В последнее время особенно многочисленны споры вокруг того, откуда берутся светловолосые и голубоглазые люди в, казалось бы, исконных, китайских деревнях. Для ряда таких жителей уже сделаны генетические тесты. По сообщению британской газеты «The Daily Telegraph», они подтвердили европейское происхождение 56% жителей. На этом основании западные учёные сделали вывод о том, что около двух третей жителей китайской деревни, возможно, являются потомками древнеримских солдат. Проверим, так ли это, и, вообще, может ли такое быть в этом регионе.
Итак, деревня Лицянь, в которой обитают белобрысые «китайцы», расположена на северо-западе Китая, на краю пустыни Гоби, к востоку от Таримской котловины. Многие жители Лицяня имеют голубые или зелёные глаза, длинные носы и даже светлые волосы. Западные интерпретаторы сразу же прилепили этому явлению ярлык: «отличаются нетипичной для коренных китайцев внешностью».
Две составляющие современного Китая
Между тем, китайская цивилизация всегда содержала истории о голубоглазых белобрысых людях, которые были создателями буддизма, а также первыми лидерами и организаторами китайского общества. Именно это и отражено в Большой советской энциклопедии в профильной статье о Китае. Специалист по истории этой страны Л.И. Думан свой очерк начинает со слов: «На территории Северного Китая, где зародилась китайская цивилизация…». В той же статье, но уже известный антрополог С.И. Брук уточняет, что «на северо-западе Китая живут народы тюркской языковой группы: уйгуры, казахи, киргизы и др. На севере и северо-востоке – народы монгольской группы: монголы, дунсян и др. На северо-востоке – живут народы тунгусо-маньчжурской группы: маньчжуры и др.»
Тот же С.И. Брук сообщает, что исконные китайцы живут в восточной половине страны, а также занимают обширную территорию на юге – это народы, говорящие на языках тайской группы: чжуаны, буи, дун и др., также народы группы мяо-яо: мяо, яо, шэ и др. На юго-западе Китая – народы мон-кхмерской языковой семьи. Именно поэтому к югу от Северного Китая протянулась Великая китайская стена. Её бойницы направлены на юг. Эта стена веками защищала северные цивилизованные европеоидные народы «Китая» от вторжения с юга монголоидных палеоантропов – китайцев. Население сегодняшнего Китая есть продукт смешения. С одной стороны, это палеоантропы монголоидного облика, которые образовались в Юго-восточном регионе. С другой стороны – это европеоиды, принёсшие в регион цивилизацию.
Сначала обратим внимание на название Китая. В 13 веке те территории, которые сегодня заняты Северным Китаем, Марко Поло обозначил словом «Catai», а южные поселения монголоидов – он назвал «Manji» (Мань). Последнее название буквально обозначает «южные варвары». Словарь относит это название к «некитайским племенам на юге Китая». Этногенез мань (11 – 3 века до н.э.) связан с народами мяо и яо, живущим в Южном Китае, самоназвание яо – минь и мань [Итс, 1972]. Русский путешественник Афанасий Никитин в своём «Хождении за три моря» (1470-е гг.) привёл также два названия: «Чина» – для южного Китая, «Кита(й)» – для северного. М. Фасмер в своём словаре тоже показывает, что др.-русск. Китай, тат., уйг., тоб. Kуtаi – «Китай, китаец», и тур. Хуtаi обозначает собственно только «Северный Китай».
«В долине провинции Ганьсу (где находится деревня Лицянь – авт.), на запад от главного города Лян-Чжеу-Фу, вы встречаете, – говорит Лежанр (путешественник 19-го века), – целое племя, численностью приблизительно в десять тысяч человек, обладателей длинных бород, людей белых кожей, с высокой талией, говорящих на древне-турецком языке». Причём подобных племён много и в китайском Туркестане. Белые расы, древние и новейшие, чистые и смешанные, были и остаются в Азии, которой они некогда владели, прежде чем были ассимилированы монгольскими племенами [Арнольдов, 2009].
Многочисленные исследования показывают, что прото«китайцами» были народы под общим названием мань (11 – 3 века до н.э.), этногенез которых связан с упомянутым народом мяо. Этот народ является бесписьменным палеонародом Юго-Восточной Азии и известен всего лишь со 2-го тысячелетия до н.э. [Народы, 1965, 1966]. Народ мяо живёт в Южном Китае (Хунань, Гуйчжоу, Сычуань, Юньнань) и насчитывает пять изолированных групп. Каждая имеет своё самоназвание – гусу, му, монг, амои, гамэ. Частично мяо живут в странах Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Лаос, Таиланд, Бирма), где они называются мео. Историческая область его формирования – Гуйчжоу. Народность яо расселена в провинциях Китая – Гуандун, Хунань и др., во Вьетнаме, в Лаосе и др. Самоназвание яо – минь и мань [Итс, 1972].
Итак, исторически сложилось, что на север современного Китая пришли европеоидные люди, они сформировали здесь свою цивилизацию и назвали её Китай (букв. Змей); по южной границе этой цивилизации европеоиды построили «Великую китайскую стену, которая защищала их от проникновения с юга представителей монголоидных палеоантропов – народов малайской расы, мяо, яо, которые не знали цивилизации, и которых северные соседи называли варварами, но которые к сегодняшнему дню полностью завоевали всю Юго-Восточную Азию.
Появление европеоидов в Китае
Древняя китайская легенда говорит: китайская цивилизация началась с того, что к ним с севера прилетел на небесной колеснице Белый Бог по имени Хуан Ди (букв. Второй император), который и научил их всему – от возделывания рисовых полей и построения дамб на реках до иероглифического письма. Иероглифы были переданы «китайцам» представителем высокоразвитой цивилизации, лежащей к северу от Древнего Китая. Появление Второго императора – это 3-в. до н.э. С чем связано это событие? В это время Северо-Западный Китай открылся для внешней торговли, и в него хлынули торговцы со всего света.
Однако торговые пути, связывающие Туркестан с Древнейшей Русью и Европой существовали, начиная с неолита. Не будем здесь подробно описывать эти пути (мы рассмотрели их в докладе «Древние торговые пути русских земель (по комплексным данным археологии, антропологии, генетики и мифологии)», который я сделал в декабре 2010 года на IX Санкт-Петербургских этнографических чтениях «Традиционное хозяйство в системе культуры этноса» в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге), а просто перечислим их. Самый первый торговый путь – «медный» – сложился в начале неолита. Уже в 6-м тыс. до н.э. он связал богатые самородной медью Центральные области Руси с южнорусскими племенами среднестоговской культуры и с юго-западными выселками на территории сегодняшней Сербии (культура Винча).
На юге к 4-му тыс. до н.э. умение плавить медь достигло Месопотамии, куда этот металл доставляли из Ирана. На востоке в походе за медью древние русские металлолитейщики продвинулись за Урал (синташтинская культура, Аркаим) и достигли богатых рудой областей Алтая (до входа в Таримскую впадину в Китае). С 5-го тыс. до н.э. по этому же пути осуществлялась торговля серебром: с Алтая севером серебро шло на Русь, в Европу, а югом – в Шумер. С 4-го тыс. до н.э. началась торговля лазуритом: севером этот камень доставлялся на Русь, в Европу и через Кавказ в Древний Египет, а югом – в Шумер. С 3-го тыс. до н.э. по этим местам проходил янтарный путь, и осуществлялась торговля ещё несколькими материалами.
Таким образом, к западу от Таримской впадины (Северо-Западный Китай) с 4 – 3-го тыс. до н.э. расположилась мощнейшая европеоидная цивилизация, мифологическим царём которой стал сын Дажьбога, внук Перуна, правнук Сварога – Богумир (или авест. Йима). Со 2-го тыс. до н.э. с Алтая и Бадахшана через Таримскую котловину в Северный Китай стал поступать нефрит, а в 1-м тыс. до н.э. и шёлк. Деревня Лицянь, как и весь Северный Китай, стали центрами обработки нефрита и шёлка. Эта цивилизация, состоящая только из европеоидов, потомков Богумира, и стала основой Современного Китая.
Следует особо отметить, что древние торговые пути не доходили до так называемых «древних цивилизаций» «Греции» и «Древнего Рима». Греки узнали о Шёлковом пути только во 2-м веке до н.э., а римляне – ещё позже. До этого времени шёлк доставлялся в Рим и Грецию с севера – через Кавказ и Древнюю Русь. Поэтому для того, чтобы связывать деревни светловолосых европеоидов с Шёлковым путём, есть все основания, а вот с Древним Римом, как это делает руководитель созданного недавно Центра по изучению Италии в университете Ланьчжоу (провинция Ганьсу), – оснований никаких нет.
Генетические данные «китайских» европеоидов
Чтобы окончательно разобраться в ситуации с тем, кем же на самом деле являются жители северных китайских деревень – европеоидами или римлянами, – обратимся к генетике. Итальянцы (потомки римлян) неоднородны по своему генетическому составу. Если у южных итальянцев R1b1 – 36%; G – 10%; E – 11,5% и то же самое у центральных – R1b1 – 36%; G – 10%, то у северных итальянцев R1b – 62%; I – 0,5%; E – 10,4%; J – 9,6%; G – 10%, а доля русской гаплогруппы R1a1 составляет всего 2,7%. Аналогичны итальянцам и их соседи – северные французы. У них R1a1 – 0%; R1b – 52,2%; I – 17,4%; E – 4,7%. У русских же совершенно другой спектр гаплогрупп – R1a1 – 61%; I – 21%; R1b – 15%. Таким образом, у итальянцев, в чьих жилах течёт кровь древних римлян, главной гаплогруппой является R1b, а у русских – R1a1.
Везде, где проходил Северный торговый путь, обнаружены ископаемые останки рода R1a1 [Bouakaze et al, 2007; Keyser et al, 2009] – в северном Казахстане, на Южном Урале, в Киргизии, в Красноярском крае и др. Около 1,6 тыс. до н.э. носители гаплогруппы R1a1 перешли с Южного Урала (синташтинская археологическая культура; Аркаим) в Северную Индию, основали кастовую систему и в ней заняли высшие касты (до 72% R1a1) [Sharma et al, 2009]. Обозначенный Северный торговый путь на всём своём протяжении был обустроен древнерусскими племенами, носителями ископаемой гаплогруппы R1a1, – это: андроновцы (1,8 – 1,4 тыс. до н.э.), карасукцы (2,8 – 1,9 тыс. до н.э.), тагарцы (1,9 – 1,5 тыс. до н.э.), таштыкцы (1 ? 4 в. н.э.).
В работе [Roeweretal., 2008; Keyser, 2009] представлен интересный фрагмент 17-маркерного дерева гаплотипов гаплогруппы R1а1 этнических русских по двенадцати областям Российской Федерации. Согласно этому исследованию, ископаемые гаплотипы R1a1 из Южной Сибири прекрасно укладываются на ветви современных гаплотипов России. Эти ископаемые гаплотипы имеют общего предка с современными русскими. Этот генетический материал, во-первых, констатирует существование массивного древнерусского сообщества 4 – 2 тыс. до н.э., а также иллюстрирует перемещение древних русов на территории Южной Сибири, Индии, Северного Китая и т.д. В частности, генетически андроновцы были выходцами из Тверской области, а тагарцы и таштыкцы – из Тверской и Ивановской областей.
В 3 – 2-м тыс. до н.э. в Южной Сибири и Минусинской котловине распространилась афанасьевская культура (родственная андроновской культуре). Она была создана европеоидными земледельческо-скотоводческими племенами европеоидов – потомков мифологического Богумира, пришедших с территорий Русской равнины. Они принесли с собой скотоводство, земледелие и металлургию, первыми начали хоронить усопших в курганах. Ареал распространения афанасьевской культуры включает Алтай, Восточный Казахстан, Монголию и Синьцзян. Показательна датировка афанасьевских комплексов с золотыми вещами долины реки Каракол. Именно ко 2-му тыс. до н.э. золотодобыча в этом регионе начинает достигать заметных результатов. Это позволяет начать чеканку золотых монет в древнем Китае [Бородовский, 2003].
Карасукцы (R1a1) были связаны с древним населением Северного Китая, Монголии, Забайкалья, Прибайкалья, Западной Сибири, Средней Азии [Новгородова, 1970]. В частности, часть ножей карасуксцы импортировали в Китай, где в эпоху Чжоу (1027 – 256 л. до н.э.) монеты-ножи были в активном хождении [Хакасский музей, 2010]. Сохранилась статуэтка китайского императора Чжоу-Синь из династии Шан (правил в 1154 – 1122 гг. до н.э.; статуэтка того же времени), в которой мы видим человека европеоидной внешности, а не монголоидной.
Тагарцы (R1a1) являются наследниками афанасьевцев (досуществовали до 3-го в. до н.э.) – тохарами, которые, как написано в любой энциклопедии, являются выходцами из Восточной Европы (т.е. Руси) и которые постепенно заняли китайский Синьцзян (к западу от интересующей нас деревни Лицянь). Здесь, в бассейне реки Тарим, обнаружено около двухсот их захоронений 2-го тыс. до н.э. Исследовавшие их китайские и американские археологи отмечают, что погребённые люди не имеют ничего общего ни с китайцами, ни с современными жителями Тибета, а представляют собой остатки людей не монголоидной внешности. Все тела хорошо сохранились и превратились в мумии. У людей наблюдаются европейские особенности: высокий рост, светло-русые волосы, длинные носы. Это предки тех, кого сейчас хотят окрестить римлянами. Но возраст этих «потерянных римлян» 4 тысяч лет, то есть они жили за 2,5 тысячи лет до «Великого Рима».
И последнее: у всех мужчин из Таримской котловины, Y-хромосомы которых были исследованы, обнаружена всё та же гаплогруппа R1a1 – та, которая была у тохар, карсукцев, таштыкцев, андроновцев, афанасьевцев и та, которая в научной литературе называется русской [Клёсов и Тюняев, 2010]. Есть все основания, что и у жителей деревни Лицянь обнаружится гаплогруппа R1a1. Русская гаплогруппа, а не римская (R1b).
Антропологические данные
В подтверждение своей версии о присутствии в Северном Китае римлян западные учёные приводят данные о росте китайских европеоидов – 180 см. Это, якобы, типичный римский рост. Между тем, из антропологических данных о римских воинах известно, что они были низкорослыми (около 150 – 160 см), короткорукими и коротконогими. Например, статуя римского Марса из Тодди, выполненная, как тогда полагалось, в натуральную величину, изображает мужчину ростом всего 140 см (начало 4-го в. до н.э., Рим, музей Ватикана).
Кроме этого, есть системы восстановления данных о росте человека по длине его стопы или шага, применяемые в уголовной практике (криминалистике). Так, римский древний натуральный фут равен 25 см. Такой длине стопы соответствует коэффициент 6,31 [Чулахов и др., 2008], что даёт нам рост римлянина 157,75 см. В криминалистике применяется также формула: Рост (в метрах) = 4 (Длина шага в метрах – 0,37 метра). Известная длина старой римской мили, она равна 1481 метра [БСЭ]. Отсюда по формуле рост римского воина составляет 1 метр 48 сантиметров.
Кроме этого, можно посмотреть множественные военные реконструкции, в которых римляне всегда на треть ниже своих северных противников, рост которых в среднем составлял 180 см, а также частенько заходил за 2 метра. Воспользуемся аналогичными данными о длине старой русской мили. Она равна 7467,60 метра [БСЭ]. Отсюда длина русского шага составляет 0,93345 метра, а рост русского воина – 2 метра 25 сантиметров (то есть русский человек на 52 процента выше римлянина). К этому остаётся добавить, что длины мужских скелетов, обнаруженных на Руси, в подавляющем большинстве случаев находятся между 180 – 200 см, начиная уже с человека со стоянки Сунгирь (24 тыс. до н.э.; г. Владимир).
Выводы
Таким образом, цивилизацию Северного Китая сформировали люди европеоидной расы, генетический маркер которых такой же, как и у современного русского населения Тверской или Ивановской областей. Антропологически эти люди были потомками древних русов – мифологического Богумира, а в Китае их называли тохарами. Именно этому вопросу посвящена моя книга «Русский Китай (экспорт цивилизации)», которая выйдет к концу 2011 года.
Андрей Александрович Тюняев,
президент Академии фундаментальных наук, академик РАЕН