Реформа МВД обойдется государству в 327 миллиардов рублей

Завершилось общественное обсуждение закона «О полиции», который взят президентом под личный контроль. Поправки предложили около 20 тысяч интернет-пользователей. Больше всего споров вызвали «Основные направления деятельности» и «Права полиции». Максимальный интерес – что за социальный пакет предложат российским полицейским.
Проще всего в проекте с внешним фасадом: у каждого сотрудника будет при себе значок с индивидуальным номером, фамилией и названием подразделения. Мундиры будущих полицейских скорее всего останутся похожими на современную милицейскую форму. А вот насчет цвета мнения разошлись: одни модельеры предлагают черный или темно-синий, другие настаивают на сером. Но главное, по мнению психологов, не внешность, а мотивация.
Коренную перестройку системы нужно начинать именно с перемены названий и символов, а потом и самой структуры, утверждают психологи. «Многие недооценивают силу и значение слов, и напрасно. Именно слова и названия имеют огромное влияние как минимум на психику людей. «Милиция» – это всего лишь «народное ополчение», и трудно навести порядок в среде людей, которые сознают себя всего лишь «ополченцами», а «полиция» – это уже серьезная система государственных служб и органов по охране порядка», – говорит психолог Сергей Бибко. Милиция – вооруженная группа, выполняющая приказы. Полиция – защита закона.
Милиция – наследие Октябрьской революции, добровольцы из рабочих и крестьян, «дружинники при погонах». А «полиция» сразу вселяет в общество веру в то, что его защищают профессионалы.
Нынешняя реформа – не смена вывески, а сигнал: система обновляется изнутри, настаивают эксперты.
Новый проект закона ограничивает полицейских в применении физического воздействия на граждан. В частности, запрещается бить резиновыми палками «по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, а также многократно наносить удары в одно и то же место» (ст. 22, ч. 2.). Полицейских обяжут предупреждать о применении силы, а также воздерживаться от использования наручников или других средств, заведомо влекущих телесные повреждения.
Полицию планируют ограничить и в применении спецсредств. К примеру, водометы нельзя использовать при разгоне несанкционированных митингов в морозную погоду. Применение спецсредств против беременных, инвалидов и несовершеннолетних, если последние не оказывают сопротивления, запрещается в принципе. Та же 22-я статья не позволяет останавливать спецсредствами транспорт, в котором находятся пассажиры. И это уже вызывает недоумение профессионалов: «Выходит, если в микроавтобусе едет группа бандитов, то уже не имеешь права пробить ему колеса?».
Дискуссионна статья о проникновении в жилье без санкции прокурора. В МВД возражают: в этой норме нет ничего нового. Право на проникновение в жилище без санкции есть у любой силовой структуры, а по законопроекту перед тем, как войти в помещение, полицейский должен уведомить о цели визита находящихся там людей. «Чтобы мошенники уничтожили улики или ушли через окно», – ворчат оперативники.
Будущая полиция впервые получит право без ограничений знакомиться с документацией по любой форме собственности. В частности, у ее сотрудников появляется доступ к информации в кредитных организациях.
Помимо этого, для восстановления доверия россиян к правоохранительным органам в новом законопроекте «О полиции» предусматривается «открытость и прозрачность деятельности». По задумке авторов, полицейские должны извиняться перед гражданами в случае нарушения их прав, а общественное мнение станет одним из основных критериев оценки работы правоохранительных органов, говорится в 9-й статье законопроекта.
У задержанного, как водится, обязанностей никаких, зато кое?какие права появились. В частности, из мировой практики правоохранной деятельности позаимствовано право на телефонный звонок. При аресте гражданин сможет требовать адвоката. Правда, не с момента задержания, как в милиции, а только «с момента водворения в специально отведенное помещение» (ст. 14, ч. 4).
Россияне смогут сообщать в вышестоящие инстанции о бездействии полиции или нарушении своих прав по единому общедоступному бесплатному телефону.
Сейчас право на получение социальных гарантий милиционера регулируется разделом VI действующего закона «О милиции». Однако там говорится лишь о бесплатной медицинской помощи сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей. Речи о надбавках за опасную работу или риск, а также о предоставлении жилья в федеральном законе нет. Все остальные социальные гарантии регулируются либо постановлениями правительства, либо внутренними приказами. Например, надбавка за выслугу лет с 1 января 2005 г. составляет до 120?% должностного оклада в зависимости от «места несения службы, деловых качеств и достигнутых результатов». С января 2009 г. постановлением правительства милиционеры, снимающие квартиру, имеют право на денежную компенсацию. О новом порядке предоставления жилья, пенсиях, льготах при поступлении в учебные заведения пока еще неизвестно.
Закон о социальных гарантиях примут отдельно. «Могу сказать, что социальный пакет будет достойным того, чтобы сотрудники тратили свое время, чтобы у них были критерии выполнять свой долг добросовестно, потому что, увольняясь (по негативным основаниям), он может потерять слишком большие привилегии», – заявил замминистра МВД Сергей Булавин. Прежде всего соцпакет направлен на предупреждение коррупции. К примеру, в США зарплата полицейского начинается от 35–40 тыс. долларов в год, с выслугой сумма, естественно, увеличивается. Причем за сверхурочную работу выплачивается до 150?% обычной почасовой ставки. Поэтому полицейские дорожат зарплатой, еще больше – социальными гарантиями. Они понимают, что взятка – это лишение кредита на дом, медстраховки, государственной оплаты образования детей. Если у сотрудников нашей полиции будет социальный пакет, подобный американскому, в правоохранительные органы выстроятся километровые очереди, уверяют эксперты.
При поступлении на службу в полицию необходимо пройти трехступенчатый отбор. В первую очередь, это традиционное анкетирование, вторую – переаттестация, и в третью – институт поручительства.
Опросы показывают, что милиции доверяют только 30?% россиян. 67?% не доверяют и опасаются. В США полиции доверяют 66?%, в Западной Европе – 61?%. Больше половины россиян (54?%) думают, что, если пострадают от милиции, ни суд, ни прокуратура им не помогут.