Начало статьи здесь: «О визите Путина в Китай» – http://www.prezidentpress.ru/news/4060-o-vizite-putina-v-kitay.html.
О новом Таможенном кодексе Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС)
До конца сентября страны ЕАЭС должны направить в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) последние правки в проект нового Таможенного кодекса союза. Документ должен прийти на смену кодексу Таможенного союза и закрепить единые нормы регулирования по сборам ввозных пошлин. Основной же новацией станет расширение определения уполномоченных экономических операторов – после утверждения кодекса они смогут получить более широкие таможенные привилегии.
ЕЭК опубликовала проект Таможенного кодекса ЕАЭС, который должен заменить принятый еще в 2009 году Таможенный кодекс Таможенного союза (ТС). Новую версию документа, которая готовилась с 2013 года, планировалось принять еще в конце прошлого года, теперь же его подписание ожидается лишь в декабре 2016.
В Сочи, страны Евразийского экономического союза (в него входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия), 12 августа этот новый проект проект был предварительно одобрен премьер-министрами стран союза. А до конца сентября страны ЕАЭС должны направить последние замечания, а еще через месяц комиссия представит окончательный текст кодекса.
Россия выступала за перенос полномочий на наднациональный уровень, Казахстан, напротив, – за сохранение национального контроля над ключевыми решениями. Отсрочка с принятием кодекса, в частности, была вызвана большим количеством правок, направленных Казахстаном, на тот момент не готовым подписываться под новым документом до своего присоединения к ВТО. Также возражения Казахстана заблокировали и возможность отказа ЕАЭС от принципа национального резидентства – хотя ранее она в комиссии обсуждалась. Мы считаем, что кодекс в основном посвящен детализации таможенных процедур.
Основные изменения, обозначенные в проекте кодекса, касаются перехода на электронный документооборот и упрощения таможенных процедур (не нужно будет подавать документы, на основании которых заполнена декларация, выпуск товаров сократится до четырех часов с момента регистрации декларации). Также изменится статус уполномоченных экономических операторов (УЭО, категория поставщиков, которые могут пользоваться упрощенными процедурами). В ЕС к таким операторам относится 15 тыс. поставщиков, осуществляющих половину всех поставок.
Помимо этого в проекте записана и возможность признания зарубежных УЭО (Уполномоченных экономических операторов) на взаимной основе. С подобной инициативой, к ЕЭК обращался Правительство Китая.
В проекте кодекса прописаны и методы определения таможенной стоимости при ввозе товаров. Регулирование экспортных пошлин остается на старом уровне. Сейчас они не прописаны в кодексе, но регулируются международным договором стран ТС. Теперь ЕЭК должна будет обеспечить единообразное применение положений кодекса. На уровень комиссии предлагается перенести и определение условий перевозок физлицами, включая нормы беспошлинного ввоза. А это может вызвать большие протесты, так как физические лица этим как то обеспечивают свой жизненный уровень в эти кризисные времена экономик своих стран.
Надо сказать, что перед Китаем стоит сложная задача проведения региональной политики по американским моделям, в частности, по схеме соблюдения балансов влияния и расклада сил. На Ближнем Востоке Китай должен проводить политику баланса между суннитскими и шиитскими государствами, что не очень просто, так как на китайскую политику в регионе большое влияние оказывают китайско-пакистанские отношения. Пакистан не только пытается проводить политику тесного сотрудничества с Китаем против Индии и некоторых факторов в Южной и Центральной Азии, но и на китайскую политику на Ближнем Востоке, конечно же, защищая интересы суннитских государств.
Саудовская Аравия давно достаточно часто использует свои отношения с Пакистаном в направлении согласования некоторых вопросов с Китаем. В частности, суннитским государствам в регионе не было «понятным» стремление Китая защитить интересы Сирии, и соответственно, Ирана. В свою очередь, Китай пользуется своими отношениями с Пакистаном, пытаясь урегулировать свои отношения с суннитскими странами Ближнего Востока, а также с некоторыми силами в Афганистане.
Вместе с тем, аналогичная модель возможна и в отношении Евразии, имея в виду территорию России и Центральной Азии. На этом пространстве цели и направления усиления влияния Китая вполне возможны. Скорее всего, геополитические и геоэкономические интересы Китая расположены в Африке и Китай сосредоточился на Африку. По сообщению Fox News (США), Китай построит первый зарубежный аванпост в Джибути.
Китайские власти одобрили строительство первой зарубежной военной базы поддержки на африканском континенте, где будут расположены склады с оружием и топливом, а также военные подразделения. Строительство началось на побережье Джибути, в 13-ти км от крупнейшей американской военной базы на континенте. Площадь китайского аванпоста составит 400 тыс. кв. м. Здесь будут построены склады для оружия, службы для эксплуатации флота и авиации, и, вероятно, контингент китайских морских пехотинцев.
Для Китая подобная база стала первой за границами государства. На сегодняшний день лидером среди стран, имеющих аванпосты в других государствах, являются США. Их военные базы можно найти в 85 других странах мира.
США и Западная Европа никак не заинтересованы в этих регионах, так как и сейчас они уже приобрели позиции, которые позволяют им соблюдать свои интересы в сфере энергетики и сырья. Между Западом и Россией разворачивается борьба не за Центральную Азию, Сибирь и Дальний Восток, а за Арктику, с ее резервами углеводородов.
То есть, на долю Китая достанется Центральная Азия, возможно, в обмен на уступки на Ближнем Востоке и в Тихоокеанском регионе. А это может привести к разделу Евразии, что будет реализовано в более короткие сроки.
Но не только военные расходы, но и в целом бюджетные расходы провалились, и Россия перешла на жесткий режим экономии. Западное сообщество проводит системную работу по блокированию российского экспорта, по всем кластерам и направлениям.
Возможный раздел Евразии, скорее всего, станет одним из глобальных основных направлений политики Китая и США, а также их партнеров. Россия стала другой и более к периоду благополучия не вернется. Придется «распродать» Евразию, по частям и в целом.
Об армяно-российской объединенной группировке войск
Создание армяно-российской объединенной группировки войск придаст новый импульс взаимодействию между двумя странами, которое развивается как в двустороннем формате, так и в рамках Организации договора о коллективной безопасности.
В армяно-российской объединенной группировки войск будут входить часть 102 российской военной базы в городе Гюмри, российская база ВВС в Эребуни (г. Ереван) и 4-й армейский корпус ВС Армении, расположенный в г. Вайк на границе с Нахичеваном (автономная республика Азербайджана).
Общее численность армяно-российской объединенной группировки войск будет составить 9,5 тысяч солдат и офицеров, 280 танков и САУ, 120 единиц СЗО «Град», 155 БМП, 30 вертолетов МИ 8, МИ 25, 12 самолетов СУ 24 и СУ 25, 10 МИГ 29. Это группировка создана для противостояния возможной агрессии со стороны Азербайджана и Турции.
В Нахичеване с 2014 года были созданы три военные базы под полным контролем и с участием ВС Турции. 90% военных инструкторов и офицеров этих баз обучались в Турции и многие из них имеют турецкие паспорта. Создание армяно-российской объединенной группировки войск может явиться гарантией со стороны России (об этом заявил Президент России В. В. Путин 10 августа в Санкт-Петербурге), если Армения пойдет на уступки в Нагорном Карабахе.
О визите президента Турции Реджепа Эрдогана в Иран
Визит президента Турции Реджепа Эрдогана в Иран пройдёт после визита в Турцию госсекретаря США Джона Керри и вице-президента США Джо Байдена, которые прибудут в Анкару сегодня, 21 августа.
Вопрос межсирийского урегулирования на переговорах Эрдогана и Роухани будет основным, хотя она не советует сильно обольщаться по этому поводу (См. фото).
Несмотря на то, что, на первый взгляд, эта коалиция кажется довольно серьёзным прорывом, три страны-лидера действительно могли бы очень много сделать на этом направлении, нужно понимать, что у каждой из них в первую очередь по вопросам будущего развития Сирии присутствуют собственные интересы, которые далеко не всегда совпадают. Поэтому, если говорить о политических аспектах, то тут, скорее всего, речь будет идти о курдском вопросе, и, собственно, эта тема уже неоднократно поднималась на переговорах между лидерами Ирана и Турции.
Курды и для Анкары, и для Тегерана являются той силой, которая потенциально может привести к распаду и их государств, и в том числе и Сирии. В первую очередь перезагрузить отношения с Ираном пытается Турция. Во время визита Эрдогана также будет подниматься вопрос и экономического сотрудничества. После снятия санкций Иран стал очень перспективным рынком для турецкого бизнеса, и Анкара будет стараться там занять свою нишу. А с точки зрения Ирана, Турция интересна как рынок для поставки энергоресурсов и транзите иранского газа в Европу.
Тегеран и Анкара обсуждают о транзите иранского газа в Европу
Иран потеснит Россию на газовом рынке. Эрдоган может открыть Ирану нефтяное окно в Европу. В конце августа президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прибудет с официальным визитом в Иран. Ключевая цель визита – обсуждение перспектив транзита иранского газа в Европу через турецкую территорию. Снятие санкций позволит Тегерану в будущем наладить экспорт газа в ЕС. В свою очередь, Турция сможет усилить позиции в качестве регионального энергетического «хаба» и одного из основных транзитеров «голубого топлива» на европейском направлении.
Напомним: Анкара сейчас закупает у Тегерана примерно 10 млрд куб. м газа в год. Иранский газ поступает в Турцию по трубопроводу Тебриз–Анкара пропускной способностью 14 млрд куб. м в год. Однако эта магистраль планировалась как часть более масштабного проекта – трубопровода «Парс» мощностью 37 млрд куб. м, который должен был связать месторождение Южный Парс с Европой через Турцию, Грецию и Италию.
Далее, как планировалось, газопровод должен был разделиться на две ветки. По северной ветви иранский газ пошел бы в Германию, Австрию и Швейцарию. По южной – во Францию и Испанию.
Проект «Парс» был отложен в долгий ящик из-за санкций, наложенных на Тегеран. Но теперь, похоже, к нему могут вернуться. По оценкам экспертов, к 2020 году Иран сможет добывать до 215 млрд куб. м природного газа в год, а экспортировать – до 35 млрд куб. м, в том числе до 20 млрд куб. м – в Европу. Иран может поставлять газ в Турцию и другим маршрутом – по строящемуся сейчас Трансанатолийскому газопроводу (TANAP), по которому собираются транспортировать газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз на границу Турции с Европой.
На днях стало известно, что азербайджанская государственная нефтяная компания SOCAR рассматривает предложение по продаже Ирану части своей доли в TANAP. Стало быть, Европе действительно недолго ждать иранского газа. Перспектива появления в Европе иранского газа корректирует российские планы. По сути, «Газпром» может лишиться изрядной доли европейского рынка – в размере тех самых 20 млрд куб. м газа, которые через Турцию готов поставлять Иран.
На руку Тегерану сыграл конфликт на Украине. Еще в сентябре 2014 года президент Хасан Роухани, в ходе встречи на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, заявил своему австрийскому коллеге Хайнцу Фишеру, что Иран готов предложить Европе «надежный источник газа, обладающий большим потенциалом». А в руководстве ЕС и раньше не скрывали, что изучают альтернативные варианты, чтобы снизить зависимость от поставок российского «голубого топлива». Зато России иранско-турецкий газопровод явно не на руку.
Иран по запасам газа занимает второе место в мире после России. Европейцы с радостью стали бы покупать иранский газ. Но и в этом случае остаются вопросы: сколько «голубого топлива» и в какие сроки мог бы поставлять Тегеран? Сейчас, напомню, поставки идут только в Турцию, и они не слишком большие по объемам. При этом регулярно происходят взрывы газопровода Иран-Турция – говорят, его взрывают курдские сепаратисты. Едва ли ситуация станет стабильнее…
Насколько стратегия Эрдогана окажется долгосрочной, будет зависеть от позиции США и стран ЕС, потому что на фоне кризиса отношений с Западом вполне логично, что Эрдоган ищет союзников в регионе, и основными из них действительно являются крупные мировые державы – Россия и Иран.
Более подробно смотрите здесь: «Турция переименовала «Джебхат Ан-Нусры» на «Джебхат-Фатх-аш-Шам» – http://www.prezidentpress.ru/news/4112-turciya-pereimenovala-dzhebhat-an-nusry-na-dzhebhat-fath-ash-sham.html.
Араик Саргсян, академик, Почётный Консул Македонии в Армении, президент Академии Геополитики
Комментариев нет
The review of a geopolitical situation in Armenia: Iran will press Russia in the gas market. Arayik Sargsyan, the academician, the Honourable Consul of Macedonia in Armenia, the President of Academy of Geopolitics.