Без демократизации партнерство невозможно, ?даже во имя модернизации.
После слов Дмитрия Медведева о том, как ему повезло в Финляндии с погодой, «контрастирующей с московской», главное, чего ждали россияне от президента – скандинавской прохлады. Это – чисто по-житейски. У политиков свои представления о климате отношений.
Основной темой первого дня переговоров, увы, стал безвизовый режим между Россией и Евросоюзом. Альтернативы не существует, заявил Дмитрий Медведев на вчерашней совместной с президентом Финляндии Тарьей Халонен пресс-конференции. Задача – убедить колеблющихся, развеять опасения, будто Европа откроет границы для российского криминалитета. В Старом Свете достаточно своих преступников, ответил отсутствующим оппонентам Дмитрий Медведев.
Тарья Халонен обещала обеспечить «нужный прогресс», но по большей части высказывалась так же осторожно, как неделей раньше в Екатеринбурге Ангела Меркель, которая подчеркнула, что без демократизации партнерство невозможно – даже во имя модернизации.
Визит прошел без жарких споров, ожидавшихся многими в связи с разногласиями в понимании родительских прав и грустными историями российских детей в Финляндии. Речь об этом заходила, но исключительно за закрытыми дверями. Будем надеяться, Дмитрий Медведев в этом вопросе был последователен.
Нашей стране критически не хватает профессионалов во всех областях. Дмитрий Медведев ?говорил об этом в Сочи, ?Петербурге, Москве.
На минувшей неделе глава Российского государства сделал два политических акцента, или сигнала: защита детства и общественная безопасность. В интервале между «диалогами» с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и «пленэрами» с президентом Финляндии Тарьей Халонен Дмитрий Медведев сосредоточился на внутренних проблемах.
Публичная политика президента исключительно рациональна и даже будучи вынужден идти за событием, как после ейской трагедии, он не только сразу дает понять, что ситуация берется под контроль, но и через точно выбранный канал коммуникации посылает сигнал обществу: включиться, занять активную позицию.
То, что за детскими лагерями, оказавшимися этим летом, как никогда, опасными для здоровья и жизни, недоглядело Министерство образования – по крайней мере, объяснимо: квалификация большинства наших чиновников оставляет желать лучшего, не говоря уже об их нравственных ориентирах, но куда смотрят родители, отправляя ребенка отдыхать в ООО, где он может утонуть в лягушатнике, находясь под присмотром трех (!) специально обученных взрослых, как случилось в саратовских «Чистых ключах». Исправление общих ошибок, а они есть: главные – развал системы профподготовки кадров воспитателей и вожатых, чем славилось советское просвещение, отсталость нормативной базы для внешкольной работы – не даст результата без персональной ответственности власти и личной заботы гражданина об обустройстве жизни.
Именно на этом стоял президент во время беседы в минувшую пятницу в Сочи с уполномоченным по правам ребенка Павлом Астаховым. Это «какая-то богадельня совершенно непонятного назначения», отрубил Медведев, услышав от детского омбудсмена саратовскую историю, и потребовал привести организационно-правовую форму всех детских лагерей в соответствие с содержанием тех услуг, которые там оказываются. В стране будет «тотальная ревизия» мест летнего отдыха с привлечением Контрольного управления президента и Генеральной прокуратуры, но нужна и постоянно действующая общественная инспекция. Только она обеспечит подрастающему поколению защиту от взрослого дурака, допущенного в систему образования.
А от злоумышленника, «наставника» с темным прошлым – оградит законопроект, внесенный в минувшую субботу от имени президента в Государственную думу. Трудовой кодекс предлагается дополнить запретом на профессию учителя, тренера, воспитателя, врача для граждан, которые были судимы или подвергались уголовному преследованию за преступления против детей.
Другой законопроект, в тот же день представленный президентом в нижнюю палату парламента, корректирует юридическую базу безопасности в целом и по «отраслям»: государственной, общественной, экологической, индивидуальной. Правовое регулирование этих сфер безнадежно устарело. Закон «О безопасности», уже не столько действующий, сколько считающийся таковым, принят в марте 1992 года. Восемнадцать лет спустя и угрозы, и приоритеты защиты совсем иные. В президентском законопроекте закрепляется статус Совбеза как конституционного совещательного органа, прописываются необходимые и достаточные полномочия всех институтов исполнительной власти.
Дмитрий Медведев как глава государства знает сложность проблем в этой области – поэтому довольно жестко ответил в Екатеринбурге на вопрос немецкого журналиста про ставший после рассмотрения в Госдуме резонансным закон о ФСБ: «Это, чтобы вы знали, сделано по моему прямому поручению», и, как никто, президент не удовлетворен исполнителями. Во вторник отправлен в отставку начальник главного управления МВД по Северо-Западному федеральному округу генерал-майор Вячеслав Красавин. С начала года это 22-й милицейский руководитель, освобождаемый от должности президентским указом. Критическая масса уволенных генералов требует вывода, что и МВД в нынешнем состоянии – «богадельня совершено непонятного назначения», и то, что она забраковала генерал-майора Красавина при недавней аттестации, не делает чести никому.
О недостатке профессионализма в третьей власти Дмитрий Медведев говорил в понедельник в Петербурге на совещании с руководителями высших судов, Генпрокуратуры и Министерства юстиции. Повышение квалификации подчиненных остается ключевой задачей, напомнил собравшимся президент. И снова обратился к общественности: более активно участвовать в оценке деятельности судей. Граждане, по мысли президента, помогут системе раскрыть ее потенциал – укрепить институт присяжных заседателей, создать организации для урегулирования административных споров, усовершенствовать «процедуры медиации» (то есть третейские суды). Чуть раньше, на заседании Совета законодателей Дмитрий Медведев был очень раздосадован молчанием спикеров региональных Заксобраний. И под конец даже заметил: «Отмолчались. Эта наша встреча – последняя…»
Перед отправлением в Финляндию Дмитрий Медведев заехал в Царское Село, по протоколу – проверить, как исполняется президентский указ о реставрации архитектурного комплекса и приведении в порядок городской инфраструктуры Пушкина, а на деле – получить эмоциональный заряд перед переговорами с Тарьей Халонен и Сильвио Берлускони. Значительную часть семидневки между этим и следующим выпусками нашей газеты глава государства посвящает международным делам.
Финская повестка включает вопрос безвизового режима, активно обсуждавшийся на прошлой неделе в Екатеринбурге, развитие народной дипломатии в различных межрегиональных форматах, межгосударственное сотрудничество в сфере высоких технологий. Но для начала визита Дмитрию Медведеву предложили «спуститься на землю» и отведать местный напиток из ревеня. «Хлебать киселя» высокие стороны отправились за 180 верст от Хельсинки – в резиденцию финского президента «Култаранта». Здесь вчера прошла основная часть переговоров.