В России учрежден институт финансового омбудсмена
Впервые в России обиженные заемщики банков смогут решить свои проблемы в офисе общественного примирителя – финансового омбудсмена. Услуга бесплатная, но есть и условие – сумма претензий не должна превышать 300 тыс. рублей.
По оценке международного рейтингового агентства Standard & Poor’s (S&P), на долю «плохих» кредитов приходится 40?%. У лидеров российского рынка максимальный процент по кредитам может достигать 50. Невозврат заемщиками долгов – серьезная проблема банков. По мнению экспертов, кризис нанес существенный удар по российским банкам: несмотря на то, что пик просроченной задолженности был пройден в 2009 году, качество портфеля восстановится только через два-три года.
Сейчас заемщик, недовольный взаимоотношениями с банком, имеет лишь одну возможность изменить их в свою пользу – через суд. Издержки на адвоката, пошлины, потеря времени и здоровья – не лучший способ решения споров. А если попытаться урегулировать их в досудебном порядке, как это давным-давно делают в странах Европы? Там финансовым омбудсменам приходится распутывать по несколько десятков тысяч претензий в год. Финансовый омбудсмен согласно процедуре сначала выясняет у банка, где произошла накладка в обслуживании того или иного клиента, а затем, если права клиента нарушены, выносит решение о возмещении. Банк, подписавший с омбудсменом договор, вынужден подчиниться решению, каким бы невыгодным оно ни было.
С инициативой введения в стране третейского судьи почему?то выступил не Центробанк или Минфин, а Ассоциация российских банков (АРБ). За основу взят опыт Германии, в которой успешно действует негосударственный офис финансового омбудсмена. Эта идея «проталкивалась» несколько лет, банки поначалу ей активно сопротивлялись, но со временем «созрели» до понимания, что имидж дороже судебных скандалов с клиентами. Удивляет, что пока эту идею поддержали и подписали договор о сотрудничестве в основном банки с иностранными корнями – «Райффайзенбанк», Home Сredit Bank, «ОТП Банк», GE Money Bank, «Национальный банк «Траст» и «Юниаструмбанк». По словам президента АРБ Гарегина Тосуняна, финансовые учреждения присоединяются к новой системе добровольно. «Законодатель пока не дозрел до того, чтобы принять необходимый закон. Законодательство идет от практики», – пояснил он. В АРБ уверены, что примерно 80?% обращений со стороны недовольных клиентов банков будут удовлетворены еще на уровне аппарата омбудсмена. В московском офисе при АРБ три юриста будут принимать заявления от попавших в трудные финансовые ситуации граждан. Задача посредника-омбудсмена выработать варианты реструктуризации кредита на досудебной стадии. Например, если клиент заболел и не может выплатить взнос по кредиту вовремя, предоставить ему отсрочку.
Российским финансовым омбудсменом назначен Павел Медведев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, член Национального банковского совета (на фото). Заниматься этой работой он будет на общественных началах, так как «депутат не имеет права получать какие либо-доходы, кроме депутатской зарплаты», – пояснил Медведев. Но вряд ли это обстоятельство повлияет на качество его работы. Как политик и профессионал, Медведев пользуется безусловным доверием банкиров. В течение 20 лет он участвует в разработке и принятии практически всех законов, регулирующих банковскую сферу и вкладчиков.
– Ко мне, начиная примерно с 1992 года, обращаются очень многие со всей страны с просьбами помочь в разрешении конфликта с какой?нибудь финансовой организацией. Начиналось все с компании «МММ» и похожих на нее пирамид, – рассказывает Павел Алексеевич. – Потом ситуация изменилась, пирамиды исчезли, но появились псевдобанки. Люди им доверяли деньги, но назад их получить не могли. Суды, попытки что?то из таких банков вытащить… К сожалению, успехов было мало, потому что эти банки успевали украсть все, что только можно было украсть, и исчезали.
В связи с чем Медведев со свойственной ему напористостью пробивает в течение 12 лет закон о страховании вкладов. Большинство банкиров противились этой инициативе.
– Года три тому назад, когда уже работал закон о страховании, подошел ко мне банкир из Нижнего Новгорода, который яростно возражал против закона. Возражал потому, что за закон о страховании каждый банкир должен платить. И сообщил мне, что накануне он и другие нижегородские банкиры выпили за мое здоровье, – вспоминает Медведев. – Оказывается, благодаря тому, что банки вступили в систему страхования, доверие к ним повысилось, и граждане стали открывать больше вкладов, вновь понесли им деньги. Банкиры наконец?то поняли, что доверие намного дороже, чем регулярные ежеквартальные платежи в систему страхования. Как только проблема гарантии вкладов снялась, появилась новая – люди, оформившие кредиты, иногда не очень хорошо понимают обязательства, которые на себя берут. Особенно это проявилось в начале кризиса. Понятие «реструктуризация кредита» только начинает осваиваться. Обращаясь ко мне, они надеются: если попрошу я, депутат, то скорее будет положительное решение. Бо?льшая часть ответов, которые получаю из банков, положительная. Ведь вместо того чтобы судиться с каждым клиентом, банкам выгоднее реструктурировать кредиты. Конечно, заемщики в итоге заплатят больше, но в более удобные сроки и без лишних проблем.
Депутат уверен, что со временем финансовый омбудсмен сможет решать и многочисленные конфликты с дольщиками, которых сегодня «дурят» строительные компании. Но для начала, по словам Медведева, необходимо внести поправки в законы. Чтобы деньги дольщиков могли принимать только банки, а затем уже кредитовать ими строительные компании, пусть даже под нулевой процент. «К сожалению, сегодня в отношения дольщиков и строительных компаний финансовый омбудсмен вмешаться не может», – подчеркнул Медведев.
Иная ситуация с кредитными кооперативами, микрофинансовыми организациями. «Несмотря на принятый закон о кредитных кооперативах, на рынке действует много бандитских кооперативов, обманывающих граждан. И те кооперативы, которые захотят войти в систему финансового омбудсмена, дадут сигнал клиентам, что добросовестны, а в случае возникновения трений намерены урегулировать их мирно, до судов», – говорит Медведев.
Слово «омбудсмен» означает «представитель». Ввели это понятие шведы более 200 лет назад для контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти. В России с 1994 года действует институт Уполномоченного по правам человека.
С 1 сентября 2009 года введена должность Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, с 1 октября 2010 года– общественная приемная финансового омбудсмена. Ее возглавил Павел Медведев. Он родился в 1940 г. в Москве. Окончил механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор. В 1995–1996 гг. Медведев участвовал в работе комиссии по преодолению банковского кризиса. В 1998 г. являлся сопредседателем комиссии Госдумы по выработке мер по преодолению банковского кризиса в России. Медведев – народный депутат РСФСР (1990–1993 гг.), депутат Госдумы. Он инициировал обсуждение законопроектов, в том числе направленных на введение и совершенствование надзора за банками и создание в России системы гарантий по банковским вкладам граждан. Женат, отец троих детей и дед пятерых внуков.