24 июня на берегу Амурской протоки среди зеленых дубрав близ бычихинского санатория «Уссури» по случаю летнего солнцестояния хабаровское Содружество Русских Общин привечало и провожало Купалу.
По древнерусским преданиям в самую короткую ночь воплощающие женские и мужские стихии Кострома и Купала находят друг друга после разлуки, обретают любовь и судьбу, зачинают новую жизнь и несут счастье каждому, кто с чистым сердцем внимает их светлым таинствам.
Неспроста из Хабаровска, Бычихи, Матвеевки, Советской Гавани, Ванино и других поселений нашего края собралось множество почитателей этой традиции – от малолетних вихрастых внуков до их седовласых дедушек – бабушек в белоснежных народных рубахах и платьях.
Расположившись вокруг живописной поляны, они неспешно и обстоятельно настраивались на участие в былинных обрядах. Мужчины разбивали палатки, приводили в порядок сценическую площадку, настраивали звуковую аппаратуру, сооружали шалаш из валежника под ритуальный костер, готовили на живом огне вкуснейшую пищу и молчаливо любовались со стороны своими нарядными женами, мамами, сестрами, ребятишками.
Основные организационные хлопоты взяли на себя ТСЖ «Благо» во главе с Виталием Сичкарем и творческое «Содружество в решете».
Наконец, ближе к полудню неотразимая Лариса Муругова провозгласила начало праздника и созвала всех в большой хоровод, после которого еще вчера грозовое небо решительно прояснилось и заодно притих порывистый ветер.
Природные силы пришли к окончательному согласию, когда в чутких руках Дмитрия Постникова взыграли электронные гусли и под негромкие барабанные ритмы в исполнении его жены Эльзы взвихренное доселе пространство образумили одушевленные космогонические мелодии.
По окончании хороводной разминки девушки и женщины принялись дружно заплетать купальские красочные венки из изобилия местных трав и готовить соломенную куклу Ярилы – сдающего свои полномочия на посту весеннего солнышка. Считается, что после сожжения в этот день ярильного чучела, эстафета от весны переходит к Дажьбогу – летнему солнечному светилу, и от него же природе и человеку достаются по осени плоды их обоюдных усилий.
См. сказку «Сестрица Кострома и братец Купало»
Следом настала пора красным девицам показать себя в песнях и танцах, удалым парням – в плясках и состязаниях. Затем всенародно сжечь чучело. Спустить на речную воду венки. Скатить горящее колесо. Каждому прыгнуть через очистительный огонь. Искупаться в реке. И, между делом, искренне общаться, знакомиться, говорить, если захочется, по душам, фотографироваться на память, строить планы на будущее.
Изумительной пластикой восхитили красавицы из «Русских узоров» – образцового хореографического ансамбля поселка Бычиха.
Часовая стрелка купальского торжества вращалась настолько стремительно, что неизбежные сумерки подкрались, как водится, незаметно.
Своеобразной изюминкой стало хождение смельчаков по древесным раскаленным углям. Их жар, по утверждениям знатоков, полезен здоровью и шибко не припекает, если ступающий по ним босиком – на «ты» с огненным духом, в ладу с родными богами и предками, и зажигает в своей душе встречное пламя. К счастью, никто не обжегся, хотя каждого из дерзнувших, включая меня, чувствительно припекло. Видимо, есть за что, и над собой нужно еще работать.
Наступившую прохладную ночь самые закаленные и последовательные коротали около очага из романтично полыхающих головешек. Читали стихи о дружбе и о любви, пели песни, рассуждали о мимолетном и вечном. Пока подымающийся на востоке рассвет не озолотил водную гладь и не погасил звездный купол.
Некоторым в этот воскресный день предстояло отметить еще одно волнующее событие: хабаровчане Роман Яшин и Баркашова Лариса играли свадьбу по исконно русским традициям. После очистительной бани, Роман связал из веревок узел науз во имя крепких семейных уз, а его суженная выплакала ненужные слезы и попрощалась со своим родом перед тем как навсегда соединиться с другим.
Были также священные игрища, благославения воздухом, землей, огнем и водой, и все то, из чего по представлениям наших предков строилось настоящее семейное благоденствие. Тремя строчками такое явление не опишешь. Надо самому увидеть и приобщиться.
Особенно радует, что столько обаятельных думающих людей находят смысл своей жизни именно там, где он всегда был, есть и будет. Речь идет о подзабытых исконных традициях, которые во все времена составляли главный секрет нашей народной души. Благодаря празднованию Купалы его участники стали лучше понимать себя и других. И, судя по их настроению, этим приобретением они не намерены ограничиваться.
Комментариев нет
Виктор, благодарю за статью. Рада за ваше Содружество.
В чём смысл сжигания чучела??? Что за ритуал…
Все локанично, да часы уж слишком пестры и заметны на запястье. Вот так и в-нутри мы русские, а при-вычки не свои… (Даже код вводить не на русском приходится)
Попраьте фамилию в статье «Проскурин» а не *Постников». Содружество «Чудеса в решете», вы хоть уточняйте если не помните, для чего телефоны берете?
Вообще статья наполнена бредом…
«Вообще статья наполнена бредом…» — Можно конкретнее, в чём бред?
«Всё лаконично, да часы уж слишком пестры и заметны на запястье». — Посмотрите внимательно: это не часы, а браслеты.
Опять лубочные картинки а-ля рус. Жаль, что автор при этом не публикует свое фото, посмотрели бы бы какой он «русский». Сколько таких примазавшихся к русской культуре и истории!
«Жаль, что автор при этом не публикует свое фото». — Ещё более жаль, что нет ВАШЕГО фото.