США пытаются наладить отношения с исламским миром
Принято считать, что президент Барак Обама открыл новую главу в отношениях США с исламским миром, когда выступил в Каире 4 июня 2009 года. В своей речи он среди прочего сказал: «До тех пор пока наши взаимоотношения определяются различиями между нами, мы будем давать козыри в руки тем, кто сеет не мир, а ненависть; кто проповедует вражду вместо сотрудничества, способного помочь всем народам добиться справедливости и процветания… Я приехал сюда, чтобы положить начало новым отношениям между Соединенными Штатами и мусульманами всего мира – отношениям, основанным на взаимных интересах и взаимном уважении».
В действительности попытки Америки наладить отношения с исламскими государствами имеют давнюю историю. Турция стала союзником США по НАТО в 1950 году и является им до сих пор (несмотря на определенный сдвиг нынешнего турецкого руководства в сторону исламизма). Шахский режим Ирана был близким другом Вашингтона вплоть до исламской революции Хомейни в 1979 году. Пакистан, Индонезия, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Египет, Иордания – вот лишь некоторые исламские государства, партнерские отношения которых с США начались задолго до Обамы.
Вашингтон всегда активно вмешивался в дела исламского мира. В годы советского вторжения в Афганистан (1979–1988 гг.) США помогали моджахедам, а после сентябрьских терактов 2001 года начали войну против выросших из них талибов и аль-каидовцев. При Рейгане американцы поддерживали Саддама Хусейна во время войны Ирака с Ираном (1980–1988 гг.); при Буше-старшем они провели против того же Саддама первую «войну в Заливе» (1990–1991 гг.), а при Буше-младшем еще раз вторглись в Ирак (2003 г.) и свергли Саддама. В промежутке между двумя Бушами Билл Клинтон активно встревал в балканскую междоусобицу на стороне югославских мусульман – боснийцев и косовских албанцев.
В общем – все в соответствии с изречением, приписываемым Генри Киссинджеру: «У Америки нет друзей – у нее есть только интересы». Интересы США продиктовали Обаме необходимость попытки улучшить отношения с Ираном: попытка состоялась, но никакой взаимности не последовало. Теперь интересы диктуют противоположный подход: как признал начальник Объединенного комитета начальников штабов адмирал Майк Маллен, США рассматривают возможность военной акции против Ирана.
В борьбе с исламским экстремизмом, который в 2001 году атаковал американцев на их собственной земле, Америка не может обходиться без сотрудничества с Россией. А для России в свою очередь угроза терроризма, порожденного радикальным исламом, – повседневная реальность: и на Северном Кавказе, и в Москве, и в других местах. Как отмечает британский исследователь Майк Баукер в книге «Россия, Америка и исламский мир», Москва и Вашингтон прежде всего стремятся к безопасности и стабильности и делают они это в ущерб свободе народов исламских стран – им великие державы предоставляют и дальше жить под властью деспотических режимов.
В пику этому ученому его американский коллега Тим Уэсли недавно напомнил с телеэкрана, что все попытки провести демократические выборы в «недемократических» странах типа Саудовской Аравии, Египта, Пакистана и т.? п. приносили победу фундаменталистам.
«Вот что произойдет, если мы уйдем из Афганистана», провозгласил журнал «Тайм» на своей обложке рядом с фотоснимком чудовищно обезображенной молодой афганки. По решению суда талибана ей отрезали нос и уши за то, что она «опозорила семью своего мужа». Правительство Обамы хочет вывести войска из Афганистана уже в будущем году, но говорит об этом осторожно, с оговорками. Пока мало признаков того, что режим Хамида Карзая сможет без посторонней помощи защитить граждан своей страны от талибских ужасов.
Администрацию Обамы многие американцы считают «происламской», а самого главу Белого дома – «мусульманином» или «скрытым мусульманином». В ходе недавнего опроса, проведенного исследовательской организацией Pew Research Center, 18?% респондентов выразили уверенность, что Барак Обама – мусульманин.
Странно? Да, но еще более странно другое: полтора года назад, когда Обама только начинал свою деятельность на «посту номер один», мусульманином его считали лишь 11?% жителей США. Очевидно, этот парадокс – итог массированной республиканской пропаганды, направленной против президента. Его противники действуют по геббельсовскому принципу: «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой». «Мусульманство» Обамы – ложь, он верующий христианин. Мусульманином был его чернокожий отец, который развелся с белой матерью, когда Бараку было два года.
В последнее время президент США навлек на себя дополнительные нападки тем, что высказался в пользу права мусульман строить мечеть в Нижнем Манхэттене, недалеко от места падения башен-близнецов Всемирного торгового центра. (Правда, потом Обама уточнил, что он имел в виду не конкретное место строительства, а лишь право мусульман на еще одну мечеть в Нью-Йорке.)
Публичное высказывание Обамы немедленно вызвало не только бурю эмоций в обществе, но и политические баталии демократов и республиканцев. В преддверии промежуточных выборов в конгресс, намеченных на ноябрь, республиканцы максимально стараются использовать эту деликатную тему для саморекламы, называя планы по строительству мечети «кощунством над памятью тех, кто погиб в нью-йоркских небоскребах». По мнению экспертов, дебаты вокруг мечети могут стать «политической бомбой» для Обамы и демократов.
Согласно социологическим опросам 68?% американцев высказываются против появления мечети вблизи эпицентра терактов 11 сентября. А вот еще один результат опросов: мусульмане в США – наиболее подверженная негативному отношению религиозно-этническая группа. При этом, однако, нападений на мусульман почти нет, в то время как, например, на латиноамериканцев нападают регулярно.