В ближайшие годы поток туристов в старинный город увеличится вдвое
Когда страну захлестнула волна экономической нестабильности, Костромская область взяла курс на развитие туризма. И не прогадала – за это время число туристов, посетивших регион, значительно увеличилось. В 2009 году в Костроме побывали около 1 миллиона гостей.
Но останавливаться на достигнутом никто не собирается. Как уверяют в областной администрации, в ближайшие три года поток туристов увеличится как минимум вдвое. И оснований не верить властям нет. За сферу туризма в старинном русском городе на Волге взялись серьезно, даже c определенной долей фанатизма.
Когда два года назад во всеуслышание было объявлено о 12 костромских брендах, на которые будет сделан основной упор при развитии туризма, мало кто верил в то, что задуманное воплотится в жизнь. Критики утверждали, что единственный местный бренд, известный на всю Россию, – разбитые дороги. И противопоставить ему что?либо будет очень и очень сложно. В итоге основные трассы в области постепенно привели в порядок, а из задекларированных брендов многие начали реально работать и приносить прибыль. Сегодня на дороги жалуются лишь те, кто продвигает бренд «Иван Сусанин – патриот земли русской», потому как до места подвига народного героя действительно сложно добраться даже на комфортабельном автобусе.
Непонятно, станут ли популярными бренды «Нерехта – город-музей под открытым небом» и «Кострома – льняная столица России». Развитию первого мешает отсутствие необходимой инфраструктуры, второй же бренд пока еще существует только в виде палаток на набережной Волги, где туристам продают одежду изо льна по заоблачным ценам.
Зато в полную силу работает бренд «Кострома и Берендеево царство – родина Снегурочки». Костромская Снегурочка является официальной спутницей Деда Мороза, а ее резиденция расположена недалеко от гостиницы, названной в честь сказочной героини. На другом конце города идет масштабная реконструкция парка «Берендеевка», в котором когда?то снимался фильм про Снегурочку. Декоративные домики, построенные для съемок, простояли несколько десятков лет. В скором времени им на смену придет комфортабельный гостиничный комплекс, состоящий из нескольких десятков деревянных домов. Одновременно не забывают организаторы туров и об авторе «Снегурочки» – Александре Островском. В ста километрах от областного центра сохранилась усадьба Щелыково, где драматург и написал знаменитую пьесу, благодаря которой у Деда Мороза появилась внучка.
Еще один исторический, но не сказочный бренд, получил название «Кострома – колыбель династии Романовых». Как известно, первый представитель династии – Михаил был избран на царство именно в Костроме. До наших дней сохранилось и место, где будущему царю вручили символы государственной власти (Ипатьевский монастырь), и икона, у которой он получил благословение взойти на престол (Федоровская икона Божией Матери). В скором времени будет отмечаться 400?летний юбилей династии Романовых, а потому к этому бренду приковано особое внимание как со стороны властей, так и бизнесменов.
Кстати, наиболее популярными стали экономические бренды «Кострома – ювелирная столица России» и «Кострома – сырная столица». И если второй из них еще может вызвать какие?то вопросы, то с первым все более чем понятно: в регионе производится около трети всех золотых изделий, изготовленных в России.
Вдобавок к официальным брендам недавно региональные власти презентовали масштабную программу с громким названием «Кострома – душа России». Проект предполагает создание в городе национального центра истории, культуры и духовности. По мнению разработчиков, Кострома – идеальное место для этого. Здесь находится 535 памятников истории и культуры. Как считает губернатор Игорь Слюняев, Кострома имеет полное право претендовать на статус «души России»:
– Сердце государства – это его столица, а вот душой и духовностью особо богата провинция. И Кострома – с ее самобытностью, традициями, историей, культурным наследием вправе на это претендовать. Идея создания центра истории, культуры и духовности была подсказана Дмитрием Медведевым. Для этого потенциально есть все: и богатая история, и примеры истинного патриотизма костромичей, и великолепная природа, и древние духовные традиции, и культурная составляющая.
Сейчас определены основные направления программы, а наполнить ее конкретикой предложили не только специалистам, но и всем жителям города.
Но для того чтобы туризм стал для Костромы одним из основных источников дохода, только программ и брендов недостаточно. В первую очередь необходимо уделить особое внимание инфраструктуре. И если с дорогами и местами питания в городе все в порядке, то вот гостиниц все еще не хватает. Уже сегодня они с трудом принимают все увеличивающийся поток туристов. Очень бы не хотелось, чтобы усилия по развитию отрасли оказались бесполезными из?за банального отсутствия гостиничных мест.