В Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа ученые археологического комплекса «Зеленый Яр» обнаружили захоронение, датируемое XIII веком, сообщает сайт правительства ЯНАО.
«В могиле обнаружен отлично сохранившийся берестяной кокон, в котором, по всей идимости, находится мумия человека. Находка подобной ценности — первая за три года на этом археологическом объекте», — отмечают ученые.
Длина обнаруженного кокона составляет 1 метр 30 сантиметров, ширина – около 30 сантиметров в самой широкой части. Кокон полностью повторяет контуры человеческого тела. Берестяной кокон обнаружили около месяца назад, а вскрыли только сегодня.
Учёные предполагают, что внутри свёртка может находится мумия подростка. Его длина едва достигает полутора метров. Удалось также предварительно определить пол мумии, скорее всего, это мальчик. Вместе с ним был также похоронен топорик.
Внутри берестяного савана исследователи обнаружили медные пластины, они могли служить в качестве антибактериального средства. Кости и суставы тела, по предварительным заключениям не повредились.
Бересту на Руси использовали издревле. Она применялась для хозяйственных и лечебных целей. Из бересты изготавливали одежду, обувь, расчески, предметы обихода. Выбор бересты для изготовления «гроба» для ямальской мумии, отчасти, обусловлен антибактериальными свойствами коры берёзы, реализованными за счёт высокой концентрации серебра. Известно, что в сосуде из бересты долго не скисает молоко, не портится рыба, мясо, хорошо хранится мед, грибы, ягоды.
По антропологическим характеристикам мумию пока рано идентифицировать, но присутствие топорика, как и бересты, скорее, свидетельствует о её русском происхождении. Монгольские народы, которые в 20-м веке стали посещать Ямал, являются не автохтонами этих мест, а выходцами из Монголии и Северного Китая. Об этом говорит их генетика, а также язык.
Рис. 2. Фрагмент средневековой карты с изображением Майи Златогорки в районе Ямала.
В 19-м веке Ямал был необитаем. Однако в ранние времена Ямал являлся святыней для русского народа. Название «Ямал» происходит от искажённого имени русского мифологического персонажа – Богумира, сына Дажьбога, внука Перуна и правнука царя Золотого века – Сварога, о котором повествует русская летопись «Сказание о Словене и Русе». У монгольских народов Богимира звал Има или Яма (сохранилось, например, в алиярском jjan – «царь»; баск. jainko – «бог»).
Рис. 3. Изображения Майи Златогорки из района Ямала со средневековых карт.
Горы современного Урала в древности назывались именем Ямы-Имы – горы Имаум. Так они подписаны на большинстве древних географических карт.
На южной оконечности Уральских гор Богумир-Яма построил город-обсерваторию Аркаим, название которого буквально переводится «Ковчег Имы» (арк – «ковчег, корабль, город и т.п.»).
На Среднем Урале одна из самых высоких гор несёт имя Богимира-Ямы – гора Яман-Тау.
На Северном Урале и на Ямала, близ Окской губы располагались священные русские места – обитель Майи Златогорки. В древности на Ямале стоял памятник, изображавший Майю Златогорку (букв. Злата баба) и двух её детей – Купалу и Кострому. Этот памятник изображён на множестве географических карт.
В дохристианские времена, то есть до 15-го века, через Ямал проходила Ось мира. Её в 1598 году на своей карте Северного полюса изобразил знаменитый путешественник Виллем Баренц.
Рис. 4. Карта Виллема Баренца с Осью Мира, проходящей черех Ямал.
До 15-го века Ямал для русского народа оставался местом священным и чудесным. Культ Майи Златогорки, судя по географическим картам, в 13-м веке был развит сильно. Очевидно, найденная мумия принадлежит к людям, которых сегодня мы бы назвали паломниками.
Андрей Тюняев, президент Академии фундаментальных наук
Комментариев нет
Богомир