В конце августа министр развития Дальнего Востока Галушка с чувством подкупающего оптимизма заявил об увеличении прироста населения по региону в первую половину 2016 (как будто оно доселе росло!) за счет миграции из других областей нашей страны. После доклада министра пытаюсь узнать, как это увеличение отражается на количественном составе хабаровской русской общины, не будь которой – местные приамурские этносы давно бы стали китайскими подданными.
Однако на сайте Росстата не смог найти доступных сведений по национальному составу населения нашего края и влияющих на него миграционных потоков, желательно с разбивкой по всем районам. В МВД такая информация тоже, что называется, под замком. Пришлось довольствоваться обобщенными данными.
Итак, Хабаровский край с января 2015 по январь 2016 обезлюдел на 3800 человек, и более чем на восемь тысяч, начиная с 2010. И это притом, что с 2012, после двадцатилетнего вымирания, в крае рождается стабильно больше, чем умирает. В 2015 на 1174 души, что лишь на 8% больше числа умерших, но все равно приятно: нашего полку начало прибывать.
Однако миграция в европейскую часть страны, а это почти поголовно русские, превышает оттуда встречный поток и сводит на нет добавочную рождаемость. И это понятно: климат у нас не субтропики, цены, как правило, выше московских, заплаты невзрачные, тарифы заоблачные, мест рабочих не густо, хотя по сравнению с западными регионами все должно быть наоборот. Хотя бы как в советское время.
И голыми призывами здесь не поможешь. Требуются комплексные системные изменения. Возьмем экономику. Пока монополии основательно не снизят тарифы, а госбанки – ссудный процент, пока олигархи не переориентируется на внутренний рынок с переработкой природных ресурсов через местные производственные цепочки, лишние по меркам сырьевиков «рты» будут уезжать отсюда за лучшей долей, и с этим ничего не поделаешь.
В результате этих перемещений русское население края визуально и по итогам переписей сокращается уже более двадцати лет.
В тоже время растет численность нанайской и эвенский общин, с чем их можно только поздравить.
А вот сводные цифры за первое полугодие 2016 по нашему краю: число переселенцев на запад России и за рубеж было больше, чем с российского запада на 1939 человек. Зато почти на 30% увеличился приток зарубежных азиатских мигрантов, в основном из стран Средней Азии, с превышением прибывших азиатов над убывшими на 2181 человека. То есть внутренняя миграция дала минус, а зарубежная плюс. Берем 2181, вычитаем 1939 и получаем ту самую итоговую прибавку в 242 человека, которая так воодушевила министра Галушку.
Очевидно, что вопреки оптимистическому докладу Галушки, миграционный прирост достигнут благодаря иностранцам, преимущественно азиатам, которых все больше и больше, а не собственно россиянам, которых все меньше и меньше. Поскольку загруженному делами министру вникать в такие статистические тонкости недосуг, хочется заострить его внимание на эту существенную ошибку, во избежание шапкозакидательских настроений, за которые, если их не развенчать вовремя, придется расплачиваться в первую очередь простым гражданам, причем по максимально высокому курсу, как в приснопамятном 1941 году.
Помимо непохожих на нас азиатских мигрантов с Юга, из родственной нам Украины после майдана в Хабаровский край ежегодно прибывает по несколько сотен беженцев, мигрантов, переселенцев. Они, безусловно, наши по духу и по облику люди. Но едут от безысходности, и этот человеческий ручеек может вскоре иссякнуть.
В целом же ситуация такова: отъезжающих из края на запад, как правило, на Кубань и на Белгородщину Ивановых, Иваненко, Петровых постепенно замещают неприхотливые энергичные Арамы, Рашиды, Рустамы. Южные сменщики в большинстве своем замечательные ребята, но это не значит, что мы должны выметаться и освобождать для них место.
Все чаще слышатся вкрадчивые голоса, что, дескать, даже родившиеся здесь русские – никем незваные сюда гости и что обжитое нашими дедами-прадедами Приамурье для нас чужая земля. Есть местные малочисленные народности, которые коренные, а мы, русские, в отличие от них якобы пришлые.
Хотя мы здесь такие же аборигены, как нанайцы, орочи, нивхи. Их предки шли сюда с юга, наши – с запада: очередной раз почти четыре века тому назад вместе с Москвитиным, Поярковым, Хабаровым. Хотя и до этого русские городища стояли на Амуре испокон веку, и их остатки в виде «скифских» курганов с характерными для древнерусского быта оружием, утварью разбросаны вдоль всего его русла.
На японские деньги археологи из краеведческого музея неоднократно пытались их изучать как древне-японские, но ничего вразумительного из этой затеи так и не вышло.
Сам бог велел протестировать «загадочные» объекты с точки зрения их возможной принадлежности к прото-русской культуре, однако со стороны краевого минкульта и краевых археологов к поиску наших приамурских корней, в отличие от японских, не заметно пока ни малейшего интереса.
Более того, коренное русское население, с нулевых примерно годов, ставится в один ряд с прибывающими в Хабаровский край южными гастарбайтерами – при очевидном одобрении тогдашней и сегодняшней краевой власти.
Результаты, как говорят в таких случаях, налицо. Если по переписи в 2010 около 90% хабаровчан отнесли себя к русским, то теперь на хабаровских улицах каждый четвертый-пятый прохожий – приезжий из южного зарубежья. По этому маркеру Хабаровск на всех парах догоняет Москву лужковской эпохи, при том что новая собянинская столица ограничивает зарубежную миграцию и возвращает себе узнаваемый русский облик.
В принятой недавно правительством Москвы стратегии национальной политики наряду с озабоченностью избыточной внешней миграцией предельно четко обозначена ведущая роль русского народа, русской культуры, русского языка и, как итог, Русского мира для единства городского сообщества Москвы с учетом законных интересов всех проживающих в ней национальных меньшинств.
Об объединяющей стержневой роли русского фактора черным по белому заявлено также в общефедеральной Стратегии национальной политики до 2025 года, изложенной в указе Президента от 19 декабря 2012 года и являющейся руководством к действию для всех регионов, включая наш Хабаровский край, которому, как приграничному, жизненно важно следовать букве и духу этого документа.
К сожалению, в утвержденном правительством края обширном Плане реализации данной Стратегии на 2014-2016 годы, нет ни одного упоминания о русской культуре, а ее поддержке и развитию не посвящено ни одного тематического раздела.
Повторяю: ни одного!
В своем недавнем поздравлении по случаю очередной края хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт заявил, что в Хабаровске проживает 145 народностей и опять ни слова о русских корнях и традициях.
В Москве народностей еще больше, но при этом ни у одного нормального москвича, за исключением разве что Каца-Лужкова, нет никаких сомнений, что это древняя столица русских людей.
Хорошо, что краевые хабаровские чиновники не забыли русский язык, как государственный и как средство межнационального общения, но при этом ни разу не вспомнили о русском народе, как его исконном носителе и хозяине дальневосточной земли.
Рядом с нами Еврейская область, где евреев 3-4 процента, и где заботятся о еврейской культуре наряду с русской, тогда как в Хабаровском крае, где 90% русских, русской культуры будто бы нет. При этом официально культивируются дни якутской, нанайской, немецкой, украинской, белорусской, армянской, эвенкийской, татарской и корейской культур. Видите, как заботливо чиновники краевого минкульта разводят в разные стороны украинцев, белорусов и русских, вместо собирания их в одно изначально целое великорусское (не стоит путать с абстрактно славянским) при безусловном сохранении самобытного колорита каждой из трех частей.
Непонятно также с какой стати край не позиционирует дни еврейской культуры, хотя евреев в одном Хабаровске значительно больше, чем в ЕАО, и, несомненно, больше, чем хабаровских немцев с хабаровскими якутами вместе взятых.
Зато в этом же Плане отдельным пунктом стоит поддержка традиционной казачьей культуры. Она вслед за украинской и белорусской тоже искусственно вычленяется из общерусской под предлогом того, что казаки это якобы отдельная национальность.
Среди идеологов самостийной казачьей национальности – непостоянный как ветреная погода публицист Иванов-Ардашев, который в качестве сотрудника краеведческого музея исследовал приамурские древние городища, где находили скифские мечи акинак, и при этом не удосужился взять на вооружение естественную гипотезу о том, что первыми аборигенами на этих землях были белые люди.
Кстати, целый ряд археологических экспедиций хабаровского краеведческого музея финансировали японцы, которые надеялись найти здесь пути древней миграции своих предков, хотя японцы это гибрид белого (северного) и желтого (южного) человека. Зато этот же Иванов-Ардашев тщетно пытается задним числом развенчать до своего уровня выдающегося русского академика Окладникова – автора идеи белой цивилизации на Дальнем Востоке со времен неолита.
Бесхозяйственное отношение к дню минувшему переносится на день настоящий. В крае фактически нет полноценных комплексных центров русского народного творчества. В единственном культурно-спортивном центре «Русь» большая часть его кружков, студий и секций очень слабо перекликается с русской традицией. А ведь корневые культурные связи привязывает людей к своей малой родине покрепче льгот и тарифов.
Не случайно пришлые этнические диаспоры постепенно вытесняют разобщенное русское население. Налицо грубейшее нарушение краевого устава, в преамбуле которого торжественно заявляется о «развитии русской культуры, культуры всех населяющих Хабаровский край народов».
Русская культура, как устойчивое понятие отсутствует в лексическом обороте губернатора, краевого правительства, муниципальных чиновников и местных официозных СМИ. Примерно такой же подход преобладает в миграционной политике. В программе содействия добровольному переселению соотечественников под соотечественниками подразумеваются выходцы из всех союзных республик СССР, независимо от этнической принадлежности.
В результате русские жители из России и СНГ участвуют в этой программе и получают целевую государственную поддержку для переселения на Амур как правило в последнюю очередь. Вместе с тем при советской и царской властях на Дальний Восток целенаправленно переселяли гомельских, полтавских, курских крестьян, то есть один по сути народ, чтобы русский Восток не растворился щепоткой соли в бездонном азиатском котле.
Вызывают уважение государства, которые помогают представителям своих титульных этносов в любой точке мира, и всегда готовы принять их на родине предков с распахнутыми объятиями.
При этом сколько живу в Хабаровске, не припомню, чтобы государственные или общественные структуры провели публичное обсуждение насущных проблем русской культуры, миграции, семьи, демографии.
Поэтому с интересом принял участие в круглом столе по вопросам развития традиционного ислама, проведенном 8 апреля общественной краевой палатой.
Выступивший представитель мусульманского духовенства Артур Гарифуллин без долгих прелюдий предложил палате поддержать строительство мечети на улице Выборгская около огромного рынка, где работают тысячи трудовых мигрантов – «подальше от жилых домов и поближе к азербайджанцам, узбекам, таджикам, в основном исповедующим ислам».
Гарифуллин пообещал снимать межнациональную напряженность и интегрировать приезжих мусульман в местную жизнь лучше, чем официальные власти.
К сведению читателей: городское управление муниципальным имуществом выделило земельный участок под религиозные нужды, не опросив предварительно местных граждан, хотят ли они такого соседства. Теперь, чтобы построить мечеть, религиозная организация обязана провести публичные слушания и заручиться поддержкой местной общественности. Хотя, по-хорошему, город должен давать землю тем, кто уже заручился такой поддержкой, а не в противоположной последовательности.
А вот позиция тех, кто оппонировал на круглом столе Гарифуллину: если радикально сократить миграцию с Юга, то отпадут сами причины для религиозного экстремизма и межэтнической напряженности, и тогда даже одной городской исламской мечети, которая уже существует, будет вполне достаточно для проживающих в Хабаровске мусульман с российским гражданством.
Сегодня ситуация такова, что большинство опрошенных мной и другими неравнодушными общественниками жителей на улице Выборгская не одобрили планы строительства рядом с ними мечети.
Главное их опасение: вокруг неё консолидируются мигранты, и их старинная городская улица постепенно превратится в отдельный чужой анклав, рядом с которым они будут испытывать дискомфорт.
В середине нулевых мечеть хотели поставить в первом микрорайоне Хабаровска, но, как и сегодня, население воспротивилось. Никто не хочет, чтобы поблизости появился центр притяжения для мигрантов. Знакомые жители этого микрорайона рассказывают, что он и так переполнен южанами, которые набиваются в резиновые квартиры, торгуют водкой и шаурмой.
Отсюда мои аргументы на этом круглом столе: 1) Хабаровск – русский по названию, происхождению и большинству своего населения город; 2) наблюдаемое снижение в нем доли русского населения в первую очередь угрожает межнациональному миру; 3) развивать ислам лучше не вширь, а вглубь, с учетом уважения местных обычаев и традиций.
На что представитель местной татарской общины, которого внешне не отличить от русского, возразил, что хотя большую часть жизнь его окружали в основном русские хабаровчане, Хабаровск русским городом он не считает.
Логика, согласитесь, оригинальная, ведь никто не перечит тому, что, к примеру, Казань это столица татар, хотя в ней до 40% жителей русские. Почему же город, названный в честь тверского купца Хабарова и построенный русскими крестьянами, солдатами, казаками, не является по определению нашим, как, скажем, Архангельск, Вологда, Кострома?
Это вопрос не столько к местным властям, сколько к властителям местных дум, которых почему-то не слышно.
В свое время Владимир Арсеньев и за ним Николай Задорнов ярко и смело защищали коренные русские интересы под нашим амурским солнцем, не противопоставляя их интересам коренных малых народностей. Отсюда нетленный образ русско-нанайской дружбы – офицер Арсеньев и охотник Дерсу Узала. Неравнодушной общественности пора продолжить эту славную эстафету, иначе нас ждут постепенное вытеснение, сокращение, бегство и никакая официальная военная сила сама по себе от этого не спасет.
Лучезарные чиновники могут торжественно отчитываться, что наблюдается демографический рост, большие начальники из спецслужб и полиции им солидно поддакивать, но при этом процесс негласного замещения русского населения будет набирать обороты.
Пока однажды не обнаружится, что наш ослепленный бюрократией поезд ушел с востока на запад, и обратно на занятое кем-то место его уже не вернуть.
Как не вернуть восвояси русских, сбежавших с Северного Кавказа.
Только зрячие, то есть хорошо информированные сограждане, способны не допустить такого исхода.
От Росстата, МВД и других профильных ведомств хотелось бы иметь электронный свободный доступ к текущей информации о миграционных процессах во всех районах и регионах, о национальном составе местного населения, и занятости мигрантов в различных отраслях экономики. И вместе с властью работать над устранением выявляемых перекосов.
Хватит утаивать то, что волнует людей в первую очередь. Следует вернуть все права народной русской культуре и превратить ее в краеугольное основание как внутренней, так и внешней политики. В дружбе и согласии с традиционно проживающими в Приамурье народами.
Голубая мечта многих моих знакомых деятелей культуры, – обрести русский дом народного творчества, чтобы нашим сородичам и близким им по духу хабаровчанам, независимо от религиозных и иных предпочтений, было, где отвести душу и преклонить голову.
И хватит нас делить на национальности. Все мы – хохлы, кацапы, казаки и бульбаши – одного русского роду племени, только из разных мест и с похожими как близнецы диалектами. Наши предки распахали здесь пашни, проложили дороги, построили города, жертвовали собой в войнах с могущественными соседями и мы отсюда никуда не уедем.
Здесь наша древняя от скифских курганов земля и нам здесь жить до скончания века. Душа в душу со всеми, кто этому не перечит.
P.S. Когда материал был написан, Хабаровск потрясла новость о зверском убийстве двух местных женщин (обе Татьяны) нелегальными мигрантами из Узбекистана. Число таких фактов (можно вспомнить отрезанную детскую голову в Москве), к несчастью, растёт.
Вместе с тем, по сообщениям СМИ, официальный представитель МИД Захарова за визы для русских неграждан Латвии, но против визового режима для посланцев из Средней Азии.
Наверное, потому что кровные русские интересы для самой Захаровой и ее босса Лаврова не имеют большого значения. Эти господа респектабельной еврейско-русской наружности обслуживают наднациональный правящий класс, делающий огромные состояния на миграционных потоках и лицемерно упрекающий европейских политиков в том, что они наводнили Европу беженцами.
Лаврову пора на почетный отдых. Зачесть ему присоединение Крыма как замечательную заслугу, дать орден и оставить в покое. Вместо Лаврова нужен такой дипломат и политик, для которого русские люди не расходный геополитический материал и не безответная безликая биомасса. Время таких государственных деятелей наконец-то пришло.
Комментариев нет
заказ глобалистов, превратить Россию в общую навозную кучу, для этого сознательно возвышают значение малых народов,устраивают конфли
кты и миграционные потоки . сознательно уничтожают русский народ, его традиции и культуру.
Месиво, хаос , » общественный туалет» , мечта паразита и надежда, что на этой «почве он один прорастёт». как более сильный. хитрый и умный.
ошибочное мнение, цивилизационный путь надо пройти. а не украсть…
вор, всегда останется вором… подлец подлецом…какой наряд не оденент…
…за ваши деньги, вас » обуют»…
Статья не только поверхностная, но и провокационная, чего автор и добивался. В Хабаровске Виктор Марьясин известен скандалами и призывами к участию в «Русских маршах», но сам, однако, предпочитал держаться в стороне, отсиживаться, а потом снова выныривать, выполняя заказ. Однажды «схлопотал» пять суток отсидки. Трусоват, и его публикации предназначены не для дальневосточников, а для тех, кто живет в центре страны, авось поверят. Короче, провокатор, и таких сейчас немало.
Ложь в отношении археологов Хабаровского краеведческого музея имеет долгую историю. Еще в начале двухтысячных бывший дальневосточник и редактор националистической газеты «За русское дело» (Санкт-Петербург) О.Гусев, неоднократно привлекавшийся к суду, лживо обвинил дальневосточных археологов в том, что они якобы «в качестве лакеев-прикомандированных» потворстувуют японцам и прочее. А недавно в «Литературной газете», №43, журналист из Хабаровска В.Марьясин в опубликовалистатью «Есть ли у Приамурья русское будущее», повторив оскорбления в адрес археологов, не говоря уж о трудовых мигрантах, свалил все в кучу. Есть основание подать на автора в суд иск о защите чести и достоинства, и вообще назвать В.Марьясина провокатором, поступающем так сознательно и в течение многих лет.
Мой коллега-музейщик, видно, волновался, отправляя отклик, но в целом прав. Да, мифотворцы, вроде О.Гусева и В.Марьясина, уже давно выступают с нападками на дальневосточных археологов. Конечно, их псевдонаучный бред о якобы «русских памятниках в Приамурье эпохи неолита» можно не принимать всерьез, но дело в том, что такие нападки усиливаются, и под их предлогом такие якобы патриоты, но в действительности провокаторы, пытаются внести раскол в общество, натравить общественность на трудовых мигрантов. Кстати, О.Гусев и В.Марьясин уже имели проблемы с законом, и такие действия, как считают юристы, можно считать рецидивом. Не пора ли спросить построже?
С каких это пор автор статьи Марьясин стал русским? С его-то физиономией! В детстве частенько обзывали «нерусским», потом гнобили в армии. Отсюда и ненависть. В Хабаровске его знают как облупленного, скользкий мужичок, пытался примазаться к нашему клубу славянских единоборств «Русич», агитировал за участие в «Русском марше», подставил многих, а потом ловко исчез. Не знаю, дружен ли он с ИГИЛ, но методы те же — посеять раздор и и погреть на этом руки.
Не хотелось бы затрагивать национальность автора статьи Марьясина, но поскольку он сам заговорил о межэтнических отношениях, стараясь казаться «русским», то придется сказать и об этом. Ни по своему облику, ни по фамилии Марьясин русским не является. Фамилия Марьясин, при всей своей кажущейся «русскости», русской и славянской не является. Ничего обидного в этом нет, обычная научная констатация. Как и то, что Марьясин дремуч в своих познаниях об истории Приамурья, приплел даже академика Окладникова, который якобы является творцом теории «русской цивилизации Приамурья со времен неолита». Какая чушь! Сам я в прошлом археолог, был лично знаком с академиком Окладниковым, а вот Марьясин, который моложе меня, никогда в археологических экспедициях не был, обычный болтун, да еще и провокатор.
Смешно читать фрагменты, где автор статьи Марьясин пускается в рассуждения о коренных этносах Приамурья, утверждая, к примеру, что предки нивхов пришли с юга. Да ведь это же потомки палеоазиатских этносов, древнейших в регионе, чье происхождение затерялось в глубине тысячелетий. А нанайцы, как представители тунгусо-маньчжурской языковой общности, пришли значительно позже, в начале нашей эры, и любой студент-историк посмеется над такими «познаниями» Марьясина. Как и над всеми его глупостями, вроде «скифских» курганов в Приамурье. Интересно, в редакции газеты «Президент» хотя бы консультируются с историками и этнографами или публикуют любой псевдонаучный бред, лишь бы зацепить министра, политика или такого авторитетного исследователя, как Иванов-Ардашев? Марьясин ему просто завидует и уже многие годы использует страницы газет для сведения личных счетов.
Конечно, читатели в других городах могут не знать, но в Хабаровске у автора статьи В.Марьясина дурная слава. Еще лет двадцать назад, вылетев из армии, пытался издавать националистическую газету «Русский мир», но поскольку в вопросах краеведения слабоват, да и внешность далеко не русская, силенок хватило лишь на два номера. К тому же рассмешил читателей, когда всерьез заявил, что русские появились еще в эпоху неандертальцев и ездили на мамонтах. В молодежной газете его буквально «размазали», может, не надо было так, но с тех пор Марьясин люто ненавидит хабаровских журналистов, историков, краеведов. Агитировал за участие в «Русском марше», но умудрялся при этом исчезать, подставляя наивных людей, верящих в патриотизм. Вот и сейчас, судя по этой публикации, разлетевшейся в интернете, выполняет заказ. А министр Галушка, который ни в каком «геноциде» русских жителей Приамурья не виноват, лишь повод привлечь внимание и сделать свою статью еще более провокационной. В этом весь Марьясин.
И еще. Конечно, уровень «аргументов» Марьясина, особенно по истории и этногенезу Приамурья, смехотворен, а его нападки на федерального министра Галушку и вовсе популистские и недостойны ответа, но почему бы не поставить вопрос шире, а именно о судьбе Сибири вообще, ведь еще столетие назад идея Соединенных Штатов Сибири была весьма популярна, и не в том смысле, чтобы отделиться от России, но сделать эту территорию экономически самостоятельной. Кстати, у хабаровского краеведа и публициста Иванова-Ардашева, которого так невзлюбил Марьясин, немало книг и публикаций на эту тему, их можно найти в интернете. Думаю, что Иванов-Ардашев близок по взглядам к идеологам «сибирского областничества» Григорию Потанину и Николаю Ядринцеву, боровшимся за «вольную Сибирь», почему бы не поговорить и об этом?
Статью надо было назвать «Обиды от Марьясина, или Почему меня принимают за мигранта из Ферганы в русском городе», так было бы вернее.
Тут необходимо уточнить, что «пять суток отсидки», о которых упомянул один из авторов реплик, относятся не к Марьясину, а к организаторам «Русского марша» в Хабаровске три года назад. Тогда Марьясин активно агитировал, даже, помню, приходил на одно из собраний ветеранов, где его высмеяли, но когда дело дошло до самой акции, ловко смылся. Вот такой «защитник» русских интересов. Сейчас тоже ловко агитирует, и тоже смоется, когда почует жареное.
У столь ненавидимого В.Марьясиным писателя и краеведа В.Иванова-Ардашева, кстати, недавно вышла очередная книга «И останется Слово», девятая по счету, где в самом начале весьма интересная статья об этногенезе славян и древнем Аркаиме, а вот что у этого самого газетного критикана, пишущего унылые и однотипные статьи? Зависть, однако. А упомянутую статью можете найти в интернете по запросу «Колыбель под названием Аркаим».