YouTube LinkedIn Flickr VKontakte
    "Президент" Общественно-политическая газета
    • Главная
    • О газете
    • Новости
      • Армия и ВПК
      • В мире
      • Главная новость
      • Дети
      • Закон
      • История России
      • Культура
      • Медицина
      • Политика
      • Наши расследования
      • Новости президента
      • Образование и наука
      • Общество
      • От первого лица
      • Происшествия
      • Спорт
      • Фотогалерея
      • Экономика и бизнес
    • Расследования
    • Архив печати
    • Обращение в редакцию
    YouTube VKontakte
    "Президент" Общественно-политическая газета
    Главная»Главная новость»Кредит ломит дебит
    Главная новость

    Кредит ломит дебит

    By Редакция14.10.2010Изменено: Комментариев нет5 Минут чтения
    VKontakte Ok
    Поделиться
    VKontakte Ok

    В Сибири – 10 тонн в убыток, в США – 700?кг с прибылью

    «Статистика знает все», утверждали Ильф и Петров, и с их легкой руки фраза стала нарицательной. В свою очередь Марк Твен предостерегал: «Есть ложь, наглая ложь и статистика». Между этими двумя максимами на самом деле нет противоречия. Статистика знает только то «все», что учтено и зарегистрировано. Если предприятие, производящее табуретки, сколотит их не 100, а 110 и десять «левых», не попавших в отчетность, реализует с черного хода без уплаты налога, статистика эти табуретки «проморгает».

    «Нефтянка» – не производство табуреток. Нефтегазовый комплекс обеспечивает треть поступлений в госбюджет. От его эффективной работы во многом зависят укрепление энергетической безопасности, решение важнейших социальных проблем. Поздравляя недавно работников отрасли с профессиональным праздником, премьер Владимир Путин сориентировал их на массовое внедрение энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий. Вот об этом и поговорим.

    Напомним азы: есть нефть сырая, поступающая из скважин, и товарная, отгружаемая потребителю. Для превращения в товарную сырая нефть проходит полный цикл подготовки в соответствии с требованиями госстандарта: очищается от воды и попутного газа, а также солей, мехпримесей и поступает в парк товарных резервуаров для последующей передачи в системе Транснефти.

    Покупатель, разумеется, платить за воду не станет, поэтому вопрос с контролем влагосодержания и качества товарной нефти и учетом ее количества решен и практически закрыт, причем давно. А вот сколько реально ее качают из?под земли, статистика достоверно не знает до сих пор. Если за год в стране возникает до 200 несертифицированных НПЗ, они должны откуда?то получать нефть (которой официально как бы нет).

    Другая сторона проблемы – эксплуатация месторождений. Существует универсальный показатель – коэффициент извлечения нефти (КИН), то есть отношение извлекаемой нефти к ее геологическим запасам на разрабатываемых месторождениях. В мире этот КИН составляет от 0,4 до 0,5, как, например, в Саудовской Аравии. В США с 1990 года он вырос с 0,35 до 0,41 и продолжает расти, в России, наоборот, снизился с 0,39 до 0,30 (в Западной Сибири и вовсе 0,20–0,25) и продолжает падать.

    Почему? Да очень просто: налоговая и таможенная политика в нашей стране выстроены так, что рентабельны только высокодебитные скважины. В США скважина, качающая в сутки 0,7 тонны нефти, рентабельна, в Сибири скважина с ежедневным дебитом 10 тонн убыточна. В США налог направлен на поддержку производства, у нас – на «снятие сливок» – извлечение максимальной прибыли «здесь и сейчас». 85?% добываемой в России нефти получают с менее чем половины существующих скважин. Происходит выборочная отработка пластов, после чего месторождение можно и забросить, обворовывая, таким образом, и нынешнее, и будущие поколения.

    С 1994 года принято четыре энергетические стратегии России. Определенные в них основные параметры нефтекомплекса так и не достигнуты. С опережением прогнозов росли лишь добыча нефти и прокладка магистральных трубопроводов для ее вывоза за рубеж. Действенной стратегии развития отрасли до сих пор нет. Как нет и закона о нефти.

    Но проблемой, сколько и чего все?таки качают компании из принадлежащих государству недр, правительство с некоторых пор озаботилось. По товарной нефти такой контроль уже введен и успешно действует, причем осуществляют его отечественные установки, использующие отечественные же технологии, разработанные на группе предприятий наукограда Фрязино. Там же производят уникальные сверхвысокочастотные влагомеры нефти, превосходящие по точности (до 0,05?%) на несколько порядков любые зарубежные аналоги. В них заложены наши же ноу-хау, которые за пару десятков лет, сколько ни пытались, воспроизвести в мире никто не сумел.

    Сейчас содержание воды в добытой нефти определяют, как правило, в лабораториях. То есть отбирают пробу, везут на исследование, производят анализ. Нефть между тем продолжает и продолжает идти. И лабораторный анализ, каким бы скрупулезным он ни был, при максимальной точности покажет состав нефтеводяной эмульсии по состоянию на момент забора пробы. Что после этого поступало в трубу, остается лишь гадать. Поточный российский влагомер между тем измеряет содержание воды в автоматическом режиме с немедленным выводом показаний на индикатор, а кроме того, способен давать усредненные значения влагосодержания за тысячу суток и во всей перекачанной партии нефти. Групповая замерная установка одновременно может контролировать 8–10 скважин. Выдавай их показания на спутник, и федеральный центр будет знать реальное количество добываемой в стране нефти не по статистическим сводкам, а в режиме онлайн.

    Понятно, что ни один научно-производственный центр расходометрии не может существовать без исследовательской, испытательной, проверочной и калибровочной базы – расходомерных стендов. Такими стендами сегодня располагает Тюмень. Работающие там предприятия – ИПФ «Сибнефтеавтоматика» и другие проектируют и поставляют проверочные испытательные комплексы в другие регионы и ближнее зарубежье.

    Получается, две составляющие предлагаемого федерального центра – по влаго- и расходометрии – по факту уже есть, их нужно только институционализировать и соединить в одну цепочку под государственным крылом. При этом не нужно тратиться на изобретение велосипеда – он уже изобретен и готов сразу возвращать государству упускаемую сегодня прибыль.

    Казалось бы, за чем же дело стало? Тут?то и вылезает та самая «загогулина»: если сейчас только по влагометрии из?под учета выводятся до 5?% нефтедобычи в стране, значит, это кому?то нужно. Зачем добывающим компаниям тратиться на установку такого дотошного «ревизора», если можно поставить в десятки раз менее точный, но тоже узаконенный и разрешенный к использованию? Тем более государство, облагая налогом не сырую нефть, а товарную, само благословляет «усушку и утруску».

    В США, Канаде, на британских и норвежских буровых в Северном море, даже в Нигерии на каждой скважине учитывается все, что добывается из недр. И каждый недропользователь эти данные публикует. У нас же фетишизирована пресловутая «коммерческая тайна», зачастую покрывающая и усушку с утруской, и хищническое отношение к тому, что принадлежит всем, а значит, никому.

    Действующие в стране нормативно-правовые акты не соответствуют современным правовым, экономическим и технологическим условиям и давно требуют пересмотра. Развал созданной в советские времена научной базы нефтедобывающей промышленности привел к тому, что научные организации, курирующие разработку месторождений, оказались переданы добывающим компаниям и частным лицам. Информация о недрах, собиравшаяся десятилетиями и являющаяся национальным достоянием, частично вообще оказалась утраченной. Рассчитывать же, что научные подразделения компаний сделают детальную оценку состояния отрасли и выдадут долгосрочный и обоснованный прогноз ее развития, наивно и бессмысленно, поскольку цели нефтедобытчиков и государства не всегда совпадают. В результате госорганы не владеют текущей ситуацией по месторождениям, и реальные показатели нефтедобычи раз за разом удручающе расходятся с тем, что прописано в энергетических стратегиях. Между тем введение действенного государственного нефтеконтроля положило бы конец выборочной отработке лучших запасов и предотвратило бы потери, обеспечило наиболее полное извлечение сырья из недр, заставило компании выполнять условия договоров о недропользовании, технологических стандартов и правил, не говоря уже о пресечении коррупции, мошенничества и прямого воровства.

    Чтобы система государственного мониторинга нефтедобычи заработала, необходимы четыре составляющие: законодательная база; максимально точный раздельный учет нефти, газа и воды по каждой отдельной скважине, группе скважин и месторождениям через создание федеральных метрологических Центров расходометрии и влагометрии; система сбора и передачи данных; программное обеспечение. А главное – государственная воля, выраженная не в лозунгах, а законодательных инициативах и административных действиях.

    Сергей БОРИСОВ
    Поделиться VKontakte Ok
    Предыдущая статья Между адвокатом и судом
    Следующая статья Как сложить потенциалы
    Редакция

    Похожие Статьи

    Президент России посетил съезд Российского союза промышленников и предпринимателей

    17.03.2023

    Президент России провёл совещание по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя

    17.03.2023

    Неизвестное о МТКС «ЭНЕРГИЯ – БУРАН»

    17.03.2023

    Президент России Владимир Путин встретился с Президентом Сирии Башаром Асадом

    15.03.2023

    Президент России выступил на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры

    15.03.2023

    Эксклюзив: Открытое обращение немецкого политика Вальдемара Гердта

    09.03.2023
    Написать комментарий

    Оставьте ваш комментарий Cancel Reply

    Рубрики
    • Армия и ВПК (177)
    • В мире (63)
    • Главная новость (4 484)
    • Дети (22)
    • Закон (313)
    • История России (24)
    • Культура (153)
    • Медицина (66)
    • Наши расследования (36)
    • Новости президента (164)
    • Образование и наука (64)
    • Общество (302)
    • От первого лица (15)
    • Политика (238)
    • Происшествия (85)
    • Спорт (46)
    • Фотогалерея (1)
    • Экономика и бизнес (170)
    YouTube VKontakte
    • О газете
    • Расследования
    • Обращение в редакцию
    • Архив печати
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-74039 от 29 октября 2018, выдано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредителем и редакцией издания является Общество с ограниченной ответственностью "Общественно-политическая газета "Президент" (ООО "Газета "Президент").
    Издание может содержать информацию, не предназначенную для лиц младше 18 лет!

    При использовании материалов газеты "Президент", ссылка на газету обязательна. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Авторы несут ответственность за предоставленные материалы.

    2023 © ООО "Газета "Президент"
    Почтовый адрес: 109012, Россия, г. Москва,
    Красная площадь, дом 5, АЯ 10
    Адрес электронной почты: kreml@prezidentpress.ru
    Главный редактор: Удалов Сергей Викторович
    Генеральный директор: Удалов Виктор Сергеевич

    Введите выше и нажмите Enter для поиска. Для отмены нажмите Esc