Недавно на сцене ЦДРИ в Москве состоялся гала-концерт мастеров искусств России, приуроченный к Международному дню кукольника и посвященный I-й годовщине памяти С.Ф. Железкина. В этом мероприятии принял участие творческий коллектив Дагестанского государственного театра кукол.
Возглавила делегацию от Дагестана художественный руководитель-директор театра Аминат Яхьяева. Она встретилась с Андреем Тюняевым, президентом Межрегионального координационного совета Международного Конгресса промышленников и предпринимателей и Надеждой Кузиной, 1-ым заместителем руководителя Департамента культуры МКС МК.
Состоялась беседа этих представителей активной творческой и деловой сфер жизнедеятельности страны, которая приводится ниже.
Н. Кузина: Аминат, вы являетесь одним из наиболее креативных и самодостаточных представителей мира театрального искусства Республики Дагестан и с 1982 года вы возглавляете один из ведущих государственных театров – Театр кукол. Как Вам удаётся не только сохранять вверенный вам театр на таком высоком уровне, но и двигать его ещё выше?
А. Яхьяева: Моя творческая судьба сложилась так, что по окончании Грузинского государственного театрального института мне была присвоена квалификация театрального критика. Я, вернувшись на свою малую родину, некоторое время поработала в системе министерства культуры. Эти годы не прошли зря. Они дали возможность глубже войти в суть работы ведомства. Позволили расширить свои познания в области региональной структуризации театральной деятельности и приобрести необходимые, самые простые навыки в администрировании. И когда, через некоторое время, мне предложили возглавить Театр кукол, я согласилась, уже имея под собой некоторую информационную базу.
Первые годы поиска и внедрения новых форм в работе над сценическими постановками не приносили особого эффекта из-за слабой режиссерской базы. Решение пришло само собой: будем привлекать постановщиков из других регионов и стран СНГ. И пошли очень серьезные постановки. Прежде всего, была задействована классика жанра – Ш. Перро, В. Гауф, Г.Х. Андерсен, затем последовали У. Шекспир, Б. Брехт, А. Грин и, вместе с тем, дагестанские драматурги – Г. Цадаса, А. Абу-Бакар, Г. Султанова, Ш. Маллаева и др.
Хорошая драматургия, высокохудожественная постановочная работа от режиссеров-профессионалов экстра-класса: С. Железкина, М. Урицкого, Г. Ткачева, Г, Долгополова, В. Никоненко и др. И, конечно же, немаловажной составляющей стала недюжинная, талантливая игра творческого коллектива актеров-кукловодов. Это и есть залог успеха, который не изменяет нашему коллективу в течение последних 10 лет.
А. Тюняев: Аминат, расскажите, что такое сегодня «Дагестанский театр кукол»?
А. Яхьяева: Сегодня Театр кукол – это профессионально окрепший, жизнеспособный, креативный творческий коллектив, радующий своими высокохудожественными постановками не только дагестанскую детвору и юную зрительскую аудиторию по всей России, но и детей даже за рубежами нашей страны.
Участие и успех на статусных международных фестивалях театрального искусства в Болгарии, Финляндии, Литве, Турции, Армении, Украине, Белоруссии, а также на общероссийских театральных форумах вселяет уверенность в том, что мы на правильном пути, ведь своим мастерством мы способствуем интеграции дагестанского искусства в единый мировой культурный процесс.
Кроме того, Театром кукол проводится большая работа с детьми на республиканском уровне. Организуются фестивали, конкурсы, выставки детского художественного творчества, созданы и успешно функционируют для детей и юношества литературный клуб «Креатив» и детское объединение «Мастерская кукольника».
Они способствуют развитию у подрастающего поколения интереса к поэзии и к жанру кукловождения, консолидируя талантливых детей разных возрастов. Конечно же, в этой работе приходится опираться на общеобразовательную школу, на органы соцзащиты, причем многие воспитательные мероприятия и масштабные акции проводятся в стенах театра в благотворительных целях.
И эти направления в своей работе мы считаем приоритетными, так как, будучи единственным детским профессиональным театром в республике, уже давно позиционируем себя как Центр эстетического воспитания детей. А это, знаете ли, ко многому обязывает.
Н. Кузина: Мы знаем, что одна из ваших последних работ номинирована на достаточно престижную национальную театральную премию «Золотая маска». Расскажите подробности того, как вы и ваш театр добились такой высокой оценки своего творчества?
А. Яхьяева: Тут, как говорится, нет худа без добра. В отсутствии в республике театра юного зрителя, восполнение этого пробела нам волею судеб пришлось взять на себя. Мы стали приобщать к театральному искусству зрителей сложного возраста, сумев заинтересовать подростков такими постановками, как «Дон Жуан» и «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира – «Цепочка» А. Анара, «Лети, журавлик!» Г. Султановой и Р. Шамсутдинова, «Баллада о Теркине» Р. Шамсутдинова, «Ханума из Авлабара» А. Цагарели и «Кавказский меловой круг» Б. Брехта, «Сундук бедствий» Г. Цадасы и «Кораблик желаний» Ш. Маллаевой с ростовыми куклами.
Затем был наш творческий проект – кукольный спектакль в жанре мюзикла «Дюймовочка», для реализации которого были приглашены квалифицированные специалисты из городов Санкт-Петербург и Тула. Особо хочу отметить, что этот проект получил грант Министерства культуры России и был отмечен телеканалом «НТВ» как самый удачный опыт в подобном жанре.
К 75-летнему юбилею театра мы взялись за новый масштабный проект – постановку спектакля «Алые паруса» по одноименной повести А. Грина. Романтизм гриновского произведения, необычная сценическая концепция этой элегической повести были взяты за основу проекта.
Выполнил его в качестве постановщика и сценографа В. Никоненко, двукратный обладатель Национальной театральной премии «Золотая маска». Спектакль был успешно принят благодарными зрителями Дагестана, затем показан на IX Международном фестивале театров кукол им. С.В. Образцова «Регионы России. Впервые в Москве!» в Москве, где удостоился признания и положительных отзывов коллег по цеху и широкой зрительской аудитории.
И впрямь, спектакль «Алые паруса» и морально и в формате задействованных в нем кукол на несколько порядков превосходит предыдущие работы театра. Необычайно сложные, колиброванно исполненные лучшими московскими мастерами куклы, изысканная сценография, музыка и текстовая часть, начитанная еще одним обладателем «Золотой маски», ведущим артистом А. Дрейденом и глубинная, профессиональная работа дагестанских кукольников сделали постановку «Алые паруса» достойной выдвижения ее на столь престижную в нашей стране премию «Золотая маска». И вот мы – ее номинанты! Рады этому безумно и горды!
Комментариев нет
У ОБРАЗЦОВА НАШЕГО КУКОЛЬНИКА ЕСТЬ КНИГА КОТОРУЮ ОН ВЫПУСТИЛ В НАЧАЛЕ ПРЕДИСЛОВИЯ КНИГИ ОН СКАЗАЛ ЧТО БОГА НЕТ — ТАК НАПИСАНО БЫЛО. Я ДАЖЕ НЕ СТАЛ СМОТРЕТЬ ДАЛЬШЕ ЕГО КНИГУ ТАК КАК ОНА БЫЛА НЕ ПРО ЕГО ТЕАТР. А ПРО ТРУДНУЮ ЕГО ЖИЗНЬ. :bully: