Донская столица – В ПЕРВОЙ ДЕСЯТКЕ в списке ВЕДУЩИХ ДЕЛОВЫХ ЦЕНТРОВ РОССИИ, по версии журнала «Форбс»
По мнению «Форбс», лучше всего переживают кризис не только столицы сырьевых регионов и города, где реализуются крупные инвестиционные проекты, но и города, где еще до кризиса сформировалась диверсифицированная экономика, а власти не злоупотребляют протекционизмом. Как следует из рейтинга, в Ростове-на-Дону намного выше покупательная способность населения и почти в три раза лучше развита инфраструктура, чем на Кубани. Снизили же позиции Ростова такие обстоятельства, как высокий уровень преступности и слабая устойчивость предпринимательства перед кризисом.
Сам факт, что Ростов опередил олимпийский Сочи, куда сейчас вкладываются огромные средства, довольно показателен. Ростов-на-Дону, даже несмотря на экономические неурядицы, продолжал активно развиваться, привлекая новые инвестиции в самые различные отрасли.
Например, высокие темпы производства продукции по итогам 2009 года отмечены на таких предприятиях, как ОАО «Роствертол» и ОАО «Ростовский завод гражданской авиации № 412». «Роствертол» продолжил серийное производство последних модификаций вертолета Ми-26Т и боевого вертолета нового поколения Ми-28Н, вертолетов сверхтяжелого класса, многоцелевых транспортно-боевых вертолетов Ми-24 (Ми-35) и их модификаций. Практика показывает, что донские вертолеты пользуются большой популярностью за рубежом.
Но все вышеуказанные предприятия выживают в основном за счет госзаказа. Гораздо любопытней проследить, как чувствует себя частный капитал.
Президент компании «Регион-Трейд» Дмитрий Островенко говорит: «В Ростове благодаря вековым традициям предпринимательства и многонациональному колориту для бизнеса всегда горел зеленый свет. Плюс проводимая региональными властями политика кооперации донских предприятий. Выгодно всем: бизнес размещает и получает заказы у себя дома, а в бюджет поступают отчисления от деятельности местных же компаний. Результат такой политики чувствую на себе: сейчас «Регион-Трейд» рассматривает возможность создания в Ростове сборочного производства по выпуску оборудования для крупнейших в области электростанций. Это оборудование сегодня востребовано, и, главное, сами энергокомпании заинтересованы в географической близости его производства. Типичный пример донской традиции кооперироваться».
В свою очередь завод «Эмпилс», выпускающий лаки и краски, в 2009 году увеличил в два раза по сравнению с 2008 годом производство цинковых белил. Предприятием заключены договоры на поставку продукции на Украину, в Белоруссию, Финляндию, Польшу, Чехию, Германию, Италию.
Продолжают демонстрировать рост производства предприятия, занимающиеся пошивом одежды (среди лидеров – транснациональная компания «Глория Джинс», ЗАО ПКФ «Элегант»).
Активная поддержка областными властями сельского хозяйства привела к тому, что на магазинных полках Ростова-на-Дону увеличилось количество продуктов, произведенных на Донской земле.
Несомненно, эксперты «Форбс» учли и крупные инвестиционные проекты, реализуемые в городе. Один из них – «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области». Данный проект осуществляется ростовским «Водоканалом» совместно с инвестором ОАО «Евразийский». По мнению разработчиков, он существенно улучшит ситуацию с водоснабжением города. Решение проблемы водоснабжения дало импульс для строительства. Активно ведется заселение нового Левенцовского района (его начали строить три года назад).
Другой плюс донской столицы – внимание к транспортным проблемам. Известно, что Ростов «вытянут» вдоль Дона. Это оптимальная планировка для метро, но, к сожалению, недостаточно удобная для наземного транспорта. Но в Ростове-на-Дону уже разработана документация для строительства первой очереди метрополитена по линиям запад–восток и север–юг. Метро в донской столице предположительно появится к 2014 году.
Инвестиции хоть и «зароют» в землю, но с большой пользой.