Кто подарил миру электрическое освещение
Сегодня электрическая дуга называется вольтовой, открывателем ее считается английский физик Дэви, который «открыл» ее в 1810 году. Итальянский физик Вольта изобрел в 1800 г. «вольтов столб» – прообраз современной батарейки, совсем не похожий на «дугу». Как объяснить эти странные зигзаги в названиях физических явлений?
Электрическую дугу открыл в 1802 г. в Петербурге гениальный русский физик, первый в мире электротехник и электрохимик Василий Владимирович Петров. Сделал он это с помощью сконструированной им гигантской гальванической батареи.
Петров родился в Обояни Курской губернии 19 июля 1761 г., учился у местного дьячка, затем в Харькове и Санкт-Петербурге. Открытие состоялось, когда Петров работал профессором физики в Петербургской медико-хирургической академии, куда перебрался после преподавания физики и математики в Колыванско-Воскресенском горном училище в городе Барнауле на Алтае. Петров показал опытным путем возможность использования электрической дуги для плавления металлов и освещения.
Одного открытия Петрову было мало: он изобрел и начал применять электроизоляцию, систематизировал явления люминесценции. Администрация академии, узнав об открытии дуги Петрова, предложила профессору произвести опыт воспламенения электрическим пламенем пороха в пушке. Опыт удался. Электрический запал стал широко применяться в Российской армии.
В 1803 г. Петров издал в Санкт-Петербурге книгу с подробнейшим названием «Известие о гальвани-вольтовских опытах посредством огромной батареи, состоявшей иногда из 4200 медных и цинковых кружков» с разъяснением своих открытий. Он описал получение электрического света и белого пламени между двумя кусками древесного угля, отметив, что от этого «темный покой достаточно ярко освещен быть может», то есть впервые в мире недвусмысленно выдвинул идею электрического освещения, им же впервые в мире и реализованную.
В начале XIX века не было известно ни одного технического приложения электричества, даже самого элементарного, не то что освещение или плавка в пламени дуги! И вдруг такая россыпь открытий и изобретений! Почему гений такого масштаба практически неизвестен? Мог ли Дэви, переоткрывший электрическую дугу через восемь лет после Петрова, не знать о гениальном предшественнике?
Все свои труды Петров писал по-русски; будь они на латыни, наш физик сразу бы стал всемирно известен. В Санкт-Петербургской академии начала XIX века царило «немецкое засилье». Академик Крафт в 1803-м отказался представить книгу Петрова, как того требовали правила. Более того, в 1805 г. в своей статье он выставляет первооткрывателем электрической дуги механика академических мастерских с германской фамилией Меджер. Версия Крафта не оставила следа в науке, но похоже, что Дэви, получив все же информацию об опытах Петрова и поняв, что первооткрывателя не признают в родной стране, выполнил необходимые технические действия, повторил эксперимент и, как истинный ученый, не сознавая себя пионером, назвал электрическую дугу именем другого научного предшественника – итальянского физика Вольта. Что отчасти справедливо, так как Вольта невольно помог Петрову, который воспользовался в качестве технического средства огромными «вольтовыми столбами».
Светоносная дуга Петрова работает в прожекторах, в том числе войсковых, кинопроекторах, установках для спектроскопии, в лампах «горного солнца», газосветных трубчатых светильниках дневного света, газосветных трубках, используемых в рекламе.
Включая свет, вспомните, что первым предложил использовать электричество для освещения, создал и применил первый электроосветительный прибор русский гений Василий Петров.
Он умер 3 августа 1834 г. в Петербурге. Академик Петр Леонидович Капица считал Петрова первым физиком мира: «Для меня нет никакого сомнения, что по своим научным открытиям Василий Владимирович Петров должен был бы занять одно из самых первых мест не только в нашей, но и в мировой науке, как крупнейший физик-экспериментатор».
Русские изобретатели подхватили гениальные предвидения Петрова и продолжили их практическое внедрение: в деле освещения это были Чиколев, Яблочков, Лодыгин, а в части использования электричества для плавления и сварки металлов – Бенардос и Славянов.