Начальник московской подземки предлагает судиться с солнцем
«В последнее время стали модными страшилки про московское метро», – заметил год назад начальник «самого красивого в мире» Дмитрий Гаев.
Он не любит слова «подземка». И пожалуй, прав. Есть слова поточнее. Например «преисподняя». Постоянные пассажиры, привыкшие к вони и грязи, бомжам и наркоманам, этим летом ласково называют метро душегубкой. На многих станциях температура достигает 30, а то и 32 градусов при верхней границе санитарной нормы +28. На Замоскворецкой, Калужско-Рижской, Таганско-Краснопресненской линиях зашкаливает повсеместно. В вагонах при запертых окнах может быть и под 40. Мужчины обнажаются до трусов, женщины падают в обморок, все вместе обмахиваются газетами – третью неделю кряду.
Станционные системы вентиляции не охлаждают воздух – Гаев считает это нецелесообразным: «Вложить придется миллиарды рублей, а стопроцентный эффект не гарантирован». Из 530 составов, ежедневно выходящих на линии, лишь каждый пятый оборудован системой принудительной вентиляции. И только 16 поездов оснащены кондиционерами. К концу года прохладных вагонов станет, Бог даст, на четверть больше. На следующий год московская душегубка вынашивает план купить 15 поездов с климат-контролем и еще 10 – модернизировать. То есть в ближайшие десятилетия «самое красивое в мире» останется транспортом выносливых, крепких телом, тренированных. Задыхающимся, падающим в обморок умирающим пассажирам, чтобы остаться в живых, надо как минимум выбирать маршруты: здравпункты с дежурными фельдшерами есть лишь на 59 станциях из 182 существующих.
Нецелесообразным, нерентабельным в Москве объявляется едва ли не все, что относится даже не к комфорту пребывания в подземке, а к «прожиточному минимуму» пассажира: установка ограждений, препятствующих падению на рельсы, разметка платформ, указывающая на двери вагонов, снижение уровня шума… Зато целесообразно пускать галерейные и литературные составы, на торжественной отправке которых в первый рейс можно красиво попиариться. Рентабельно иметь начальника метрополитена почти столь же бессменного, как мэр.
В городах и странах, считающих себя цивилизованными, другое понимание «рентабельности». В токийском метро, вдвое более протяженном, чем московское, все составы укомплектованы не только кондиционерами, но и системами подогрева сидений – при том что легкий морозец в японской столице – гораздо большая погодная аномалия, чем тридцатиградусная жара в столице российской. Немецкий перевозчик Deutsche Bahn, в чьих поездах из?за жары вышли из строя кондиционеры, компенсирует причиненные неудобства отступными по 500 евро или бесплатными билетами. На заведомо нерентабельную акцию железная дорога потратила более 130 тысяч евро. О том, что в душные дни перевозчик каждые полчаса раздавал пассажирам прохладительные напитки, даже неловко напоминать – для немцев это естественно.
Как сообщил неделю назад «Президент», Общество защиты прав потребителей подало на московский метрополитен в Мещанский районный суд. Реакция Дмитрия Гаева была в духе вверенного ему объекта. Собрав пресс-конференцию, начальник метро посоветовал защитникам пассажиров вчинять иски подмосковным торфяникам и солнцу.
В том, что происходит в подземке, приравненной таким образом к небесному объекту или даже чуду природы, виноваты, по словам Гаева, «пытающиеся привлечь к себе внимание» юристы, а более всего – их подопечные, имеющие привычку спуститься в преисподнюю.
«Источником тепла в метрополитене являются и сами пассажиры: каждый из нас – 100?ваттная лампочка, которая постоянно горит», – объявил король-солнце московской душегубки.
Вероятно, ему было бы сподручнее перевозить нас холодненькими. Но это – другая профессия.
Комментариев нет