YouTube LinkedIn Flickr VKontakte
    "Президент" Общественно-политическая газета
    • Главная
    • О газете
    • Новости
      • Армия и ВПК
      • В мире
      • Главная новость
      • Дети
      • Закон
      • История России
      • Культура
      • Медицина
      • Политика
      • Наши расследования
      • Новости президента
      • Образование и наука
      • Общество
      • От первого лица
      • Происшествия
      • Спорт
      • Фотогалерея
      • Экономика и бизнес
    • Расследования
    • Архив печати
    • Обращение в редакцию
    YouTube LinkedIn VKontakte
    "Президент" Общественно-политическая газета
    Главная»Главная новость»Командир воздушного штрафбата
    Главная новость

    Командир воздушного штрафбата

    By Редакция21.10.2010Изменено: Комментариев нет7 Минут чтения
    VKontakte Ok
    Поделиться
    VKontakte Ok

    Хранит дома все, что осталось от сбитого им аса люфтваффе полковника фон Берга

    Командир воздушного штрафбата

    Продолжение. Начало в №?19

    Летом 42?го на Калининском фронте, в 3?й Воздушной армии был создан летный штрафполк. Командовать им вызвался Иван Федоров. «Мне вручили огромные полномочия и новый пистолет. Сказали, пригодится. За любое неповиновение – расстреливать подчиненных на месте».

    – Стреляли?

    – В кого – в боевых товарищей? Я ни одного взыскания никому за всю войну не вынес. Единственный, наверное, был такой на войне командир.

    – Даже не ругали?

    – Это было. Но я заранее предупреждал подчиненного: держись, сейчас материться буду. Потом благодарили меня за такие взыскания.

    – Как относились к вам – любили?

    – Ну не знаю, любили они меня или не очень. Два раза бросали в воздухе – это любовь?

    – Если только до гроба. Расскажите, как дело было.

    – Первый же бой. Мне сообщили: в воздухе до 70 истребителей и бомбардировщиков противника. Разогнать, разметать, уничтожить! Это нам, штрафникам, приказ.

    – Сколько вас?

    – Тогда я смог поднять 18 самолетов. Летим. На подходе к противнику оборачиваюсь, а за мной никого. Бросили. Смылись. Нету!

    – Как смылись, куда?

    – Домой. Знали, что из такого боя живыми не выйти. Струсили, короче.

    – Что же вы?

    – Что я? Направил свой самолет в немецкую кучу. Пока там что?то сообразили, шесть бомбардировщиков превратились в факелы. Последний я сбил тараном – выпустил шасси и ударил колесами.

    – Сколько раз побеждали тараном?

    – Шесть. Излюбленный еще с испанской войны мой прием. Сам все придумал: колесами самолета надо ударить противника по хвосту. С таким повреждением тот не жилец.

    – А вы?

    – Как повезет. Но мне все время везло: дважды спасался на парашюте, а четыре раза посадил самолет на землю и после тарана. Риск, конечно, большой. Но разве Нестеров – он же первым провел в воздухе таран – думал о том, что с ним будет после? Летчики и не должны в такой момент думать о каких?то последствиях. Придет время – на кладбище этим займемся.

    – Что значило для штрафников ваше наглядное мастерство и реальное мужество?

    – Мне и вправду нужно было показать этим… – ну тогда я их здорово материл про себя – какой у них командир. Вот и лез напролом, думал: если ребята меня не поймут, так лучше смерть.

    – Поняли?

    – Больше всего их тогда потрясло, что я вышел из этого боя без единой царапины! Смотрели на меня, будто я с того света вернулся. Ждали, что я скажу. А я молчал. Через 41 минуту снова тревога – второй вылет. Опять все взлетели со мной и… снова бросили. Пришлось одному вступать в бой, но тут меня ранило в нос и ногу. Кровища хлещет, с трудом самолет посадил. Второй раз со мной случилось такое, в Испании так же досталось, по носу. У доктора спрашиваю, вы не знаете, в чем тут причина. Знаю, говорит: не туда свой нос суешь, куда следует. Посмеялись. Нос быстро зажил, а вот нога… Там до сих пор осколок торчит, тогда в горячке удалять не стали. Рану доктор почистил, йодом залил. С тех пор всю жизнь прихрамываю, правда, летать это мне никогда не мешало.

    – Командир ранен – герой, подчиненные целы, но трусы. Кто виноват?

    – Я, конечно. Но тут же все в психике дело – кто кого! Выхожу из санчасти, летчики толпятся, спорят о чем?то. Меня увидели, глаза долу, но я ничего не сказал, усмехнулся только. Не расстреливать же их всех, в самом деле.

    – За что в штрафники попадают такие «орлы»?

    – Истории самые разные. Допустим, трое летчиков бросили повара в котел с водой, пытались сварить. За то, что не умел, по их мнению, нормально готовить.

    – Получился бульон?

    – Ну если ко мне попали… С кем?то девушка отказалась танцевать, так ее наказали, отправив в «полет» с балкона… Почти у каждого на счету нечто такое. Но в штрафники попадали не только хулиганы. Классный летчик Решетов, например, расстрелял своего ведомого. Тот трижды бросал его в бою, и Решетов не стал дожидаться четвертого раза, прямо в воздухе устроил самосуд. Так ведь за дело!

    – Почему же сам бросил вас?

    – Не помню, был он среди тех, кто бросал меня… Но я слова никому не сказал. Они ждали, что я начну возмущаться, а может быть, и стрелять – дудки! Пошел спать, измотался в тот день до предела. А на следующее утро получили новое задание.

    – Да вы же ранены: куда вам?то было лететь?

    – Все равно летал! За всю войну ни одного дня не жил в госпитале. Даже если ранен, нельзя расслабляться. Тут мне, конечно, Громов помог: дал на усиление штрафного полка лучших истребителей армии: Онуфриенко, Зайцева, Боровых, Баранова, Чреватенко. У меня сразу поднялось настроение. Все потом получили Героев, а некоторые и дважды.

    – Им не обидно было попасть в штрафники?

    – Но я же не мог один драться! А выполнять задания надо. Я им все объяснил, меня поняли. Стали воевать. Постепенно, глядя на нас, и другие втянулись. Для чего нужны штрафники? Чтобы делать самую опасную на войне работу. Вот и нам Громов поставил задачу: разделаться с немецкими асами, которые называли себя «группой дневных полетов», а мы их – картежниками.

    – Что?то такое я видел в кино… У них самолеты еще были размалеваны карточными мастями.

    – Брехня все. Никакими картами немцы свои самолеты не пачкали.

    – За что же немецких асов прозвали картежниками?

    – Так это я их назвал, и прозвище прилепилось. Когда мы фашистов сбивали, если машина не взрывалась и не сгорала, то в кабине подбитого находили, как правило, одну или несколько игральных колод. Немцы после полетов расслаблялись.

    – А вы рисовали на фюзеляже звездочки?

    – Так мы отмечали свои победы. Немцы на киле ставили черточки. Встречаешься в небе и сразу понимаешь, с кем дело имеешь.

    – Случалось так, что от этих полосок рябило в глазах?

    – Самым результативным пилотом Второй мировой считается летчик германских ВВС Эрих Хартман. Очень жалею, что мы с ним так и не встретились в небе. Историки утверждают, что у этого, безусловно, талантливого пилота и снайпера за душой 352 воздушные победы.

    – Сколько?!

    – Вот столько! Хотя мне в это тоже не верится. Ну 150 – это я еще понимаю, а то и 120 – возможно. Больше – нет!

    – По себе судите?

    – Хартману было едва за 20, когда он начал воевать с нами в 1942?м. Не очень успешно, кстати, и начинал… Но дело не в этом – у нас были разные системы учета побед. Немец вернулся из боя и говорит, к примеру: сбил два самолета. Ему верят. У нас же пилоту на слово не верили. Каждая победа должна была подтверждаться с земли. Пехотинцами, местными жителями, кем?то еще. Господом Богом, наверное… Если нет ни пехотинцев, ни жителей, ни Бога – незачет.

    – Даже если вы сражаетесь за линией фронта?

    – Так мы чаще всего там и сражались! Партизаны увидели бой, повезло. А нет – и суда нет. Оккупированная территория, кому какое дело до наших побед. Помню, мой хороший товарищ Миша Якушин сбил трехмоторный самолет прямо на линии фронта, на глазах тысячи своих – все равно не засчитали.

    – Почему?

    – Потому что очень многим нашим военным голову полностью заменяла фуражка. Вот беда так беда – хуже фашизма.

    – Чем были опасны картежники?

    – Тем, что умели хорошо воевать. Как только наши летчики появлялись на каком?то участке фронта и начинали успешно бить немцев, сразу же эта группа тут как тут. Пилоты опытные, хладнокровные. Перебьют наших лучших пилотов и дальше банкуют. Я получил приказ расколошматить картежников так, чтобы духу в небе от них не осталось!

    – Страшная задача!

    – Для кого? В небе я ничего не боялся. За два месяца с той группой – она состояла из 28 пилотов – мы разделались полностью. Вместе с моим ведомым Андреем Боровых мы завалили и командира группы, полковника фон Берга. Бой как бой, ничего особенно. Для того и дрались, чтобы всех уничтожить. На моем боевом счету это был второй «фон», первого в Испании победил. Правда, барон оказался любимчиком фюрера. Гитлер пообещал тому, кто хоть что?то найдет от Берга – хотя бы платок носовой – подарить двухэтажную виллу с коровой и 20 тысяч рейхсмарок…

    – Нашли?

    – Что?

    – Платок?

    – Кое-что получше. После боя мне принесли шпагу, белый маузер и курительную трубку в виде головы Мефистофеля. Глаза и зубы этого черта были покрыты фосфором и светились в темноте. Это были личные вещи фон Берга, он держал их в своем самолете.

    – Отправили их Гитлеру?

    – Вот еще!.. Себе оставил. До сих пор дома что?то валяется.

    – Гитлер так и не узнал, чья это работа?

    – Сразу узнал.

    – Наверное, вдвойне расстроился – ведь вашими полетами он тоже когда?то был восхищен.

    – Тут врать не буду – не знаю.

    – Так сколько времени потребовалось штрафникам, чтобы искупить свою вину?

    – Два месяца с небольшим. Август и сентябрь 1942 года. Дел наворочали…

    – Начальство осталось довольным?

    – В целом – да. Хотя были и неприятные частности. Например, командующий армии Конев хотел нас расстрелять.

    – За что?

    – Да пехота ему доложила, что во время Ржевско-Сычевской наступательной операции девять истребителей штрафников кого?то там якобы оставили без прикрытия. Но у ребят элементарно «горючка» заканчивалась, не падать же им прямо на передовой. Командующий фронтом решил всех девятерых летчиков и меня как их командира расстрелять без суда и следствия (смеется). Ну думаю, все – долетался. Но с расстрелом пришлось повременить. Работы в небе хватало, а с работниками не густо… А потом уже, когда мы картежникам задницу надрали, Конев вызвал меня и говорит: окончен бал, гасите свечи – нет больше вашего штрафполка, и не было никогда!.. Все понял? Пока я глазами хлопал, он приказывает: пиши характеристики на своих героев, самые лучшие, да не стесняйся, подпишу не глядя. Всем вернуть звания, ордена. На Военном совете Конев сказал: «Штрафники оправдали себя, сбили 519 самолетов за два месяца и потеряли только четверых».

    – Как в таких случаях говорят: на свободу – с чистой совестью. Ура?

    – Ну конечно. Штрафполк был преобразован в полк асов, вошел в состав 269?й авиадивизии. Летчиков реабилитировали, представили к орденам и медалям, четверых – к званию Героя. Меня, кстати, тоже. Однако вскоре сменился командир, новый нашел массу недостатков, в общем, Героя опять замяли. Я не роптал. Не хотите давать, не надо. Собрал «девятку» из лучших летчиков, и мы, по примеру немцев, стали заниматься «свободной охотой» за линией фронта. Тогда мода на дуэли пошла.

    – Перчатку бросали?

    – Консервную банку американскую, подарок второго фронта. Тушенка – сущая отрава, но банки красивые. Нужно было показать немцам, что и мы знаем толк в культуре. Писали записку, мол, нас – девять летчиков-истребителей, вызываем на поединок вашу лучшую «девятку». Будем прилетать каждый день в девять утра. Только драться просим по?честному – остальным во время боя не беспокоиться. Как правило, я сам летел к немцам и сбрасывал им послание прямо на ВПП (взлетно-посадочная полоса. – М. С.). Немцы отнеслись с пониманием и честно выполняли наше условие.

    – Вы что, каждый день на дуэли летали?

    – К сожалению, только 16 раз получилось. Потом дуэли были запрещены.

    – Эдиктами Гитлера, Сталина?

    – Нашими политработниками.

    – Наверное, из?за потерь?

    – Да ни одного я в тех дуэлях-боях не потерял! Наша «девятка» все немецкие группы громила. Мы действовали молниеносно, не давали фашистам мучиться. В бою для меня, например, самое большое – 4–6 секунд, и я уже кого?то сбивал. И ребята так же.

    – Фантастика!

    – Быль! Я же хитрый – знал, кого брать с собой на такие дела. Все ребята из моей «девятки» получили потом Героев, а Боровых и Зайцев – дважды. Сам я в этих дуэлях сбил 21 самолет!

    Окончание следует
    Михаил СЕРДЮКОВ
    Поделиться VKontakte Ok
    Предыдущая статья Радисты подземелья
    Следующая статья Ракетами по бомбе
    Редакция
    • Ссылка на вашу соц.сеть

    Похожие Статьи

    МИД России не рекомендует россиянам ездить в Эстонию из-за новых санкций

    29.06.2022

    Умер государственный и политический деятель Сибагатуллин Фатих Саубанович

    24.06.2022

    Газета «ПРЕЗИДЕНТ» поздравляет с Днём России!

    12.06.2022

    Владимир Путин встретился с Председателем Африканского союза, Президентом Сенегала Макки Саллом

    04.06.2022

    Зачем 70 лет назад создали команду испытателей авиационной и космической медицины МО СССР

    04.06.2022

    К 70-летию команды испытателей авиационной и космической медицины МО СССР

    01.06.2022
    Написать комментарий

    Оставьте ваш комментарий Cancel Reply

    Рубрики
    • Армия и ВПК (140)
    • В мире (29)
    • Главная новость (4 418)
    • Дети (17)
    • Закон (308)
    • История России (15)
    • Культура (114)
    • Медицина (54)
    • Наши расследования (30)
    • Новости президента (119)
    • Образование и наука (53)
    • Общество (239)
    • От первого лица (11)
    • Политика (218)
    • Происшествия (76)
    • Спорт (42)
    • Фотогалерея (1)
    • Экономика и бизнес (142)
    YouTube LinkedIn VKontakte
    • О газете
    • Расследования
    • Обращение в редакцию
    • Архив печати
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-74039 от 29 октября 2018, выдано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредителем и редакцией издания является Общество с ограниченной ответственностью "Общественно-политическая газета "Президент" (ООО "Газета "Президент").
    Издание может содержать информацию, не предназначенную для лиц младше 18 лет!

    При использовании материалов газеты "Президент", ссылка на газету обязательна. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Авторы несут ответственность за предоставленные материалы.

    2022 © ООО "Газета "Президент"
    Почтовый адрес: 109012, Россия, г. Москва,
    Красная площадь, дом 5, АЯ 10
    Адрес электронной почты: kreml@prezidentpress.ru
    Главный редактор: Удалов Сергей Викторович
    Генеральный директор: Удалов Виктор Сергеевич

    Введите выше и нажмите Enter для поиска. Для отмены нажмите Esc