В последнее время все больше и больше вопросов и замечаний возникает у потребителей авиационных подшипников, в большинстве своем работающих на оборонку. В этой связи особые претензии вызывает деятельность ОАО «Европейская Подшипниковая Корпорация». Согласно информации из официальных источников, в результате сложных форм и комбинаций акции «ЕПК», а значит, и всех входящих в корпорацию заводов, находятся в собственности офшорных компаний, бенефициарами которых, естественно, через подставных лиц, являются российские граждане (о них ниже). И это несмотря на то, что основная масса подшипников потребляется нашим ВПК.
Цинизм же и стратегия «инноваций и модернизации» заграничных хозяев ОАО «ЕПК» вызывают возмущение у многочисленных потребителей подшипников и побуждают компетентные органы приглядеться к этому вопросу всерьез.
Итак, о чем речь? Зарегистрированное в офшорной зоне ОАО «Европейская Подшипниковая Корпорация» получило практически монополию в производстве и поставке специальных подшипников для вооружения и военной техники.
Консолидация активов произошла вопреки мнению Федерального агентства по промышленности, не рекомендовавшего реализацию пакета акций ОАО «Завод авиационных подшипников» (письмо ФАП №СП-2755/С4 от 10.10.2005 г.) в связи с тем, что… «75–80% общего объема подшипников, предназначенных для комплектации практически всех выпускаемых, проектируемых и ремонтируемых изделий авиационной, специальной и ракетно-космической техники, производится на ОАО «Завод авиационных подшипников», г. Самара, и на ОАО «Московский завод авиационных подшипников». Они в значительной мере находятся под контролем иностранных компаний, что в свою очередь не может обеспечить полноценной работы предприятий по выпуску подшипников в особый период, а также решения вопросов в части сохранения государственной тайны по объемам выпускаемой в России боевой авиационной и специальной техники и т. д.
А монополизация производства и присвоение ранее разработанной документации по специальным подшипникам со стороны ОАО «ЕПК», находящегося, по данным ФАС России, под контролем английской и китайской (Гонконг) компаний (в настоящее время, по данным Википедии, уже в руках Оrionbay Trading Corp. на Британских Виргинских островах. – Прим. ред.), приведет к разрушению конкурентной среды…
Вызывает тревогу отсутствие контрольного пакета акций у государства на ведущих подшипниковых заводах, обеспечивающих производство и комплектацию изделий авиационно-космической и специальной техники, а также позиция ФАС России по реализации частным лицам акций этих предприятий».
Яснее и конкретнее не скажешь!
Однако объективная оценка ФАП была проигнорирована руководством ФАС, и ОАО «ЕПК» все-таки получило пакет акций ОАО «Завод авиационных подшипников».
По странному стечению обстоятельств, один из основных конечных бенефициаров ОАО «ЕПК» (по данным Википедии), депутат Государственной Думы Олег Савченко, являлся членом экспертного совета ФАС.
Видимо, это просто досадное совпадение, а руководитель ФАС РФ Игорь Артемьев обязательно перепроверит законность принятия этого решения, в результате которого был создан неуправляемый государством монополист со всеми изложенными ниже проблемами.
Как результат, на сегодняшний день все предсказания ФАП сбылись, а именно:
ОАО «ЕПК» разрушило систему единой конструкторской документации в целях создания препятствий для равноправного доступа других предприятий отрасли и уничтожения конкурентной среды;
ликвидировало «Московский завод авиационных подшипников» (бывший цех точных подшипников – лучший цех по производству специальных подшипников – сейчас там работает рынок китайских подшипников, новый «Черкизон»;
создало искусственный дефицит, уменьшив в несколько раз производство специальных подшипников;
значительно, в несколько раз, увеличило цены;
в условиях созданного дефицита не выполняет обязательств по переконсервации своей продукции и нарушает рыночные правила торговли;
по своему усмотрению изменяет конструкторскую документацию для отдельных потребителей и т. д. и т. п.
Как результат, многие предприятия ВПК всерьез приступили к переговорам и проработке вопросов применения иностранных подшипников.
Все эти проблемы были подняты в обращении Юрия Бубнова, президента НО «Межреспубликанский Концерн Подшипник», старейшей и уважаемой организации, направленном 17 апреля с. г. в адрес Комитета по обороне и Комитета по безопасности и противодействию коррупции ГД РФ.
К чести руководителей комитетов. все поставленные проблемные вопросы были адресованы и Генеральному прокурору Юрию Чайке, и руководителю ФАС Игорю Артемьеву, и тогда еще и. о. министра промышленности и торговли Денису Мантурову, и, конечно же, заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Рогозину.
Ситуация действительно очень серьезная, т. к. нет практически ни одного потребителя, который бы не жаловался на качество, сроки поставки, ценообразование и другие проблемы вокруг продукции, выпускаемой ОАО «ЕПК» и входящими в нее ОАО «Саратовский подшипниковый завод» и ОАО «Завод авиационных подшипников», г. Самара.
В редакции имеются и обращение ОАО «Вертолеты России», которому, видимо, сильно надоело выкручивание рук со стороны ОАО «ЕПК», к Денису Мантурову, и жалоба московского машиностроительного ОАО «Вперед» на хронические недопоставки подшипников со стороны ОАО «ЕПК», и просьбы рассмотреть возможность замены на аналоги иностранного производства, и претензии ЗАО «Оборонпромкомплекс Поволжье» по поводу нарушений Гражданского кодекса и фактического отказа в поставке продукции, и еще целый ряд документов с жалобами других потребителей и поставщиков на систематические нарушения сроков поставок и даже отказы в размещении заказов под надуманными предлогами.
А сколько проблем с ОАО «ЕПК» у двигателистов (ОАО «УМПО», московских предприятий ОАО «ММП им. В. В. Чернышева», ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» и др.), авиаремонтных предприятий Министерства обороны и т. д. и т. п. Здесь очень к месту будет высказывание еще одного бенефициара, господина Александра Москаленко, о том, что России рано вступать в ВТО.
Депутат Савченко, опять же, естественно, бескорыстно, пообещал докладчику Москаленко, то есть своему другу-акционеру, доложить эту позицию председателю ГД РФ.
Какая трогательная забота! А как же иначе, ведь господин Савченко депутатствует в комитете по промышленности, а заодно является председателем секции авиапрома, и кому как не ему защищать интересы собственного бизнеса. Простите, конечно же, интересы российской промышленности.
Естественно, рано вступать в ВТО, и особенно рано для ОАО «ЕПК», привыкшего наживаться на монопольном владении рынком и бесцеремонно и даже нагло ведущего себя с многочисленными покупателями их продукции, приобретавшими ее ранее многие годы по вполне прозрачным взаимоотношениям.
Однако с приходом новых оффшорных владельцев они столкнулись с безраздельным хамством, нарушением Гражданского кодекса, уничтожением производства, созданием искусственного дефицита, безудержным ростом цен и т. д.
Нет, эти офшорные господа не представляют собой национальную буржуазию, а являют весьма откровенный класс компрадоров, которым глубоко наплевать и на промышленность, и на Россию, и на производство, т. к. происходит откачка средств, не вкладываются деньги в модернизацию, и поэтому по качеству, ресурсу новых образцов подшипников (керамических и многих других) мы отстали от развитых стран на несколько десятков лет.
В этой связи иначе как особым цинизмом не назовешь еще одно выс-казывание господина Москаленко, проанализировавшего недавнюю катастрофу с SSJ 100: «…В данном изделии мало российских комплектующих…. российские подшипники ЕПК соответствуют конструктивным характеристикам SSJ 100, но производители двигателей даже не пригласили в кооперацию российских партнеров…»
Красота, а не слова! На деле же очередное лукавство! Да какие вы, с позволения сказать, партнеры? Вы по внутреннему-то рынку не выполняете своих обязательств, а главное – ни один из ваших подшипников не имеет международной сертификации! По качеству и ресурсу отстаете на 10 –15 лет от европейских аналогов, а все туда же…
Еще напомним горе-акционеру, что проработка и разработка двигателя началась задолго до того, как господа Савченко и Москаленко получили этот актив и покойный генеральный директор ОАО «ЗАП» Виктор Ершов предлагал участие завода в разработке подшипников.
Ответ из Рыбинска был предельно коротким – сертифицируйте подшипники по международному стандарту, и мы будем готовы с вами работать. Ершов начал эту работу, а вот новые собственники из офшора как раз и прекратили эту работу, т. к. понимали, что это дополнительные расходы и инвестиции, к которым они не готовы. И теперь, как бы «вовремя», хитроумные ребята встали в позу обиженных – типа вот если бы это были наши подшипники… Оставим это на совести Москаленко и не будем комментировать.
Нас больше волнует вопрос – какую же конкурентную военную технику мы будем производить через 5–10 лет?
Этот вопрос должен задать и себе, и президенту России Дмитрий Рогозин. Надеемся, что его эксперты досконально разберутся в сложившейся ситуации и не подставят плечо хитроумному монополисту ОАО «ЕПК», который преследует чисто коммерческие интересы, а именно желание получать сверхприбыль и обязать предприятия стоять в очереди за продукцией, прикрываясь красивыми словами «контрафакт» и «посредник». Это мы про обращение г-на Москаленко к Дмитрию Рогозину от 13 апреля с. г. До вас, гос-пода акционеры, не было на рынке никакого «контрафакта», да и предположить, что кто-то в гараже производит тысячи подшипников, чтобы составить конкуренцию заводу, просто смешно.
На самом деле г-да Савченко и Москаленко не хотят обременять себя лишними затратами на переконсервацию, которая строго прописана в ЕТУ-100 (единые технические условия для авиационных подшипников). Да и с «посредниками», как они любят выражаться для усиления впечатления на чиновников, эти господа прекрасно работают.
Но, как вы догадались, не со всеми, а с избранными – со «своими».
На деле же те, кого они так люто называют «посредниками», это законопослушные фирмы-поставщики, многие годы работающие на рынке оптовой и мелкооптовой торговли, т. к. заводы отказываются поставлять мелкие партии и требуют поставок по ящичным нормам.
Разгадка очень проста – легко получив монополию в производстве, добропорядочные господа спешат распространить ее и на рынок реализации. Так сказать, ноу-хау, типа инновация в целях личного обогащения. Вот и получится у нас, что эти собственники не хотят продавать одним, а заодно и переконсервировать ранее выпущенную продукцию, а новые собственники не захотят продавать другим, а заодно и переконсервировать продукцию, ранее выпущенную г-ми Савченко и Москаленко.
А что делать потребителям? А где вы видите рынок и работу на рынке? Зарабатывать хотят как при капитализме, а рыночные отношения строить через одно окно, в свою пользу. Напомним г-ну Савченко, что произошло с мобилизационными резервами на его заводах. Их растащили его же руководители заводов. Зачем? Чтобы не производить новую продукцию (экономия средств, понимаете ли), т. е., переконсервировав, продать ее как новую. По другим ценам. А с огромной разницы, естественно, заплатить побольше налогов.
Проблема была в том, что переконсервацию проводили с нарушением требований ЕТУ-100, с целью экономии, на скорую руку. Военная же приемка, о которой в своем письме-сказке про «айсберги» и заговор против ЕПК на Дмитрия Рогозина г-н Москаленко упомянул в негативном свете, неоднократно указывала на то, что переконсервация проводится с нарушениями именно на ОАО «СПЗ» и др. А зная методы управления в ОАО «ЕПК» и УК «ЕПК», когда директора и менеджмент боятся даже возможной прослушки их телефонов, можно предположить, что использование мобрезерва происходило не без ведома господ Савченко и Москаленко.
Полагаем, что следствие, которое идет в отношении «контрафактных» поставок на ОАО «УМПО», доберется до первоисточника происхождения этих подшипников, и не удивимся, если эти подшипники были просто плохо переконсервированы на самом заводе, а потом реализованы через поставщиков.
Видимо, господа надеются, что надуманная проблема найдет административную поддержку, и они эту идею всячески лоббируют. А как красиво устроилась эта группа – один крышует и лоббирует в Думе, другой якобы генератор новых прогрессивных идей, которые обязательно будут озвучены депутатом в нужном месте и в нужное время.
На деле же все банально просто – обнаглели и тащат все под себя. Кстати, с учетом того, что многие предприятия – исполнители гособоронзаказа перечисляют бюджетные средства на заводы ОАО «ЕПК», но не имеют никакого контроля за целевым расходованием этих средств, мы обращаемся к председателю Счетной палаты РФ Сергею Степашину и руководителю Федеральной налоговой службы Михаилу Мишустину с запросом провести тщательную проверку целевого использования этих бюджетных средств, выплаты налогов ОАО «ЕПК» и входящими в него ОАО «СПЗ», г. Саратов, и ОАО «ЗАП», г. Самара.
С учетом сложной схемы управления и владения собственностью со стороны офшорных акционеров, возникают предположения о том, что значительные средства могут растворяться в офшорах, а государственная казна недополучает огромные суммы в виде налогов. Тем более что в декларациях мы нигде не нашли информации о доходах г-на Савченко и г-на Москаленко в офшорных зонах. А депутат, по закону, должен представлять правдивую информацию о своих доходах и собственности, в том числе и за рубежом. Просим считать это официальным обращением редакции.
А что господа творят с технической документацией, права на интеллектуальную собственность которой принадлежат государству! Многочисленные попытки присвоить ее незаконными методами, активное саботирование выполнения совместного решения МО РФ и ВНИПП (Всероссийский институт подшипниковой промышленности, разработчик практически всей используемой ОАО «ЕПК» номенклатуры), внесение изменений в конструкторскую документацию, попытки рейдерского захвата здания ВНИПП. Это только малая часть проделок вышеупомянутых господ.
Мы встречались с целым рядом экспертов, которые единодушны во мнении, что решение ФАС должно быть пересмотрено, рынок демонополизирован, создано конкурентное производство, а государство должно принять самое активное участие в управлении путем получения контрольного пакета акций в ОАО «ЗАП» и ОАО «СПЗ», обеспечивающих производство и комплектацию изделий авиационно-космической и специальной техники.
Кстати, информация для размышления Дмитрия Рогозина: в 2005 году, до прихода г-на Савченко в акционеры, численность работающих на ОАО «ЗАП» и ОАО «СПЗ» составляла, соответственно, 2320 и 7358 человек. А уже в 2011 году – соответственно, 1624 и 2320 (!).
Вот как депутат Государственной думы Олег Савченко решает социальные вопросы в интересах народа, а заодно создает социальную напряженность, разруливать которую приходится руководству страны.
Так зачем нам такие депутаты и промышленники?
Вот ведь как хитро устроились – ушли в офшоры, сократили производство при растущем потреблении, заодно уничтожили московскую площадку, поставили на ее место рынок, где торгуют сотни маленьких китайцев, а в довершение всего просят заместителя председателя правительства прикрыть их незаконные и технически безграмотные решения об отмене переконсервации.
Ну не бизнес, а малина. Зато чуть что – только мы и видели мы этих господ… в Лондоне или еще где-нибудь подальше от России.
А теперь проанализируйте полученные сведения и ответьте – чей карман, то есть чьи интересы депутату Савченко ближе – своей офшорной компании или какого-то там военно-промышленного комплекса?
Нам почему-то кажется, что интересы государства ему по барабану.
Кстати, эксперты также высказали предположение, что г-н Савченко специально создает конфликтные ситуации, чтобы в конце концов государство «разозлилось» и выкупило у нерадивого промышленника все его активы. Только государству все его приобретения не нужны. Государство должно контролировать сферу своих государственных интересов, куда как раз и входят интересы ВПК и обслуживающих его предприятий, а нерадивого офшорного собственника призвать к ответственности и либо заставить работать по правилам, либо… отправить в Лондон.
Мы искренне полагаем, что Генеральная прокуратура даст правовую оценку тому, что фактически иностранный собственник обслуживает предприятия, участвующие в выполнении государственного оборонного заказа.
Павел Астраханов, газета «Президент»