При всей нелюбви к Горбачёву, знакомясь с этими материалами, неожиданно вспомнил его публичную фразу: «А вы знаете, что профессионалы спецслужб – это страшные люди». Однако и эти «страшные люди» порой попадают под раздачу и огребают по полной программе.
Поскольку спецслужбы есть спецслужбы, то в данной истории мы даже не всегда имеем право разглашать имена и некоторые другие вещи, являющиеся служебной и государственной тайной. И всё-таки кое-что адвокатом обвиняемого Гашаева Тимура Мовсаровича рассказано.
Итак, о личности обвиняемого. Сообщает адвокат.
Мой подзащитный, Гашаев Тимур Мовсарович, 1975 года рождения, являющийся кадровым сотрудником ФСБ России (в органах с 1992 года), за время службы зарекомендовал себя порядочным, высокопрофессиональным сотрудником, имеющим неоднократные поощрения. В возрасте 29 лет получил звание подполковника досрочно и ранее не имел каких-либо «проблем с законом» даже в административном порядке. Женат, воспитывает годовалого сына. Необходимо учесть и тот факт, что Гашаев Тимур Мовсарович является представителем целой династии заслуженных чекистов, отца и брата которого знают и уважают как честных и порядочных офицеров.
Теперь о личности потерпевшего. Тоже со слов адвоката.
Потерпевшим по уголовному делу является Дмитрий Чумак, неоднократно попадавший в сводки правоохранительных органов в качестве правонарушителя.
А теперь о событиях преступления (если такое имело место быть). Основанием для возбуждения уголовного дела послужило заявление Чумака о том, что под угрозой применения насилия четыре неустановленных лица заставили его заложить автомобиль и подписать договор купли-продажи авто. Ущерб, якобы причиненный Чумаку, был оценен в 2,3 миллиона рублей. Согласно показаниям Чумака, незадолго до описанного инцидента Гашаев якобы одолжил у потерпевшего 75 тысяч долларов США, а затем чтобы их не отдавать, направил к нему вышибал (обычно бывает наоборот), которые совершили разбой.
Зато теперь в квартирах Гашаева и его брата проводят обыски, допрашиваются с психологическим давлением свидетели и одновременно идет подготовка общественного мнения к тому, что Гашаев является наглядным примером некоего оборотня в погонах.
Короче говоря, идут целенаправленные грубейшие нарушения норм УПК.
А между тем возникают вполне очевидные вопросы.
Как следует из показаний Чумака, на столь дерзкое преступление Гашаева толкнуло нежелание возвращать долг. Но человек, являющийся юристом по образованию, не мог не понимать последствий подобного действия! Следовательно, мотивом мифический долг служить не мог.
В качестве альтернативного мотива преступления называется желание незаконного обогащения путем завладения имуществом. И это крайне сомнительно. Путем простого арифметического вычисления, согласно показаниям Чумака, в преступлении якобы организованном Гашаевым, было задействовано более семи человек. Таким образом, каждый должен был «заработать». Даже если предположить что Гашаев получил бы больше, чем другие, то и в этом случае указанная сумма, принимая во внимание риск быть посаженным, социальный статус и профессиональную подготовку Гашаева, а также его семейное положение как отца и мужа, вряд ли сподвигла бы подполковника ФСБ России пойти на чисто криминальное преступление. Более того: если бы Гашаев был человеком способным на столь дерзкие и отчаянные поступки и имел бы в своем распоряжении силы в лице четырех неустановленных «молодчиков» (так пишут в СМИ) и иных подконтрольных сообщников, наверняка он был бы нацелен на куда большую наживу.
Теперь, продолжает адвокат, позволю себе остановиться на более правдоподобной версии произошедшего с Гашаевым, согласно его показаниям. Чумак, зная об этнической принадлежности Гашаева, решил, что это повод обратиться к нему с предложением о содействии в совершении серьёзного преступления. Однако Гашаев категорически отказался помогать. И предупредил, что, если Чумак не откажется от своей » глупой и низкой» затеи, то сообщит об этом в правоохранительные органы.
После чего у Гашаева и начались «внезапные проблемы с законом».
Вслед за адвокатом, задаём вопросы и мы.
Мог ли подполковник, имеющий большой опыт оперативно-розыскной деятельности, допустить такие «детские оплошности»?
Как по делу отрабатывается и прослеживается причинно-следственная связь, являющаяся одним из основных компонентов состава преступления, если по сей день исполнители преступления так и остались неустановленными?
Что могло толкнуть Гашаева на совершение тяжкого топорного преступления, неужели такая ничтожная сумма?
Что мотивировало сотрудников МВД на вопиющие нарушения норм УПК в отношении старшего офицера ФСБ России в период прохождения ими переаттестации?
Зачем нужно было инициировать и фабриковать возбуждение второго уголовного дела по тем же обстоятельствам?
Для чего нужно было арестовывать Гашаева, если его каждый день можно найти по месту работы и жительства?
Чем обоснован столь пристальный интерес к ситуации со стороны СМИ, ряд из которых явно несет репутацию «заказных»?
И что все-таки искали милиционеры на квартире у Гашаева и в квартире его брата, неужели четырех неустановленных лиц? Или все же какие либо записи не в пользу Чумака?
Люди, стоящие за Чумаком, попросту испугались, что Гашаев, узнавший о планируемом преступлении в отношении высокопоставленного чиновника, может явиться причиной всех проблем. Именно поэтому » мотивированные» сотрудники полиции предприняли максимальные усилия изоляции Гашаева, одновременно наполнив СМИ нужной им информацией. Для того, чтобы сведения Гашаеав о готовящемся преступлении не были восприняты. Быть может, Чумак, взяв крупную сумму за исполнение данного ему «заказа», попросту перевел свой долг на Гашаева, а сам впоследствии действовал по указанию.
Единственное, что необходимо Гашаеву в первую очередь как офицеру, больше всего переживающему за честь семьи, устранить тень, которую всевозможными способами пытаются бросить некие заинтересованные силы. А главное, необходимо обеспечение объективности и непредвзятости расследования возбужденных в отношении него дел. В том числе путем нейтрализации возможного давления на следственные органы и ключевых свидетелей. Хорошо было бы, чтобы лица, намеренно совершавшие незаконные действия в отношении Гашаева, были привлечены к установленной законом ответственности.
Надеемся, что это произойдёт.
Николай Твердохлебов