Председатель Государственной Думы Российской Федерации Вячеслав Володин входит в тройку самых влиятельных политиков страны, и его политическое влияние является ключевым во многих вопросах.
– Вячеслав Викторович, после того, как Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин представил Вашу кандидатуру на пост Председателя Государственной Думы 7-го созыва, стало ясно, что Глава государства ввёл в политическую игру предельно крупную фигуру, способную функционально выстроить объединительный законотворческий процесс в интересах страны. Каковы Ваши стратегические планы?
– Государственная Дума – крупный политический инструмент. Функции Госдумы выходят далеко за пределы разработки и принятия законов. В наше напряжённое время, прежде всего, необходимо, чтобы возросла роль российских парламентариев в мировом политическом процессе. Чтобы депутаты получили возможность выступить единой политической командой по решению многих стыковых вопросов современности. И этим служили надёжной опорой Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Та же самая миссия лежит на Госдуме и внутри страны. Пора переступить через образ депутата как человека, нажимающего кнопку голосования, и наполнить его ответственностью за избирателей и за Россию, ведь главное в нашей работе – забота о наших гражданах.
– Это касается «майских указов»?
– Приоритеты, обозначенные в «майских указах» Президента России 2012 года, для нас являются первоочередными. В этом ключе социально-экономическая повестка становится главной. Благодаря этим указам в развитии нашей страны уже сделаны важнейшие реальные шаги. Мы должны развивать успех и в экономической, и в социальной политике, и в развитии территорий, и в других областях.
– Вызывает ли у вас вопросы странное поведение политических чиновников США, когда одни из них всерьёз говорят о войне, а другие – о невозможности переговоров?
– Надо исходить из того, что Россия – миролюбивая страна. Наша держава всегда подчеркивает, что мы делаем всё для поддержания мира. Государственная Дума Российской Федерации выступает с абсолютно чёткой позицией – мир во всём мире. В связи с этим наше мнение даже о самой «возможности» войны резко отрицательно.
Что касается Сирии, то России нечего делить с США, в том числе и на этой территории. Президент Российской Федерации постоянно заявлял и заявляет, что речь идёт только о борьбе с терроризмом. Безопасность – это долг любого государства, и защита безопасности – это приоритет в работе любого политика, любой государственной структуры. Поэтому здесь нужно объединять и координировать усилия.
Но если некоторые политики США всё же предполагают невозможность согласия в этом направлении, то таким образом они ставят, прежде всего, себя на сторону террористов. Не думаю, что американские граждане, пережившие 11 сентября, готовы поддержать такие инициативы. Для формирования мира мы приложим все усилия и сделаем всё от нас зависящее, чтобы в этом вопросе максимально облегчить Президенту России переговорный процесс.
– Госдума ратифицировала соглашение с Сирией о размещении на её территории российской авиагруппы – как шаг подтверждения своих намерений довести контртеррористическую операцию до логического конца?
– Министерство обороны Российской Федерации занимает в этом вопросе абсолютно правильную позицию. Они – профессионалы и поступают так, как требуют того обстоятельства. Сегодня Сирия является котлом, в котором варится зло. И заварил его не сирийский народ, а террористы. Если Россия не пресечёт это зло в его же собственной норе, то завтра оно перевалит через горы Кавказа. Ещё раз повторю: обеспечение безопасности – долг государства. Поэтому борьба с преступностью, проявляющейся в форме терроризма, это долг Российского государства перед своими гражданами.
– Президент России Владимир Путин выступил на первом заседании Госдумы седьмого созыва. Такого никогда не было, это случилось впервые. Как вы оцениваете такой шаг?
– Для меня это, безусловно, фактор доверия со стороны Президента. В свете того, что Президент – это институт, который, прежде всего, воплощает представительские функции внутри страны и за рубежом, спектр этого доверия вполне понятен. Поэтому, формируя команду своих заместителей, за собой я оставил наиболее ключевые комитеты в этом отношении – по госстроительству и законодательству, по обороне, по международным делам, по Регламенту, а также комиссии по этике и по контролю за декларированием имущества и доходов депутатов. Надо создать такую команду, которая обеспечит влияние Государственной Думы новой силой. Будет усилена также связь между Администрацией Президента и аппаратом Государственной Думы.
– Как Вы считаете, постоянный возврат к теме санкций для Европы является признаком зацикленности или всё же есть какие-то другие обозначения такой навязчивости?
– Сначала санкции против Российской Федерации были введены Европой как инструмент экономического воздействия на Президента России. Я думаю, предполагалось, что санкции помешают ему продолжать вести внятную политику как внутри страны, так и за её пределами. После того как реалии показали, что действие санкций себя не оправдывает, они превратились в политический инструмент, которым можно, по крайней мере, демонстративно размахивать.
Санкции – это откровенная попытка вмешательства западных стран в суверенитет России. Ясно видно, что теперь направлены они не против позиции страны, а против личности Путина. Но атаки на Путина – это атаки на Россию. Это надо понимать. Задача Государственной Думы включиться в процесс урегулирования санкций, помочь западным политикам выйти из круга, в который они сами себя загнали, перейти к нормальному политическому диалогу.
– Изменится ли позиция Госдумы по отношению к СМИ?
– У нас демократическое государство, и все СМИ пользуются предоставленной Законом свободой слова. Однако недопустима пропаганда терроризма, сегрегации, войны и других противозаконных тем. Также не допустима антироссийская пропаганда, если СМИ осуществляет её в рамках зарубежного финансирования. Речь не идёт о здоровой и конструктивной оппозиции, с которой у нас диалог налажен. Речь идёт именно о проплаченной пропаганде, целенаправленно разрушающей государственные устои.
– Взаимодействие с Правительством России – изменится ли оно?
– У нас уже сложились хорошие рабочие отношения с Правительством и министрами. Мы поддержим все начинания, которые будут идти на пользу стране. Госдума открыта для контактов со всеми государственными службами. Государственная Дума VII созыва, как выразился в своём выступлении Владимир Путин, обладает «безусловной легитимностью». Это повышает уровень значимости и ответственности. В политическом русле Госдума должна взаимодействовать со всеми, в том числе и с представителями партий, не вошедших в парламент. Принятие решений должно основываться на гражданском согласии. Диалог можно вести даже тогда, когда есть подавляющее преимущество.
Справка:
Вячеслав Викторович Володин родился 4 февраля 1964 года в посёлке Алексеевка Саратовской области в многодетной семье. Умению общаться с людьми учился у матери, которая в течение всей своей трудовой жизни работала учителем начальных классов. В Саратове Вячеслав Володин закончил институт, в котором помимо учёбы получил и опыт управленца – комиссара студотряда. Там же в 1986 году вступил в КПСС, защитил диссертацию. В 1990 году был избран депутатом Саратовского городского совета и уже с 1992 года стал заместителем главы администрации Саратова. Затем годы партийного строительства и политических будней. В 2005 году Вячеслав Володин стал секретарём президиума генерального совета партии «Единая Россия». И, наконец, 27 декабря 2011 года случилось знаковое назначение – Вячеслав Володин стал первым заместителем руководителя администрации Президента Российской Федерации.
Андрей Тюняев, главный редактор газеты «Президент», twitter, vk