За спасение Пенсионного фонда россиянам предложат заплатить годами жизни.
Пенсионная система снова на пороге перемен. Помощник президента Аркадий Дворкович выступил с предложением, которое давно обсуждается в экономических кругах: поднять пенсионный возраст. К такому решению подталкивают сложная демографическая ситуация и растущий дефицит Пенсионного фонда России. Но «революция» случится не сразу.
Арифметика благополучия.
Существующая система пенсионного обеспечения в России – позавчерашний день. Первая попытка, предпринятая несколько лет назад, – перейти от распределительной к накопительной системе, как на Западе, потерпела крах. Соотношение средней пенсии и заработной платы у нас в стране составляет сегодня всего 27%. Нормальными же, по требованиям Международной организации труда, считаются 40%. Помогут ли решить проблему обеспечения достойной старости меры, предпринимаемые правительством?
Отмена ЕСН и переход на страховые взносы, отмечают эксперты, приведут к тому, что пенсия будет зависеть не столько от трудового вклада каждого работника, сколько от доходов Пенсионного фонда, то есть от экономической ситуации в стране. Иными словами, чтобы повысить пенсии, нужно увеличивать либо возраст ухода на заслуженный отдых, либо налоговую нагрузку на бизнес. Но выбрав второй вариант, правительство заявило и о стимулировании первого: за каждый год «переработки» сверх 30 лет трудового стажа пенсия увеличивается на 6 процентов. Правда, эта мера заработает только с 2015 года. Неблагоприятная демографическая ситуация только увеличит нагрузку на пенсионную систему. Ежегодно число россиян трудоспособного возраста в России будет снижаться на 800 тысяч–миллион. И работодателям придется бороться за сотрудников даже в условиях роста нагрузки на фонд оплаты труда.
Возможны варианты.
По данным Центра демографии Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, сегодня те, кому за 60 лет, – самая быстрорастущая категория граждан России. Ожидается, что к 2015 г. каждый третий россиянин будет относиться к старшим возрастным группам. При сохранении этих тенденций к 2050 г. на одного работника будет приходиться по пенсионеру. При таком раскладе бюджет ПФР не спасут никакие налоги. Распределительная система успешна лишь тогда, когда одного пенсионера содержат 4–5 работающих. Сейчас в России 38 млн пенсионеров при 64 млн занятых в экономике, причем плательщиками пенсионных взносов являются только 52 миллиона. Иначе говоря, на 1 пенсионера приходится 1,68 работающего и лишь 1,37 плательщика взносов.
Если ничего не менять, разрыв между пенсиями и зарплатами будет только увеличиваться, что может стать серьезной социальной проблемой. С ней столкнулась не только Россия. Накопившийся долг систем пенсионного обеспечения составляет в некоторых странах от 100 до 250?% ВВП, делая их неплатежеспособными. Из-за этого пенсионный возраст планируют поднять в Австрии, Великобритании, Германии, Словакии, Чехии.
По мнению руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, поскольку для нас особенно тяжелым ожидается период 2018–2041 годов, необходим поэтапный подъем пенсионного возраста: прибавлять по году в период с 2011 по 2016 год. Есть варианты «мягкого» повышения. Первый – только для тех, кто не имеет достаточного стажа. Второй – возможность раннего выхода на пенсию с получением ее в меньших размерах.
Почему так много «молчунов».
Государство не скрывает, что надеется постепенно избавиться от пенсионного бремени, приучив население к привычке рассчитывать только на себя. Для сравнения: в США государственная пенсия в доходах пожилого человека составляет только 40%. Около 20?% его доходов – от временной занятости, 18?% – выплаты бывшего работодателя в рамках индивидуального пенсионного плана. Оставшаяся часть – личные сбережения. В России ситуация такова, что основной доход сегодняшних пенсионеров – это государственные пенсии, а все остальное – приработок. Такая ситуация не устраивает никого.
Стоит напомнить, что государство уже запустило программу софинансирования пенсий, по которой обещает за счет бюджета удвоить личные пенсионные отчисления граждан. Однако эффективность программы пока крайне низка. С начала действия, 1 октября 2008 г., в нее, по данным ПФР, вступили всего 2,6 млн человек.
В качестве источника бюджетного софинансирования предполагается использовать Фонд национального благосостояния. Хватит ли его? Очень скоро расходы на софинансирование могут достичь 0,7–0,8?% ВВП, тогда как инвестиционный доход фонда ожидается на уровне 0,1?% ВВП. То есть для выполнения обязательств придется тратить основные средства фонда, которые через несколько лет закончатся. А что потом? По словам председателя правления ПФР Антона Дроздова, пока проблем с выплатой накопительной части пенсии нет, но чем дольше затягивается реформирование, тем больше рисков. Общий объем накопительной части пенсии к 2012 году ожидается в 2 триллиона рублей. Вот уровень риска! Хотя бы 20?% из этих средств должны быть в частных фондах. Но идея накопительной части – длинные деньги будут работать в экономике – пока не пошла. Вкладчики, опасаясь потерять сбережения, к примеру, из?за снижения уровня инвестиционных доходов, затею не поддержали. Все настоятельнее звучат предложения об изменениях статуса НПФ, которые позволят формировать портфели по уровням риска, а не по видам активов, куда вкладываются пенсионные накопления для обеспечения сохранности. Рассматривается вопрос увеличения ответственности работодателей за формирование накопительной части. Но пока дискуссии не перешли в фазу законов, большинство россиян предпочитают все отдать на откуп государству – Внешэкономбанку с его символическими процентами.
ЦЕЛЬ
Президент РФ Дмитрий Медведев:
– Что касается долгосрочных целей на период до 2020 года, нужно создать все условия для того, чтобы на пенсии человек получал не менее 40 процентов своего прежнего заработка. Отмечу, что этих целей мы планируем достичь с использованием всех возможностей, включая, естественно, средства добровольных пенсионных накоплений, в том числе через систему негосударственных пенсионных фондов, которые нуждаются в поддержке и развитии.
Статистика / ДИСБАЛАНС
Страна одиноких старух.
Демографы назвали пять причин, по которым мужчины умирают слишком рано.
Татьяна ЖУРАВЛЕВА
В нашей стране, по данным Росстата, 29 млн людей старше 60 лет. И если сейчас на тысячу жителей приходится 331 пенсионер, то к 2026 г. их число вырастет до 478. Самый большой дисбаланс между работающими и пенсионерами отмечается в Воронежской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Тульской областях.
Многие пожилые люди продолжают трудиться и после наступления пенсионного возраста. На учете ПФР около 9 млн работающих пенсионеров. Работа обеспечивает их доходом, в среднем вдвое превышающим получаемую пенсию.
Из-за высокой смертности мужчин трудоспособного возраста 21 млн пожилых людей – женщины и лишь 8 млн – мужчины. По этой же причине 80?% женщин в возрасте старше 70 лет одиноки. Почти 220 тыс. из них постоянно живут в домах престарелых и интернатах. Спрос на услуги этих учреждений за последние семь лет вырос в 4,6 раза.
Демографы называют две основные причины низкой продолжительности жизни в России. Первая – люди не хотят жить дольше. Вторая – очень низкая ценность человеческой жизни на всех уровнях: от индивидуального до государственного. Также на продолжительность жизни россиян оказывают влияние социально-экономические условия, невнимательное отношение к собственному здоровью и пристрастие к алкоголю.
НАШЕ ДОСЬЕ
С 1 июля 2010 года социальная пенсия, которую получают 2,5 млн россиян, повышена в среднем на 157?руб. – до 4757. Социальная пенсия по старости назначается нетрудоспособным жителям России, достигшим 60 лет или имеют права на трудовую пенсию или государственное обеспечение иного вида. Обычно устанавливается при трудовом стаже менее пяти лет.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Михаил Дмитриев, президент Центра стратегических разработок:
– Повышение возраста является обязательной частью любого сколько?нибудь эффективного пакета мер, который позволит предотвратить банкротство пенсионной системы и устойчиво финансировать сравнительно высокие выплаты будущему поколению «старших граждан». Правительство приняло на себя обязательства, которые и в условиях бурного экономического роста трудно выполнить. Оно надеется на появление дополнительных источников в 2011 году за счет повышения единого социального налога, то есть взносов в Пенсионный фонд. Я не считаю это обоснованным. Наши расчеты показывают, что выход на коэффициент замещения 40?% возможен без повышения налоговых ставок. Для этого необходимо реформирование системы досрочных пенсий, постепенное повышение возраста и усиление стимулов для добровольного софинансирования накопительной части гражданами и работодателями. Плюс использование средств от приватизации и проведение государственных заимствований для финансирования дефицита пенсионной системы.
Оксана Дмитриева, депутат Госдумы:
– Для увеличения пенсионного возраста нет никаких оснований. С точки зрения демографии, у нас в стране и мужчины и женщины выходят на пенсию раньше, чем во многих странах, но мы находимся на 131-м месте в мире по продолжительности жизни, – ниже, чем любая из стран, в принципе имеющих пенсионное законодательство. Продолжительность жизни среднего мужчины в РФ составляет 61,5 года, соответственно средний мужчина проживает на пенсии 1,5 года, а женщина 19 лет. Коэффициент дожития, на основании которого рассчитываются и базовая и страховая части пенсии, исходит из показателя 19 лет, он в два раза завышен. На самом деле в среднем этот коэффициент реально составляет 10 лет.?Экономическая причина повышения пенсионного возраста – в несбалансированности бюджета Пенсионного фонда. Она вызвана различными аферами и неудачными реформами, которые осуществлялись в этой сфере. Средства из бюджета Пенсионного фонда оттягивает накопительный элемент, они забираются у нынешних пенсионеров и стремительно обесцениваются – на данный момент доходность по пенсионным накоплениям в 2,5 раза меньше, чем темпы роста номинального ВВП.
Все это математически доказывает абсолютную неэффективность обязательного накопительного элемента. Вторая причина несбалансированности бюджета ПФ – суперрегрессивная шкала по уплате социальных взносов. От 30 до 40?% фонда оплаты труда фактически выводится из?под налогообложения. И это притом что фонд оплаты труда у нас неравномерен: бедный платит сполна, а богатый не платит вообще. Если устранить два этих фактора, то можно сбалансировать бюджет Пенсионного фонда.
Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН:
– Прожить на пенсию станет возможно, если люди сами начнут копить на старость. Но почему этого не происходит? Главная причина – отсутствие элементарных знаний о своих правах в рамках пенсионной системы. А «по умолчанию» деньги уходят в ВЭБ. В результате государственные внебюджетные фонды оказались на мели.