В Советском Союзе гранёный стакан был у всех и у каждого. Он был не просто элементом посуда. Гранёный стакан являлся символом советской эпохи, победившей дикий капитализм по всем фронтам… кроме лжи.
Сегодня советские гранёные стаканы являются артефактами счастливого советского прошлого, когда газировка стоила 1 копейку, и стаканы в аппаратах с газированной водой никто не воровал. Цена на советские гранёные стаканы растёт. Они постепенно становятся антиквариатом.
По одной версии, советский гранёный стакан – это произведение монументалиста Веры Мухиной. Именно она спроектировала скульптуру «Рабочий и колхозница», и вполне логично, что советское правительство именно ей – мастеру мирового уровня – доверило создание гранёного стакана как элемента массового советского искусства.
Есть также версия, согласно которой Вера Мухина создала этот шедевр посуды в соавторстве с Казимиром Малевичем – художником, написавшим монументальное полотно «Чёрный квадрат» (в этом произведении Малевич изобразил чёрный экран телевизора, появление которого он предсказывал: мол, наступит время, когда некий чёрный квадрат появился в каждом доме, и люди будут смотреть на него, а не на икону).
По другой версии, изобретение граненого стакана связывают с советским инженером Николаем Славяновым – мастером горного дела, профессором геологии. Он сделал открытия в области дуговой сварки и уплотнения металлических отливок посредством электричества. Николай Славянов в значительной степени обеспечил высокий уровень развития советской металлургической отрасли.
Согласно этой версии, Славянов предложил сделать стакан из металла, а потом Мухина предложила изготавливать гранёный стакан из стекла. Первоначально эскизы стакана, выполненные Славяновым, предусматривали изделия с 10, 20 и 30 гранями.
Есть и псевдоисторическая легенда, связанная с возникновением гранёного стакана. Её сочинители, привычно увели изготовление стакана к сказочному персонажу Древней Руси, выдуманному в XVIII – XIX вв. – к Петру I. В этой легенде царю некий иудей Ефимка захотел обмануть царя и преподнёс ему стакан, который, по заверениям Ефимки, невозможно было разбить. Но Пётр I испил из стакана вина и ударил его о землю. Стакан и разбился. С тех пор, мол, и пошла традиция разбивать стаканы в застолья.
Привычка уводить все истории к сказочному Петру распространена у инородцев на Руси. Они, не зная ничего более, всё к Петрушке льнут – который из Европы подменышем вернулся. В эту же дуду дудят и инородные этимологи. Они настойчиво относят возникновение слова «стакан» к любому языку – лишь бы он был нерусским.
Слово «стокан» и др.-русск. «достоканъ» известно уже в грамотах 1356 года, то есть тогда, когда и тюрок никаких не было, не было и многих тюркских языков. Естественно, никакие тюркские языки к этому не имеют никакого отношения, поскольку либо сами языки не существовали в обозначенное время, либо их носители не знали посуды.
Исторически на Руси в XVII веке зафиксировано производство деревянной посуды – такой, которая составлялась из СТЫКОВАННЫХ деревянных дощечек. Она и называлась «стакан» (то есть «стыкованный»), или в диалектах – «достакан» (как «жил» и «дожил»). Помимо этого, есть эст. kann – «стакан», азер. st?kan – «стакан».
По версии этимолога Уленбека, слово «стакан» происходит от слова «стекло». Возможно, это более правильная версия, потому что в современных языках нет никакого намёка на деревянную посуду. Зато почти все языки, и тюркские в том числе, производят слово «стакан» в форме, обозначающей стекло. И в некоторых языках слово «стекло» почти смыкается со словом «стакан»: серб. стакло, лит. stiklas – «стекло».
Первый советский стакан сошел с конвейера стекольного завода в Гусь-Хрустальном 11 сентября 1943 года. Хотя историки утверждают, что первый стакан с 16-ю гранями появился ещё в XVII веке. В Эрмитаже такие стаканы представлены. А в конце XVIII века Павел I выпустил специальную армейскую доктрину, в которой гранёным стаканом ограничил суточную дозу вина, полагавшуюся солдатам.
В пользу того, что гранёный стакан является древним произведением, говорит тот факт, что с его помощью можно точно отмерить меру сыпучих и жидких продуктов. Использование таких мер связано с временами, когда масса и вес ещё не были известны, то есть до Ньютона (см. «Говорят весы: «Древний Египет» – фальсификация XIX века»).
Появление граней на стакане связано с сакральными представлениями о структуре Земли. Если форма чаши – это идеальная форма Земли (см. «О какой форме Земли говорит её атмосфера?»), то грани – это соответствия зодиакальной структуре. То есть правильное число граней – 12. Но западные веяния вносили в изделие системную ошибку. Они связывали число граней либо с Розой Мира, отмечающей направления на 4 стороны Света. И тогда получалось 8 граней. Либо с легендой о царстве на Семи Холмах, и тогда получалось 14 граней.
Но в советское время, когда символом нового мира стала 5-конечная звезда, классическим стал стакан с 10-ю гранями. Причём, стакан с 10-ю гранями стоил 3 копейки, а с 16-ю гранями – 7 копеек, с 20-ю гранями – 14 копеек. Объём от количества граней не зависел.
Изначально стекло для стакана варилось по специальной технологии, что обеспечивало высокую прочность стакана. Но в 80-е годы на стекольных заводах русского оборудование стали заменять импортным. В результате стакан потерял привычные качества. Такие стаканы уже не выдерживали ни перепада температур, ни падения со стола.
Характеристики гранёного стакана остаются постоянными во времени. Диаметр самой верхней части – от 7,2 до 7,3 см. Диаметр дна – 5,5 см. Высота – 10,5 сантиметров. Ширина верхней кромки – от 1,4 до 2.1 см.
Гранёные стаканы стандартизированы специально для отмера сыпучих и жидких продуктов и были рассчитаны так, чтобы в хозяйстве с их помощью можно было производить множество операций. Ёмкость одного стакана – 250 миллилитров. Если налить или насыпать вещество до ободка, то получится точно 1/5 часть литра.
В старых кулинарных изданиях отмер продуктов всегда производится в стаканах, а не в граммах. Это – наследие древней русской традиции, в которой отмер ингредиентов всегда производился по объёму, а не по массе (которой, повторюсь, в древности не знали).
Андрей Тюняев, главный редактор газеты «Президент», twitter, vk