. Недаром автор проникновенным голосом артиста Сергея Дрейдена (кстати, тоже обладателя двух премий «Золотая маска») философически замечает: «Каждый решает сам, какой ветер пускать в свои паруса», подчеркивая главную мысль спектакля: невзирая на трудности надо стремиться к своей мечте, к исполнению своего предназначения, не терять надежды и веры в истинные человеческие добродетели, в спасительную силу любви и гармонии.
Спектакль очень красочен. Филигранны декорации, тонко продуманы партитуры сценического света (художник по свету Артур Назаров), великолепны куклы, изготовленные лучшими российскими мастерами кукольного дела, – и малые, появляющиеся в проемах зданий, и огромные, парящие над конструкцией, обладающие удивительно выразительной мимикой и пластикой. Музыкальное оформление спектакля (композитор Ольга Шайдуллина) и точно выверенный звук (звукорежиссер Алан Омаров) усиливают эстетическое впечатление.
Ну а чтобы с неослабевающим интересом и юный, и взрослый зритель сопереживал героям хрестоматийной повести, хорошо постарались актёры-кукловоды. В спектакле заняты народная артистка Дагестана Екатерина Касабова, заслуженные артистки Дагестана Жанна Ротова и Ирина Шаршавина, артисты Сергей Резницкий, Рамзес Алиев, Диана Фролова и Наргиз Караханова.
«У всех и всего в этом мире есть своё предназначение», – именно эта мысль проходит красной нитью в спектакле «Алые паруса». Не случайно так совпало, что в те дни, когда постановку номинировали на премию, вышла из печати книга видного учёного-педагога, создателя Нежной педагогики и системы Нового воспитания, по которой работают лучшие школы в разных регионах нашей страны, доктора педагогических наук Надежды Егоровны Щурковой «Горизонт воспитания».
В ней впервые в педагогической сфере автор обращается к идее «предназначение», поясняя, что новый век нуждается в герое, воплощающем высокое предназначение – быть homo faber (человек творящий), привносить в мир ценности, которые развивают и укрепляют жизнь человечества на Земле.
Осваивая идею «предназначение», педагогика открывает новый этап воспитания детей. Дагестанский театр кукол, воспитывая юного зрителя своим искусством, первый озвучил и художественно выразил эту новую гуманистическую педагогическую идею и в очередной раз доказал, что средствами кукольного театра можно небанально говорить с детьми и взрослыми на очень важные и непростые темы.
– Спектакль великолепный, – поделился впечатлением писатель, президент Межрегионального координационного совета Международного конгресса промышленников и предпринимателей Андрей Тюняев. – Я даже немного прослезился от глубины поставленного материала. Чувствовалась огромная работа актёров, режиссёра, светотехников, даже голоса были подобраны так, что «пробирали» насквозь. Всё это было душевно и очень по-сказочному. Для меня это было настоящим открытием, потому что я, честно говоря, не предполагал, что кукольные постановки могут быть настолько мощными по влиянию на зрителя. Я думал: куклы это нечно легкое, «детский сад», и вот такими минимальными средствами была достигнута максимальная глубина, полное погружение зрителя в происходящее на сцене, где всему веришь, затаив дыхание.
– В театральном искусстве очень важна форма подачи материала, важна эстетика и сама суть произведения, – заметил руководитель Департамента по коммуникациям Медиа-холдинга «Регионы России» Дмитрий Киселёв. – Я от начала до конца на одном дыхании посмотрел спектакль. Это не сравнимо ни с кино, ни с мультиками, что-то совершенно особенное. Они создали шедевр. И пусть мы читали Грина, надо ещё раз пережить всё это в театре. Важно водить детишек на этот спектакль.
А предприниматель из дружественной страны, руководитель двух компаний, работающих на территории Российской Федерации, Заки Синан в своём отзыве о постановке был весьма лаконичен:
– Неожиданно, шикарно, прекрасно! Здесь есть смысл, и смысл – прекрасен!
Пожелаем же «Алым парусам» Дагестанского государственного театра кукол попутного ветра и большого плавания на бескрайних просторах океана театральной жизни.