История простая, но впечатляющая. В тот период, когда россиянские реформаторы начали проклинать всё советское наследие и неистово боготворить Запад, в один из московских педагогических вузов власти пригласили самых прогрессивных и талантливых преподавателей высшей школы Франции. Предполагалось, что французы научат наших тому, как учить будущих учителей. Однако французы, детально ознакомившись с вузом, расписались в собственном бессилии. И растерянно развели руками: чему же мы вас научим? Нам, признались они коллегам, об уровне такого высшего педагогического образования остаётся только мечтать. И это нам надо у вас учиться, учиться и учиться.
Информационная завеса между народом и властью
Если бы речь шла только о французах и только о вузах.
Всё дело в том, что всеми уровнями советского и некоторое время постсоветского образования откровенно восхищался весь мир. Многие нам с вами элементарно завидовали. А кто-то внимательно и детально изучал, выпуская книги под названиями типа «Что знает Иван и чего не знает Джонни».
Системное и, главное, доступное образование было не только нашей гордостью, но и одним из главных социальных завоеваний великой державы.
Зато сегодня общественность не на шутку встревожена. Люди прекрасно сознают, что хочет протащить правительство под видом реформ.
В газетах и в Интернете миллионы страниц ещё с прошлого года испещрены протестами.
Существует даже гражданская инициатива за бесплатное среднее образование – добровольный союз граждан, которых не устраивает реформа образования в России. Цитата с их сайта: «В рамках школьной реформы к 2011 году часть общеобразовательных предметов может стать платной. Задача нашей Инициативы – остановить реформирование системы образования и не дать школьному образованию стать платным.
В 2010 году вышел проект Закона 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который называют «законом о школьной реформе». Согласно Федеральному закону № 83 бюджетные общеобразовательные учреждения должны финансироваться государством лишь частично.
08.05.2010 г. Закон 83-ФЗ был подписан Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. Вслед за его принятием по различным городам России прокатились волны протеста, направленные на отмену закона, а также сохранение существующей системы образования и повышения уровня жизни педагогов. В качестве организатора этих акций выступила Гражданская инициатива за бесплатное среднее образование. Среди её участников были учителя, пенсионеры, студенты, родители школьников и прочие граждане, заинтересованные в сохранении доступного среднего образования.
Несмотря на то, что закон так и не был отменён, а реализация Закона 83-ФЗ должна осуществиться в 2011 году, Гражданская инициатива продолжает отстаивать право учащихся на бесплатное образование, а учителей – на достойный уровень жизни. Регулярно проходят акции протеста против реформы образования, организованные участниками Инициативы, а также другими неравнодушными гражданами России.
Недавно на нашем сайте появился раздел, где публикуются зарплаты учителей в различных регионах России. Мы призываем всех, кто располагает документально подтверждённой информацией о том, сколько получает учитель в его регионе, сообщить об этом нам. Пусть об этом узнает вся страна, а также лично министр образования Андрей Фурсенко и президент Дмитрий Медведев. Так мы сможем преодолеть информационную завесу между народом и властью, между центром и регионами и привлечь внимание руководства страны к проблеме низких доходов учителей, а также качества образования в нашей стране».
Кто реформирует образование в великой стране
Страна должна знать своих «героев».
Безусловно, бразды реформирования отданы печально известному министру образования и науки Андрею Фурсенко. Печально известным он стал после того, как забыл обеспечить финансирование огромной категории педагогических работников. Тогдашний президент РФ Владимир Путин обеспечил Фурсенко публичную выволочку: «Вы министр, вы должны знать всё!».
Фурсенко не возражал.
Массовая критика ЕГЭ и последствий этого эксперимента, в конце концов, внедрённого в образование России, причём, после того, как от этой системы начал отказываться Запад, заставила нового президента РФ Дмитрия Медведева обратиться к Фурсенко с нелицеприятными вопросами и резкими замечаниями.
Фурсенко начал возражать. И, видимо, в дальнейшем смог убедить президента в целесообразности нововведений и их перспективности.
Между тем в первую же осень после повсеместного введения ЕГЭ в столичных вузах разразился грандиозный скандал. На первых же семинарах выяснилось, что знания первокурсников с Кавказа абсолютно не соответствуют сверхвысоким результатам тестирования в рамках ЕГЭ. Ректоры стали выяснять, в чём дело. Подключились правоохранительные органы. И народу стало ясно, что в нашей большой стране есть места, где рекордные результаты ЕГЭ можно элементарно купить. Ставка – от шестидесяти тысяч рублей и выше.
А кто же сегодня конкретно отвечает за разработку ГОС – государственных образовательных стандартов? Кто конкретно творит реформу образования?
Это Александр Кондаков. Родился в 1958 году, в 1980 году окончил Московский государственный педагогический институт, ныне университет. Учитель географии и английского языка. После окончания вуза работал учителем в московской средней школе №29, затем поступил в аспирантуру.
Тема кандидатской диссертации Кондакова – «География атомной энергетики развитых капиталистических стран». В своём вузе сначала работал ассистентом, затем старшим преподавателем, дослужившись до проректора по международной работе МГПУ им. Ленина.
Чиновником стал в 1997 году. До 2001 года успел поработать помощником заместителя председателя правительства РФ и заместителем министра образования – осуществлял координацию сотрудничества министерства с международными организациями и фондами, среди которых Совет Европы, ЮНЕСКО, Европейская Комиссия, МБРР, институт «Открытое общество» и другие крупные национальные и международные организации.
В 2001 году возглавил издательство «Просвещение».
Один из интернет-комментаторов биографии Кондакова пишет следующее: «Александр Кондаков в течение четырёх лет (наиболее важных для осуществляемых сегодня реформ – с 1997 по 2001) работал в Минобразовании и Правительстве и отвечал именно за связи с международными финансовыми организациями. Это очень важный факт. Обратим внимание на «реперные точки» биографии Александра Кондакова:
12 лет, с 1985 по 1997 год он честно трудился в отделе международных связей МГПУ, где дошел до должности начальника этого отдела. И с этой, не самой существенной должности, он стартует разом на позицию помощника председателя правительства РФ (В.Черномырдина), а оттуда, буквально через год, назначается заместителем Министра образования. Такой блестящей карьеры не делал почти никто, кому просто улыбнулась бы Фортуна. Здесь логичнее предположить наличие серьёзных связей с очень влиятельными лицами, для которых он очень надёжный соратник. В случае с господином Кондаковым эти лица явно имеют отношение к иностранным организациям, с которыми он и налаживал отношения в дальнейшем, на посту замминистра, ибо кто его мог знать лучше, по роду его деятельности в МГПУ»?
У нас нет желания размышлять об изгибах головокружительной карьеры Кондакова. И не наша задача отслеживать его связи с иностранными организациями.
Давайте лучше послушаем, как реформатор ответил на первый же вопрос читателя Ленты.ру.
– Господин Кондаков, согласны ли Вы с тем, что все движения в реформе образования (и не только), вольно или невольно приводят к ухудшению предмета реформы? С чем это связано: с неумелостью реформаторов или с сознательным вредительством населению России?
– Не соглашусь с тем, что все движения в реформе образования приводят к ухудшению предмета реформы. Другое дело, что они не дают тех результатов, которые мы от них ожидаем. Наиболее ярким индикатором этого выступают результаты исследования PISA. За последние более чем 10 лет Россия не улучшила своё положение по читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Безусловно, я не связываю это с сознательным вредительством России или с неумелостью реформаторов. Думаю, что главной причиной является увлечённость на протяжении длительного периода времени организационно-экономической составляющей реформ, а не содержательной. Всё-таки, главный вопрос образования: чему и как учить. До сих пор наша школа работает в основном в ЗУН-овской парадигме (то есть формирует знания, умения, навыки), а не в системно-деятельностной (то есть не формирует те самые ключевые компетентности, которые являются примером замера PISA). Поэтому конкурентоспособность выпускников наших школ не растёт, а падает. Это очень серьёзный сигнал в плане конкурентоспособности страны в целом.
Вот ведь какое дело. Сталкиваясь изначально с типичной для большинства из нас с вами абракадаброй («ЗУН-овская парадигма», «ключевые компетентности», «пример замера PISA»), сразу же начинаешь испытывать недоверие к человеку, который в одной из недавних телепрограмм выступал этаким социальным революционером: мол, если реформы одобряет большинство, значит, это не реформы.
Аргументы противников новой реформы
В последние дни реформаторы образования в России усилили натиск на тех, кто против. Однако попытки выставить тех, кто против, людьми недостаточно компетентными или критиканами, лишёнными объективности, оказывается тщетными, когда обращаешься к личностям. Среди знаковых противников такого реформирования образования, которое затеял Фурсенко, Олег Николаевич Смолин. Кто это?
Депутат Государственной Думы. Заместитель председателя Комитета по образованию. Доктор философских наук, член-корреспондент Российской академии образования. Первый вице-президент Паралимпийского комитета РФ. Президент общества «Знание» России. Президент Ассоциации издателей и пользователей учебной литературы «Российский учебник». Поэтому давайте внимательно послушаем этого эксперта.
– В действующем законе есть учреждения дополнительного образования, они прописаны в 26-й статье в новом законопроекте. Правда, есть целая глава по этому поводу, но содержательно она практически ничего не добавляет к действующему законодательству, просто там это размазано по тарелке более тонким слоем. Проблема не в том, что их нет в законе, а проблема в том, что учреждения дополнительного образования должны быть по статусу, а педагоги по социальным гарантиям приравнены к тем, кто реализует основные образовательные программы, попросту говоря к школе, если это учреждение высшее, то к ВУЗу. Этого в законопроекте нет. Что касается образования людей с инвалидностью, к сожалению, в новом законопроекте нет отдельной главы. Есть две статьи про дошкольное образование и про школьное образование, но там не представлены никакие социальные гарантии, которые необходимы для того, чтобы эти дети учились. Новый законопроект, и вообще закон об образовании, конечно нужен, но нужен только в том случае, если он принесёт пользу образованию. А этот законопроект, если он будет принят в данной редакции, принесёт образованию вреда намного больше, чем пользы. Я не могу ограничиваться только школой, но я вам хочу сказать следующее. Помимо того, что этот законопроект огромный и пустой, когда мы его первый раз обсуждали в июне на комитете, у нас часть депутатов Государственной думы просила: «Дайте нам сокращённый вариант, наши депутатские мозги не способны для восприятия этого законопроекта». Эта фраза вошла в Интернет, и в протокол заседания комитета, в стенограмму заседания комитета. Половина содержания законопроекта можно изложить в виде двух статей. Статья первая, министерство образования и науки если захочет, то может почти всё. Статья вторая: «Если кто не понял, смотри статью первую». Помимо этого в законопроекте содержится целый ряд положений, ухудшающих положение участников образовательного процесса. Например: «Предполагается сократить коммунальные льготы для сельского учителя». Куда же ещё? Ведь и цари, и генсеки считали их необходимыми, почему же современная власть не может найти средства на поддержку сельского учителя при его зарплате 5 – 7 тысяч рублей? Далее, в этом законопроекте почему-то предполагается ликвидировать как особый уровень начальное профессиональное образование. Похоже, что хотят, чтобы дети из не очень благополучных семей только профессионально натаскивались, а не получали при этом хоть сколько-то серьёзного общего образования. В этом законопроекте предполагается лишить льгот при поступлении в профессиональные учебные заведения инвалидов, их у нас и так 1 процент. Будет минимум в 4 раза меньше. Зачем – непонятно. В этом законопроекте предполагается провести так называемую массовую реструктуризацию высших учебных заведений. То есть осуществить голубую мечту Андрея Фурсенко: сократить ВУЗы с тысячи с лишним до 150-ти – 200-т, кстати, ровно столько у нас было в 1917-м году. И, наконец, в этом законопроекте предполагается усилить неравенство образовательных возможностей, в том числе путём финансирования ВУЗов в зависимости от результатов ЕГЭ абитуриентов. Значит, технические ВУЗы сядут вообще, а наиболее престижные, которые сейчас, мягко говоря, не обделены деньгами, получат ещё больше. Я считаю, что это принципиально неверная установка образовательной политики.
К тому, что сказал один из самых квалифицированных экспертов в области образования, нам остаётся добавить следующее.
Ни одна, даже самая надёжная система, не выдерживает постоянных и резких вторжений и попыток её видоизменить. Система от этого разрушается. Приходит в негодность. Гибнет. И порой создаётся впечатление, что реформа образования затеяна не ради образования, а ради самой реформы.
Или ради непомерных амбиций г-на Фурсенко с его хронической тягой к разрушительству?
Лукьян Чесноков
Комментариев нет
Хорошая статья. В конце правильно подмечено, что Фурсенко затеял реформирование образования ради реформы, амбиций и тяги к разрушительству. Вопрос:» На кого работает Фурсенко?»
по большому счету обсуждать нечего (время обсуждений прошло), эта группировка из Питера загнала всю страну в тупик. Время действовать. Но никто толком не знает, как. Народ безмолвствует.