Выпускникам ПТУ гарантирована престижная работа и высокая зарплата
У некоторых выпускников Судостроительного профессионального лицея № 25 Санкт-Петербурга зарплата больше, чем у его директора. Подростки обучаются на новейших станках, которых нет пока на верфях Петербурга. Все 130 лет своего существования эта кузница рабочих кадров оставалась флагманом.
«Чтобы построить корабль, нужно сначала узнать все о свойствах металла и способах его обработки», – важно рассуждают в токарной мастерской парнишки первого года обучения.
Когда-то еще Форд сформулировал: умение обрабатывать металл есть стратегическое достоинство нации. Мы, первая в мире страна, запустившая в космос человека, разве можем тут уступать? Какое-то время назад казалось – отстали значительно, если не навсегда. Сложившаяся в советские времена система профтехобразования практически разрушена за годы «реформ». Но вот смотрю, как фрезерных дел мастер Эдуард Аркадьевич Буринский преподает новичкам азы ремесла, терпеливо поясняет первые простые манипуляции с металлом – и мальчишки, бывшая гроза подворотен, слушают!..
Конечно, у учителя тельник в голубую полоску из-под рабочей формы выглядывает, что не может не приниматься во внимание. И все тут знают, что, отслужив в ВДВ, он стал классным токарем-расточником на Адмиралтейских верфях. Мог бы зарабатывать вдвое против теперешнего. Однако предпочел учить ребят. В 2009-м Буринский стал победителем городского конкурса «Лучший мастер производственного обучения Санкт-Петербурга», был делегирован на всероссийский конкурс в Ульяновск, откуда привез диплом и знак «Мастер «Золотые руки». Но здесь уважают не только за профмастерство, но и за умение перевести его в кончики пальцев завтрашнего рабочего пополнения.
Очень хорошо это получается и в столярной мастерской у мастера Андрея Викторовича Романова, «Лучшего мастера» в 2008 году. Здесь светло от деревянных верстаков, пахнет свежей стружкой, звенит пила. Тема урока: «Отработка навыков пиления», материал в руках податливее металла…
Три предприятия, входящие в Объединенную судостроительную корпорацию – Адмиралтейские верфи, Северо-Западная верфь и Балтийский завод, – заключили с бывшим ПТУ-25 договоры и теперь вкупе с Морским техническим университетом (бывшая легендарная ленинградская «Корабелка») совместно куют кадры для градообразующей применительно к Санкт-Петербургу отрасли. Собственно, город и начинался при царе Петре как большая верфь в дельте Невы, там и сям строились корпуса военных и торговых судов. А теперь – совсем другие корабли. И воплощать их в металле должны рабочие высочайшей квалификации. Такие, каких удается готовить в лицее № 25. С изучением новейших компьютерных технологий.
В мастерской станков с ЧПУ мастер Алексей Анатольевич Кордияк (до 2009-го – слесарь-инструментальщик на «Адмиралтейских верфях», ас, ученик Буринского) рассказывает: «В нашем компьютерном классе любой может, создав сначала виртуальный образ какой-либо трехмерной детали, через короткое время изготовить ее на станке с числовым программным управлением. Когда стирается грань между теорией и практикой, многим ребятам это интереснее, чем «зависать» в Интернете».
Не так давно в мастерских побывала группа начальников цехов с верфей-партнеров. Один из них не без зависти отметил, что на предприятиях пока нет некоторых современных станков, которые используются здесь.
Откуда у лицея, который еще в 2008-м назывался ПУ, такие возможности?
«Здоровые амбиции, – улыбается директор лицея Анатолий Леонидович Женаев. – Последние четыре года мы учились побеждать в конкурсах и проектах различного уровня. Знаете, это мобилизует! Дает толчок в развитии учебно-методической базы, заставляет искать способы модернизации парка станков. На моей памяти многие ПТУ в 90-е годы просто меняли вывеску и начинали величать себя лицеями и колледжами. Мы за модой не гнались, наше преобразование не было механическим и заняло несколько лет. Работа плюс деятельное внимание Комитета по образованию позволило лицею стать победителем нацпроекта «Образование» в 2008 году. Нам выделили 40 млн рублей (20 из них мы получили от городского правительства). Все до копейки пошло на развитие материально-технической базы и новое оборудование для мастерских».
Неудивительно, что все вместе взятое позволило развернуть на базе лицея № 25 Ресурсный городской центр подготовки и переподготовки кадров для судпрома.
Бывший инспектор Главленпрофобра, кандидат педагогических наук, а ныне всеми уважаемый в отрасли директор, Женаев сам когда-то окончил ПТУ-25. И как многие коллеги-мастера сюда вернулся. Это кое о чем, конечно, говорит. Никакой тут не «отстой», как с обидой возражают министру Фурсенко мастера и педагоги лицея по поводу его недавней аттестации профессионально-технических училищ.
Надо учитывать, что система подхватывает проблемных подростков из неполных или неблагополучных семей, многие парни состоят на учете в милиции. Что-то категорически не сложилось у них в школе, у кого-то с математикой, у кого-то с классной дамой, которая чуть что, грозила: «В ПТУ пойдешь!». Спасибо, подсказали, такая в родной школе профориентация от противного. И теперь первоклассные мастера передают им профессии, которые всегда были и будут востребованы в столице отечественного судпрома. Вчерашний семи- или восьми-, девятиклассник – для каждого уровня свой срок обучения – еще только поступает в лицей на учебу, а ему уже гарантировано рабочее место и зарплата, о которой не стыдно сказать знакомым. За месяц практики на заводах станочники и сварщики старших курсов могут заработать до 12 тысяч, трудясь три дня в неделю. Что говорить про асов-выпускников, которые приходят из лицея с повышенным четвертым разрядом! После нескольких лет работы в достроечном цехе или на стапеле они получают зарплату существенно больше, чем их учителя.
Как же, интересуюсь у директора, получается «перезагрузить» это, по мнению многих, «потерянное поколение»?
«Потерянное? Не сказал бы, – реагирует Женаев. – Вот их родители, пожалуй, да, – дети безвременья, растерянные во многом по жизни люди. Приходят к нам со своим чадом и сдают на руки: «Неуправляемый! Делайте с сыном, что хотите!». Приходится напоминать: у вас он один, а у нас 800. Процентов 70 педагогической нагрузки приходится собственно на воспитательную работу».
В слесарной мастерской знакомлюсь с Татьяной Николаевной Кузнецовой, «мамой» первокурсников. Она работает в паре с «Лучшим мастером Санкт-Петербурга-2007» Владимиром Павловичем Орленко. Атмосфера на занятиях почти домашняя. В одной части чистой просторной мастерской со стеклопакетами – дорогущий кромко-гибочный американский станок, чешский универсальный и остальные подстать. На другой половине за рядами парт-столов – уютный чайный столик с самоваром, сушками-конфетами, CD-проигрывателем. Здесь часто звучит во время работы за станками хорошая музыка. Еще установлена стиральная машина, пылесос имеется, ребята сами за собой прибирают. Но главная гордость хозяев мастерской – большой настенный монитор электронного учебника по сборке корпусов металлических судов.
Видеоряд, конечно, впечатляет, позволяет оживить главные темы урока. Но главный козырь мастеров «слесарки» – это включить на весь экран видеозапись спуска корабля на воду. Потом, на заводах, ребята увидят все не раз своими глазами, но для необстрелянного первокурсника это, конечно, потрясение, когда освобожденный корпус дрогнет и сначала словно нехотя, а потом с заметным ускорением заскользит по стапелю. Врежется в невскую гладь, вскипит за бортом вода. И тогда – мастерами это проверено – в душе каждого из мальчишек поднимется что-то такое, чему трудно дать название, но что навсегда превращает их в корабелов. Дает ощущение собственной значимости, гордости за избранное дело.
Это та точка опоры, что так необходима каждому из них.