Одно дело летать снять фантастический фильм о том, что американцы, якобы, летали на Луну. А другое дело реально летать в космос. Для фильма нужны телевизионные камеры и актёры. А для полётов в космос нужны ракеты и двигатели к ним. И вот в этом-то разрезе американцы позади планеты всей. Они до сих пор летают на русских движках.
В своём материале корреспондент izvestia.ru Иван Чеберко говорит о хитросплетениях, возникших между Россией и США по вопросу покупки последними российских ракетных двигателей.
Теперь Совбез РФ решает вопрос о запрете экспорта в США двигателей РД-180 для ракет семейства Atlas. Россия может прекратить поставку в США ракетных двигателей РД-180 для использования их на ракетах Atlas V. Вопрос о прекращении поставок в настоящее время рассматривается Советом безопасности (СБ) РФ, рассказал «Известиям» информированный источник в Роскосмосе.
— С помощью ракет семейства Atlas американцы выводят военную нагрузку, — говорит представитель Роскосмоса. — Прежде в России на это смотрели сквозь пальцы, а сейчас поставлен вопрос о целесообразности сотрудничества такого рода. На заседании СБ, в частности, констатировалось, что ракеты Atlas V используются для выведения перспективного космоплана, который по сути представляет собой новейшее универсальное космическое оружие, потенциально опасное в том числе для российской спутниковой группировки. Поэтому сейчас стоит вопрос о прекращении поставок РД-180 американцам после 2015 года.
Проект двигателя РД-180 от химкинского НПО «Энергомаш» был признан победителем конкурса на разработку и поставку двигателей для первой ступени модернизированных носителей семейства Atlas в начале 1996 года. РД-180 представляет собой модификацию модели РД-170, созданной в рамках программы «Энергия-Буран».
По сути РД-180 — это половина двигателя РД-170 — самого мощного из когда-либо созданных жидкостных ракетных двигателей, но невостребованного из-за сворачивания программы «Энергия-Буран».
По оценке президента РКК «Энергия» Виталия Лопоты, на момент начала эксплуатации двигателей РД-170 (это конец 80-х годов прошлого века) СССР опередил США в технологиях жидкотопливного ракетного двигателестроения минимум на 50 лет.
По соглашению 1996 года, НПО «Энергомаш» через СП «РД-Амрос» обязалось поставить 50 двигателей РД-180 в рамках твердого контракта и еще 51 по опционному соглашению. В США уже поставили более 60 двигателей по ценам $11-15 млн за штуку.
Ракеты Atlas V с двигателями РД-180 регулярно используются для выведения военных объектов. Например, с помощью Atlas V выводятся новейшие спутники связи AEHF в интересах ВВС США. Экспериментальный орбитальный самолет Boeing X-37 запускался ракетой Atlas V трижды, в последний раз — в декабре 2012 года.
В Роскосмосе сказанное опровергают. Собеседник в космическом агентстве поясняет, что в июле Совет безопасности обратился с официальными запросами относительно экспорта ракетных двигателей в четыре ведомства: Минобороны, Минпромторг, Службу внешней разведки и Роскосмос с просьбой предоставить мотивированные позиции по данному вопросу.
— Роскосмос свое мнение пока не отправил, это очень непростой и многосторонний вопрос, по которому однозначную позицию занять сложно, — пояснил собеседник.
Удивительным образом комментируют ситуацию некоторые чиновники некоторых космических ведомств. Так научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев буквально распластался перед американцами:
— По моему мнению, прекращать экспорт ракетных двигателей в США глупо. Это ударит только по нам. Как финансово — мы потеряем деньги от контрактов, так и репутационно, поскольку с нами после этого не захотят иметь дела зарубежные партнеры. Понятно, что американцы от этого сильно не пострадают, уж точно не прекратят запускать в космос военные спутники. А нам придется прекратить выпуск РД-180, потому что эти двигатели больше никому не нужны.
При таких «испуганных» руководителях никакой политики с американцами не построить. Если бы они могли, они бы сами делали двигатели для ракет. Но они этого делать не умеют. А то, что США стремительно чернеют и метисируются, также не в положительном направлении отразится на возможности выпускать свои двигатели.
Тех США, которые были в конце 80-х годов, больше нет. И вспоминать о них не имеет никакого смысла. Как не стоит больше вспоминать об умершем американском городе Детройт, который некогда был столицей американского автомобилестроения. Зачем возиться с государствами, я о США, которые стремительно умирают под давлением своей толерантности и финансовых долгов астрономического размера?
Это сейчас американцы всё ещё по привычке пытаются корчить из себя супердержаву. Но Обама уже всё чётко расставил по своим местам… Извините, развесил по веткам…
Комментариев нет
Ивана Моисеева отправлять в америку и пусть там им и делает собственноручно эти двигатели.
При создании этой модели Хамано и его коллеги обратили внимание на то, что новорожденные планеты получали разное количество тепла от юного светила.
Они провели компьютерное моделирование, чтобы понять процесс трансформации Венеры и Земли такими, какими мы они стали сегодня.
Ума палата