YouTube LinkedIn Flickr VKontakte
    "Президент" Общественно-политическая газета
    • Главная
    • О газете
    • Новости
      • Армия и ВПК
      • В мире
      • Главная новость
      • Дети
      • Закон
      • История России
      • Культура
      • Медицина
      • Политика
      • Наши расследования
      • Новости президента
      • Образование и наука
      • Общество
      • От первого лица
      • Происшествия
      • Спорт
      • Фотогалерея
      • Экономика и бизнес
    • Расследования
    • Архив печати
    • Обращение в редакцию
    YouTube VKontakte
    "Президент" Общественно-политическая газета
    Главная»Главная новость»Командир воздушного штрафбата
    Главная новость

    Командир воздушного штрафбата

    By Редакция07.10.2010Изменено: Комментариев нет9 Минут чтения
    VKontakte Ok
    Поделиться
    VKontakte Ok

    Истребитель немецких самолетов Иван ФЕДОРОВ получил Железный крест раньше, чем Звезду Героя

    Командир воздушного штрафбата

    Подарки от Гитлера

    – Что это за история с «воздушным штрафбатом» – был такой во время Великой Отечественной войны или нет? Фронтовики сколько лет спорят на эту тему, говорят, что это вы все придумали…

    – Как же не было, когда я сам им командовал!

    – А может, это был и не штрафбат вовсе – ведь ни одного документа не сохранилось.

    – Но я ведь жив пока!.. Какой еще нужен вам документ. Между прочим я и с Гитлером в свое время встречался, жаль автограф не взял – тоже, скажете, не было, потому что нет документа?

    – Скажу.

    – А я встречался! На банкете, в Берлине – 18 июня 1941 года. И не только я, между прочим и другие советские люди были. Пытались что?то сказать немецкому фюреру, выяснить наконец будет он воевать с нами или все это бред сивой кобылы. Он смотрел на нас и молчал. Глазенки, помню, красные, как у крысенка, – нездоровые явно. Головой иногда кивал – выражал не понятно чего. Я же не знал, что он вскоре устроит. Убил бы собственным кулаком.

    – Так вы за четыре дня до войны выпивали с Гитлером?

    – Я не пью и не пил никогда. Это надо правильно понимать. А то раз летчик, значит, выпить не дурак. Не все такие. Я, наверное, единственный вот из летной среды – могу жить без водки… Банкет был прощальный, давался в честь нас, советских летчиков. Там и Геринг был, и Риббентроп. Но особенно мне понравился Геббельс – я его сразу узнал. Обезьяна – в точности как у нас рисовали! Мне потом машина досталась его, трофейная. Гонял по Москве.

    – Как же вы попали в Берлин?

    – Приехали испытывать немецкие самолеты. Вчетвером: Супрун, Стефановский, Викторов и я. Сталин прислал, была у них с Гитлером договоренность: немецкие летчики к нам приезжают в наши училища, мы – к ним. Кстати, ничего предосудительного в этом никто не видел, до 22 июня, разумеется. 62 немецких пилота испытывали нашу технику – новейшую, лучшую. Четверо разбились. Два с половиной месяца изучали наш истребитель И-16, но научиться летать на нем так и не смогли.

    – Разве у них не хватало своих самолетов – зачем на наших было летать да к тому же биться?

    – У них «мессеры» были модернизированные. Тогда считалось, что истребитель Me-109 (Bf 109) конструкции Вилли Мессершмидта воплотил в себе все достижения мирового авиастроения. Это у них главный солдат был… Мы встречались еще в небе Испании. Нормально сбивал. Наши купили его. Только немцы же не дремали – свою модель усовершенствовали, перестроили. Получилось, что к нам попала модель первобытная… Ничего, советские конструкторы хорошенько подумали в своих подвалах, шарашках, где?то там еще да и обошли немцев. У нас же все конструкторские бюро тогда по подвалам ютились, а то и по тюрьмам. Однако наши люди и в ужасных условиях творили чудеса.

    – Что вы испытывали в Берлине?

    – Все, что предлагали. В Берлине нас встречал сам Вилли Мессершмидт – великий конструктор. Правда, одет он был как?то слишком уж скромно. Плащ стального цвета, шляпа не первой, – так скажем, свежести. Худой, высокий… Чем намерены заняться, спрашивает. Я говорю, позвольте нам взять в руки штурвалы ваших самолетов. Как полагается. Мы же не для банкетов явились сюда. Хорошо, отвечает, дадим.

    Мы никакой техники не боялись! Приехали на аэродром под Берлином. Стали летать. Гитлер сидел в сторонке, наблюдал за полетами. А я смотрю, стоит маленький самолет. Что это, спрашиваю у Мессершмидта, у вас за игрушка? Совершенно уникальная вещь, говорит. Проходит испытания. Летать на этой машине не каждый сможет – нужна серьезная подготовка. Ладно, говорю, заводите, попробуем. Шустрый такой самолетик, скорее гоночный, чем боевой, хотя пара пулеметов на нем имелась. Потом я узнал, что фашисты планировали тайно доставить эту машину в Америку для атаки на знаменитый небоскреб Эмпайр-Стейт-Билдинг в Нью-Йорке. Может, это легенда, не знаю. Все?таки немецкие летчики не были камикадзе.

    А тогда сел в самолет. Он не был доведен технически, имел уязвимые места. Но я все равно взлетел и стал выполнять фигуры высшего пилотажа. Сплошным каскадом. Больше ста разных фигур, наверное, показал, в том числе и «замедленную бочку». В то время на подобные фортеля мало кто был способен, только наши пилоты. Гитлер был потрясен.

    – Откуда вам известно о потрясении?

    – Мне потом Геринг передавал. Он вообще мужик более разговорчивый был. Вручил мне «Железный крест с дубовыми листьями I степени». Сказал, что фюрер велел наградить. Видно, зацепила моя работа. Когда началась война – мы же до последнего надеялись, что не будет такой подлянки с их стороны, – я проклял Гитлера, Геринга, всех фашистов, а «награду фюрера» отдал приемному сыну. Он играл фашистским крестом в расшибалку, получилась отличная бита!

    Тут надо бы мне, наверное, вам сказать и про карандаш шпионский, который Геринг подарил мне с коробкой патронов. Ребята потом стреляли. Приходят в гости – покажи. А есть патрончики? Есть. Давай!.. Ну и бабах… Еще он мне ракетницу карманную вручил. Маленькую, в кулаке можно спрятать, а метров на двести била неплохо. Ракеты яркие – все вокруг освещали. Главное, в кармане можно носить – занимала немного места. Да, чуть не забыл: от Гитлера рейхсмаршал передал мне еще и «личный подарок» – золотой портсигар. Или позолоченный, я так и не понял. Быстро испортился, хотя курил я тогда немного.

    – А вы что?нибудь немцам дарили?

    – Да не было ничего такого. Водку привезли, бутылок десять, но это же на один зубок, не считается… После полетов нам по 30 тысяч рейхсмарок выдали, в бонах. До сих пор одна бумажка дома лежит.

    – Да вас просто озолотили, как лучшего друга!.. Немцы разве не знали, как в Испании вы сбивали их самолеты?

    – Думаю, знали.

    – Спрашивали про это?

    – Деликатничали. О таких вещах на банкетах не говорят. Да и я бы ничего не стал рассказывать, хоть пытай. Военная тайна все?таки (смеется).

    Поцелуй Ибаррури

    – Теперь вы эту тайну можете «выдать»?

    – Теперь?то, конечно. А тогда об этом помалкивал. Не то, что Гитлеру, своим не рассказывал. Девять дней боев, и меня уже называли «дьябло рохо» – «красным дьяволом».

    – Чем такую честь заслужили?

    – У фашистов всегда самолетов было много – 50–60 сразу в небе. А наши летали небольшими группами. Четыре самолета на одном аэродроме, на другом штук шесть-восемь. Это группой уже называлось. В воздух поднимались «шестерками» и «восьмерками» – самое большое. Только однажды я был очевидцем, как под Мадридом взлетели сразу 42 наших истребителя. Там две церкви и небольшой стадион. Было так: утром их фашисты занимают, а к вечеру республиканцы приходят, выбивают оттуда. Потом звучит рожок, и все – на войне объявляется перерыв. Начинается футбол – республиканцы с фашистами. Винтовки штыками в землю – и мяч гонять. Часа через два по звуку рожка расходятся – и дальше воевать. Но это на земле, а в небе какие игры?

    – Сражались насмерть?

    – Иначе нельзя. Взлетаем, видим – все небо в крестах. Наших «звездочек» – раз два и обчелся. Поначалу страшно. Потом привык. Выбирал кучу побольше и лез туда внаглую. Как в драке. Почему? В такой тесноте один другому мешает. То нам и нужно. Я кресты вижу – они же повсюду. Ну и луплю из всех пулеметов без всякой боязни зацепить своего. Такое вот дело придумали и апробировали летчики-истребители Серов, Осипенко и я. Сходу бросались в кучу и колошматили всех без разбору. Тут не дай бог оторваться от кучи, вся стая сразу бросается на тебя, а догнать у них было на чем. У наших?то самолетов скорости меньше да и вооружение слабее. Пулеметы вроде хорошие – три тысячи выстрелов в минуту. По четыре таких пулемета. Но редко когда все работало – бывало, что ни один не стрелял. Заклинивало часто. На земле пробуешь – нормально. В воздух поднялся, уже не стреляет. Ну что делать! Такое ведь не один раз бывало, и не только у меня. Слабое вооружение, к тому же малокалиберное: двести метров предел. А подойти ближе непросто. Вот и оставалось одно: лезть в кучу. Но когда пулеметы исправно работали, случалось, что я за один вылет по три самолета сбивал. И не раз было так. На меня даже косо стали смотреть: в герои метишь? А я только во врага метил. Но у людей в таких случаях всегда зависть какая?то появляется, нет, чтобы опыт перенимать.

    – Можно конкретнее?

    – Пожалуйста. Взлетаем: Хозримов, Лазоченко, Хлысович, Панов… Линия фронта. Никого! Походили немного, и тут вижу: прямо надо мной два бомбардировщика и два истребителя. Бросаюсь к ним. Смотрю, бомбы сыплются из бомбардировщиков, а я?то снизу. Чтобы не зацепило, провожу резкий маневр, захожу слева, сзади, даю очередь – самолет загорелся и взорвался. Берусь за другой бомбардировщик. Не проходит и двух минут, как сбил обоих фашистов. Теперь самое время заняться истребителями. Их двое. Понимаю, что злые они на меня, хотят поквитаться. Пожалуйста, к вашим услугам! Смотрю, какие?то фигуры мудреные затевают – видимо, их так учили воздушному бою. Шалопаи! Это для училища хорошо, а тут выживать надо. Плюю на их выкрутасы. Бросаюсь к ближайшему, захожу в хвост и сбиваю. Так, где второй? Его уже след простыл, уходит. Даю очередь на прощание. Горючка на исходе, боекомплект на нуле – какая тут погоня. Прощаясь, смотрю вслед «везунчику», и кажется мне, что не все у него кучеряво: уходит на свою территорию со снижением. У нас так считалось: за линию фронта упал – не твой… Частенько мы подбивали фашистов, но они погибали уже на своей территории. Победы в таких случаях нам не засчитывались.

    – Несправедливо.

    – На войне все так. Ладно, возвращаюсь. Меня спрашивают: почему задержался. Да вот, говорю, увидел бомбардировщики с истребителями да и посбивал, кого смог. Меня на смех: быть такого просто не может – не было же никого! И кто такое мне говорит – друзья мои самые дорогие, воюем вместе!
    И случилось так, что все немецкие самолеты я сбил на глазах испанцев. Прибежали ночью, нашли меня и давай качать! Среди тех, кто видел мой бой, оказалась и «пламенная пассионария» Долорес Ибаррури. Она целовала меня во все доступные места (смеется). Тут же часы вручила и пистолет из нержавейки. А командующий испанскими ВВС наградил меня именным маузером. Форму еще красивую дали. Я так и щеголял потом в ней повсюду, а на голове – берет. Очень удобно. В нем даже на правительственных банкетах разрешалось присутствовать. Даже в Кремль ходил в этой форме, когда после парадов нас на банкет приглашали.

    – К Гитлеру тоже в испанском берете заявились?

    – Была такая мысль. Только товарищи не позволили – зачем, мол, гусей дразнить.

    – Любите вы подарки! И от пламенных революционеров, и от фашистских бонз… Интересно, от наших вождей что?нибудь перепадало?

    – В 1938?м, после Испании, мы, летчики-интернационалисты, оказались во Франции. В посольстве встретились с Ворошиловым. Он всех обнял, расцеловал и приказал послу купить все, что «ребятам захочется». И считать это его подарком. Валюту не жалеть, короче. Посол сразу повез нас в лучший магазин. Кто часы подбирает, кто ручку, кто бритву, а я вокруг мотоцикла «Пежо» верчусь – технику очень любил. Что, спрашивает посол, нравится? Не то слово! Ну?ка, говорит продавцам, заверните… Я на том мотоцикле стал чемпионом страны потом.

    – Сколько вы сбили самолетов в Испании?

    – Достаточно, чтобы стать кавалером высшей награды – ордена «Лавры Мадрида». А наши тогда меня впервые представили на звезду Героя Советского Союза. Но случилась досадная глупость. Нас, «интернационалистов», пригласили поделиться боевым опытом с людьми, которые только собирались в Испанию. Накрыли столы, чтобы беседа получилась более доверительной и неформальной. А один умник из НКВД пристроился у окна – в белой рубашке, выше меня ростом, но худой, и пистолет был у него первобытный какой?то. Сидит, играется оружием. Я сразу подумал, что у него не в порядке с головой… Мы культурно заняли столик на шесть человек, рядом мой друг-закадыка Боря Туржанский – Герой Советского Союза, полковник. Сидим, смеемся – все живые, здоровые, юмор любили. В том же духе и с ребятами говорим. Слово за слово… Неожиданно энкавэдэшник встает, поднимает свой пистолет и стреляет прямо в живот моему товарищу. Все ошалели. Я подхватил Борю на руки, смотрю – пуля прошла наискосок и немного торчит на выходе. Схватил ее – горячая. Достал платок, свернул в несколько слоев, да и вырвал прямо из тела, с мясом. Говорю: «Спокойно, дружище, твоя смерть теперь у меня в руках». Смотрю: а тот гад еще и в меня целится. Выстрелил и попал мне в левую руку.

    – Пьяный был?

    – Хуже – дурак! Хорошо, в правую не попал – ею?то я его и приласкал, как положено боксеру. Страшный удар нанес по уху. Все?таки чемпионом Украины был в свое время. У того аж язык выскочил. Упал, захрапел и… умер. Скандал до небес! Кто виноват? Ну, разумеется, тот, кто убил чекиста. А дурной он там был или еще какой, никого не волновало. После этого какой из меня Герой? Не судьба называется.

    Наше досье

    Иван Евграфович Федоров – летчик-испытатель 1-го класса, полковник запаса, Герой Советского Союза (1948 г.). Родился в 1914?м в Харькове – официально. (По иным данным – в обозе по дороге из Каменска на хутор Харьковка, Ростовская область). В 1921–1927 гг. беспризорничал. Потом «взялся за ум»: начальная школа, рабфак, школа ФЗУ. Работал на паровозостроительном заводе в Луганске, одновременно занимался в Осоавиахиме. Первый полет совершил на планере в 1929?м. В 1932?м окончил Луганскую военную авиационную школу летчиков. Первые воздушные бои выиграл в небе Испании (два – тараном). Воевал с японцами на Халхин-Голе, Хасане, активный участник советско-финской и Великой Отечественной войн, сражался в небе Кореи и Вьетнама. В 1942?м командовал уникальной группой летчиков-штрафников, созданной по секретному распоряжению Сталина («воздушный штрафполк»). Во время войны уничтожил лично 49 и в группе 47 самолетов противника. (Цифры официальные. Сам он считает их заниженными по меньшей мере вдвое). В 1942–1944 годах – командир авиационной дивизии. После Победы продолжил работать летчиком-испытателем в авиационной промышленности. В ОКБ С. ?А. Лавочкина выполнял испытания опытных реактивных образцов. 26 декабря 1948 г. на Ла-176 первым в стране достиг скорости звука. Участвовал в «атомной программе» СССР. Всего летал на 297 типах самолетов. В настоящее время живет в Москве.

    Продолжение следует…

    Михаил СЕРДЮКОВ

    Поделиться VKontakte Ok
    Предыдущая статья Новое царство
    Следующая статья Антияпонский тандем
    Редакция

    Похожие Статьи

    Московские и Рязанские активисты доставили гумпомощь в Донецк и Луганск

    25.03.2023

    Российско-китайские переговоры состоялись в Москве

    25.03.2023

    Президент России посетил съезд Российского союза промышленников и предпринимателей

    17.03.2023

    Президент России провёл совещание по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя

    17.03.2023

    Неизвестное о МТКС «ЭНЕРГИЯ – БУРАН»

    17.03.2023

    Президент России Владимир Путин встретился с Президентом Сирии Башаром Асадом

    15.03.2023
    Написать комментарий

    Оставьте ваш комментарий Cancel Reply

    Рубрики
    • Армия и ВПК (177)
    • В мире (64)
    • Главная новость (4 486)
    • Дети (22)
    • Закон (313)
    • История России (24)
    • Культура (153)
    • Медицина (66)
    • Наши расследования (36)
    • Новости президента (165)
    • Образование и наука (64)
    • Общество (303)
    • От первого лица (15)
    • Политика (238)
    • Происшествия (86)
    • Спорт (46)
    • Фотогалерея (1)
    • Экономика и бизнес (170)
    YouTube VKontakte
    • О газете
    • Расследования
    • Обращение в редакцию
    • Архив печати
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-74039 от 29 октября 2018, выдано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредителем и редакцией издания является Общество с ограниченной ответственностью "Общественно-политическая газета "Президент" (ООО "Газета "Президент").
    Издание может содержать информацию, не предназначенную для лиц младше 18 лет!

    При использовании материалов газеты "Президент", ссылка на газету обязательна. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Авторы несут ответственность за предоставленные материалы.

    2023 © ООО "Газета "Президент"
    Почтовый адрес: 109012, Россия, г. Москва,
    Красная площадь, дом 5, АЯ 10
    Адрес электронной почты: kreml@prezidentpress.ru
    Главный редактор: Удалов Сергей Викторович
    Генеральный директор: Удалов Виктор Сергеевич

    Введите выше и нажмите Enter для поиска. Для отмены нажмите Esc